Курсовая система КС-6
Курсовая система КС-6 представляет собой комплекс взаимосвязанных магнитных, гироскопических, астрономических и радиотехнических компасов, позволяющий определять курс самолета и выдавать сигналы курса и углов отклонения от него потребителям для решения задач пилотирования и навигации.
В курсовой системе используется принцип совместной работы курсового гироскопа с каким-либо датчиком курса. Как известно, этот принцип заключается в том, что датчик-корректор вырабатывает курс самолета и выдает его на курсовой гироскоп гироагрегата для осреднения и стабилизации показаний.
Основные технические характеристики КС-6
Погрешность комплекта в определении магнцтного курса,
град……………………………………………………………………………………… 1,5—2
Погрешности комплекта в определении курсовых углов на радиостанцию, град 1—1,5
Погрешности выдачи сигнала курса потребителя, град… ±1,5—2
Дополнительная погрешность системы за каждую минуту разворота, град не более 0,15
Время готовности к работе, мин…………………………………………………. не более 5
Погрешность от уходов осн гироскопа в азимуте за 30 мин
работы, град………………………………………………………………………… не более±1—2
Потребляемая мощность (в зависимости от комплектации):
по постоянному току, вт……………………………………………………. не более 500
по переменному току, ва……………………………………………………. » » 320
Вес комплекта (в зависимости от комплектации), кг……………………. не более 48
В зависимости от решаемых задач и условий полета в курсовой системе предусмотрена возможность работы в одном из трех режимов:
в режиме гирополукомпаса; в режиме магнитной коррекции; в режиме астрономической коррекции.
Основным режимом работы системы является режим гирополукомпаса с периодической коррекцией его показаний от магнитного или астрономического компаса.
При работе курсовой системы в любом из трех режимов используются одни и те же указатели курса и одни и те же электрические датчики. При определении ортодромического или истинного курса с помощью астрономических средств используются выработанные в астрокомпасе ДАК-ДБ сигналы курса. При определении курсовых углов, магнитных или истинных пеленгов радиостанции используются выработанные радиокомпасом АРК-54 (АРК-5) сигналы курсовых углов радиостанций.
Указатели курсовой системы — комбинированные и наряду с показаниями курса, используя сигналы радиокомпаса АРК-54 (АРК-5), выдают курсовые углы и магнитные пеленги одной или двух радиостанций.
Блок-схема КС-6 приведена на рис. 209. В состав курсовой системы КС-6 входят:
индукционный датчик 25; коррекционный механизм 24; два гироагрегата 13, 16;
указатели летчика 5,5 штурмана 2, гирополукомпаса 4; пульт управления с включателем питания, переключателем рода работы, переключателем гироагрегатов, рукояток ввода широ-
ты, добаланса, переключение на Северное или Южное полушарие и кнопку ускоренного согласования 14;
соединительная коробка 9;
блок-реле для осуществления соответствующих переключений электрических цепей курсовой системы 10;
усилители каналов следящих систем 23.
Выдачу исходных данных для курсовой системы обеспечивают астрономический компас ДАК-ДБ, радиополукомпас АРК-54 (АРК-5), центральная гировертикаль и выключатель коррекции ВК.-53РБ. Наличие в курсовой системе двух гироагрегатов значительно повышает ее надежность, а наличие дублирующих указателен — уверенность в получаемой информации о курсе самолета. Питание курсовой системы осуществляется от сети постоянного тока 27 в и переменного тока 36 в частотой 400 гц.
Рассмотрим работу курсовой системы в различных режимах.
Режим магнитной коррекции устанавливается переключателем на пульте управления ПУ-1. В этом режиме магнитным корректором является дистанционный индукционный компас, состоящий из индукционного датчика ИД-2 и коррекционного механизма КМ-4.
Сигналы индукционного датчика подаются в статорную обмотку сельсина коррекционного механизма 24. В результате работы следящей системы ротор сельсина коррекционного механизма повернется относительно статора на такой же угол, на какой изменит самолет курс. Ось ротора сельсина связан с осью ротора другого сельсина КМ-4 через лекальное устройство, которое позволяет устранять девиацию и инструментальные погрешности. Корпус статора сельсина может быть повернут на некоторый угол относительно ротора кремальерой, предназначенной для ввода поправок на магнитное склонение и приведения магнитного курса к ортодро — мическому. С обмотки статора сельсина-датчика КМ-4 сигналы подаются в обмотки статора сельсина-датчика «грубого» отсчета гнроагрегата ГА-1. Ротор этого сельсина жестко укреплен на оси внешней рамки карданного подвеса гироузла.
Гироагрегат ГА-1 представляет собой гирополукомпас, ось которого удерживается в горизонтальной плоскости и сохраняет устойчивое положение в азимуте.
В начальный момент статор сельсина ГА-1 согласовывается с ротором при помощи двигателя, управляемого сигналами, снимаемыми с обмоток ротора сельсина и усиленным усилителем ГА-1. Для ускоренного согласования редуктор двигателя переключается с помощью соленоида на меньшее передаточное число. Если гироскоп сохраняет устойчивое положение в азимуте, то при развороте самолета углы поворота индукционного датчика относительно магнитного поля Земли будут равны углам поворота самолета относительно гироскопа и никаких рассогласований в следящей системе не произойдет. При уходе гироскопа в азимуте появляется рассогласование между ротором и статором сельсина, которое устраняется следящей системой путем поворота статора сельсина
ГА-1 до согласованного положения. Всякие кратковременные возмущения в индукционном датчике вызывают практически ничтожные углы поворота статора сельсина ГА-1, так как его отработка происходит через редуктор с очень большим передаточным числом.
Гнроагрегат в курсовой системе при магнитной коррекции играет роль осреднителя курса и с него снимаются сигналы курса на указатели и другие потребители.
Ось ротора гироскопа удерживается в горизонтальной плоскости с помощью коррекционного устройства, состоящего нз жидкостного маятника и двигателя коррекции. Для устранения карданной погрешности гироскоп подвешен в следящей рамке, которая отрабатывается в заданных пределах по сигналам крена от ЦГВ.
Для устранения уходов гироскопа в азимуте за счет моментов дебаланса используется коррекционный двигатель, управляемый сигналами с потенциометром на пульте управления.
Выдача курса на указатели и к потребителям осуществляется с помощью двухканальной сельсинной связи. Сельсин-датчик этой передачи установлен на оси внешней рамы гироагрегата.
Наиболее точным указателем курсовой системы является указатель штурмана VIII, предназначенный для воспроизведения магнитного или истинного курса, пеленгов и курсовых углов двух радиостанций, а также для выдачи сигналов курса на постоянном и переменном токах другим потребителям. Статор сельсина-приемника в указателе штурмана получает сигналы от сельсина-датчика, находящегося на гироагрегате.
При отработке ротора сельсина в согласованное положение поворачивается курсовая шкала, ротор сельсина-датчика и потенциометрический датчик, с которых снимаются сигналы на другие указатели. Отсчет курса производится по шкале против неподвижного индекса. Кремальера позволяет ввести поправки на магнитное склонение.
Связь с двумя радиополукомпасами осуществляется с помощью двух бесконтактных сельсинов-приемников, работающих в индикаторном режиме. На осях роторов этих сельсинов укреплены стрелки, с помощью которых можно отсчитать курсовые углы радиостанций по внешней неподвижной шкале и пеленги радиостанций по курсовой шкале.
В курсовой системе, кроме указателя штурмана, применяются также и другие виды указателей.
Указатель УК-1 представляет собой обычный логометр с подвижным магнитом, управляемый сигналами от кругового потенциометра в указателе штурмана. Он повторяет показания курса, получаемые на указателе штурмана.
В курсовых системах с двумя гироагреггтами используются вспомогательные двухстрелочные указатели типа УГА-1У, которые постоянно показывают гиромагнитный курс стрелкой с индексом «Г» и астрономический курс стрелкой с индексом «А». Сельсин — приемник указателя связан со статором сельсина-датчика в гироагрегате. Отработка ротора сельсина производится электродвигате — лем, управляемым через усилитель. Стрелка с индексом «А» связана с ротором сельсина, работающим в индикаторном режиме, связанного с сельсином-датчиком, находящимся в астрокомпасе.
Указатель УГА-1У используется для определения уходов гиро — полукомпасов, девиации и склонения при их устранении.
Режим астрономической коррекции. В этом режиме уход курсового гироскопа гироагрегата устраняется астрокомпасом.
Сельсин-приемник астрокомпаса электрически связан со статором сельсина-датчика в гироагрегате. Гироагрегат корректируется точно так же, как и от индукционного компаса. Использование гироагрегата в этом случае позволяет уменьшить динамические погрешности астрокомпаса. Кроме того, гироагрегат может быть использован для грубого выдерживания в азимуте платформы с фотоследящими головками звездно-солнечного ориентира в режиме памяти, когда временно потеряно небесное светило.
Режим гирополукомпаса. В этом режиме магнитная и астрономическая коррекции отсутствуют. В этом случае гироагрегат выполняет роль гирополукомпаса. Уход гироскопа в азимуте, вызванный вертикальной составляющей суточного вращения Земли, равной io3simp, устраняется коррекционным устройством, состоящим из потенциометрического датчика и коррекционного двигателя. Значение широты <р задается по шкале широт на пульте управления. После ввода азимутальной коррекции полет с постоянным курсом происходит по ортодромии. При длительных полетах могут накапливаться погрешности. Поэтому эпизодически гирополу — компас корректируют от астрономического или магнитного компасов.
Для устранения погрешностей на виражах и разворотах магнитная и астрономическая коррекции отключаются с помощью серийного выключателя коррекции ВК-53РБ.
Все переключения режимов работы курсовой системы осуществляются блоком реле (БР).