Курсовая система КС-6

Курсовая система КС-6 представляет собой комплекс взаимо­связанных магнитных, гироскопических, астрономических и радио­технических компасов, позволяющий определять курс самолета и выдавать сигналы курса и углов отклонения от него потребителям для решения задач пилотирования и навигации.

В курсовой системе используется принцип совместной работы курсового гироскопа с каким-либо датчиком курса. Как известно, этот принцип заключается в том, что датчик-корректор вырабаты­вает курс самолета и выдает его на курсовой гироскоп гироагрега­та для осреднения и стабилизации показаний.

Основные технические характеристики КС-6

Погрешность комплекта в определении магнцтного курса,

град……………………………………………………………………………………… 1,5—2

Погрешности комплекта в определении курсовых углов на ра­диостанцию, град 1—1,5

Погрешности выдачи сигнала курса потребителя, град… ±1,5—2

Дополнительная погрешность системы за каждую минуту раз­ворота, град не более 0,15

Время готовности к работе, мин…………………………………………………. не более 5

Погрешность от уходов осн гироскопа в азимуте за 30 мин

работы, град………………………………………………………………………… не более±1—2

Потребляемая мощность (в зависимости от комплектации):

по постоянному току, вт……………………………………………………. не более 500

по переменному току, ва……………………………………………………. » » 320

Вес комплекта (в зависимости от комплектации), кг……………………. не более 48

В зависимости от решаемых задач и условий полета в курсовой системе предусмотрена возможность работы в одном из трех ре­жимов:

в режиме гирополукомпаса; в режиме магнитной коррекции; в режиме астрономической коррекции.

Основным режимом работы системы является режим гирополу­компаса с периодической коррекцией его показаний от магнитного или астрономического компаса.

При работе курсовой системы в любом из трех режимов исполь­зуются одни и те же указатели курса и одни и те же электрические датчики. При определении ортодромического или истинного курса с помощью астрономических средств используются выработанные в астрокомпасе ДАК-ДБ сигналы курса. При определении курсо­вых углов, магнитных или истинных пеленгов радиостанции ис­пользуются выработанные радиокомпасом АРК-54 (АРК-5) сигна­лы курсовых углов радиостанций.

Указатели курсовой системы — комбинированные и наряду с показаниями курса, используя сигналы радиокомпаса АРК-54 (АРК-5), выдают курсовые углы и магнитные пеленги одной или двух радиостанций.

Блок-схема КС-6 приведена на рис. 209. В состав курсовой си­стемы КС-6 входят:

индукционный датчик 25; коррекционный механизм 24; два гироагрегата 13, 16;

Подпись: 2 J 4 5 В Рис. 209. Блок-схема курсовой системы КС-6: / — указатель радиокомпаса; 2— указатель штурмана УШ; 3 — указатель штурмана УГА—IV; 4— указатель УГПК; 5, 6 — указатели курса УК-1; 7— блок связи БС автопилота с курсовой системой; 8 — выключатели коррекции ВК-53РБ; 9 — самолетная соединительная коробка; 10—блок-реле БР-І; 11— выключатель питания КС-6; 12—центральные гировертикали ГВ-4; 13—гироагрегат ГА-1 (основной); 14 — пульт управления ПУ-І; 15 — переключатель каналов; 15 — гироагрегат ГА-1 (резервный); 17 — реле переключения указателей; 18 — выключатель астрокомпаса; 19 — реле включения питания; 20— датчик курсовых углов из комплекта астрокомпаса; 21 — блок связи астрокомпаса с курсовой системой; 22 — переключатель режимов; 23 — усилитель У-П; 24 — коррекционный механизм КМ-4; 25—индукционный датчик ИД-2; 28 — реле включения коррекции
указатели летчика 5,5 штурмана 2, гирополукомпаса 4; пульт управления с включателем питания, переключателем ро­да работы, переключателем гироагрегатов, рукояток ввода широ-

ты, добаланса, переключение на Северное или Южное полушарие и кнопку ускоренного согласования 14;

соединительная коробка 9;

блок-реле для осуществления соответствующих переключений электрических цепей курсовой системы 10;

усилители каналов следящих систем 23.

Выдачу исходных данных для курсовой системы обеспечивают астрономический компас ДАК-ДБ, радиополукомпас АРК-54 (АРК-5), центральная гировертикаль и выключатель коррекции ВК.-53РБ. Наличие в курсовой системе двух гироагрегатов значи­тельно повышает ее надежность, а наличие дублирующих указате­лен — уверенность в получаемой информации о курсе самолета. Питание курсовой системы осуществляется от сети постоянного то­ка 27 в и переменного тока 36 в частотой 400 гц.

Рассмотрим работу курсовой системы в различных режимах.

Режим магнитной коррекции устанавливается переключателем на пульте управления ПУ-1. В этом режиме магнитным коррек­тором является дистанционный индукционный компас, состоя­щий из индукционного датчика ИД-2 и коррекционного механизма КМ-4.

Сигналы индукционного датчика подаются в статорную обмот­ку сельсина коррекционного механизма 24. В результате работы следящей системы ротор сельсина коррекционного механизма по­вернется относительно статора на такой же угол, на какой изменит самолет курс. Ось ротора сельсина связан с осью ротора другого сельсина КМ-4 через лекальное устройство, которое позволяет устранять девиацию и инструментальные погрешности. Корпус статора сельсина может быть повернут на некоторый угол относи­тельно ротора кремальерой, предназначенной для ввода поправок на магнитное склонение и приведения магнитного курса к ортодро — мическому. С обмотки статора сельсина-датчика КМ-4 сигналы подаются в обмотки статора сельсина-датчика «грубого» отсчета гнроагрегата ГА-1. Ротор этого сельсина жестко укреплен на оси внешней рамки карданного подвеса гироузла.

Гироагрегат ГА-1 представляет собой гирополукомпас, ось ко­торого удерживается в горизонтальной плоскости и сохраняет ус­тойчивое положение в азимуте.

В начальный момент статор сельсина ГА-1 согласовывается с ротором при помощи двигателя, управляемого сигналами, сни­маемыми с обмоток ротора сельсина и усиленным усилителем ГА-1. Для ускоренного согласования редуктор двигателя переклю­чается с помощью соленоида на меньшее передаточное число. Если гироскоп сохраняет устойчивое положение в азимуте, то при разво­роте самолета углы поворота индукционного датчика относитель­но магнитного поля Земли будут равны углам поворота самолета относительно гироскопа и никаких рассогласований в следящей системе не произойдет. При уходе гироскопа в азимуте появляет­ся рассогласование между ротором и статором сельсина, которое устраняется следящей системой путем поворота статора сельсина

ГА-1 до согласованного положения. Всякие кратковременные воз­мущения в индукционном датчике вызывают практически ничтож­ные углы поворота статора сельсина ГА-1, так как его отработка происходит через редуктор с очень большим передаточным числом.

Гнроагрегат в курсовой системе при магнитной коррекции игра­ет роль осреднителя курса и с него снимаются сигналы курса на указатели и другие потребители.

Ось ротора гироскопа удерживается в горизонтальной плоско­сти с помощью коррекционного устройства, состоящего нз жидко­стного маятника и двигателя коррекции. Для устранения кардан­ной погрешности гироскоп подвешен в следящей рамке, которая отрабатывается в заданных пределах по сигналам крена от ЦГВ.

Для устранения уходов гироскопа в азимуте за счет моментов дебаланса используется коррекционный двигатель, управляемый сигналами с потенциометром на пульте управления.

Выдача курса на указатели и к потребителям осуществляется с помощью двухканальной сельсинной связи. Сельсин-датчик этой передачи установлен на оси внешней рамы гироагрегата.

Наиболее точным указателем курсовой системы является ука­затель штурмана VIII, предназначенный для воспроизведения маг­нитного или истинного курса, пеленгов и курсовых углов двух ра­диостанций, а также для выдачи сигналов курса на постоянном и переменном токах другим потребителям. Статор сельсина-при­емника в указателе штурмана получает сигналы от сельсина-дат­чика, находящегося на гироагрегате.

При отработке ротора сельсина в согласованное положение поворачивается курсовая шкала, ротор сельсина-датчика и потен­циометрический датчик, с которых снимаются сигналы на другие указатели. Отсчет курса производится по шкале против неподвиж­ного индекса. Кремальера позволяет ввести поправки на магнит­ное склонение.

Связь с двумя радиополукомпасами осуществляется с помощью двух бесконтактных сельсинов-приемников, работающих в индика­торном режиме. На осях роторов этих сельсинов укреплены стрел­ки, с помощью которых можно отсчитать курсовые углы радио­станций по внешней неподвижной шкале и пеленги радиостанций по курсовой шкале.

В курсовой системе, кроме указателя штурмана, применяются также и другие виды указателей.

Указатель УК-1 представляет собой обычный логометр с под­вижным магнитом, управляемый сигналами от кругового потен­циометра в указателе штурмана. Он повторяет показания курса, получаемые на указателе штурмана.

В курсовых системах с двумя гироагреггтами используются вспомогательные двухстрелочные указатели типа УГА-1У, кото­рые постоянно показывают гиромагнитный курс стрелкой с индек­сом «Г» и астрономический курс стрелкой с индексом «А». Сельсин — приемник указателя связан со статором сельсина-датчика в гиро­агрегате. Отработка ротора сельсина производится электродвигате — лем, управляемым через усилитель. Стрелка с индексом «А» связа­на с ротором сельсина, работающим в индикаторном режиме, свя­занного с сельсином-датчиком, находящимся в астрокомпасе.

Указатель УГА-1У используется для определения уходов гиро — полукомпасов, девиации и склонения при их устранении.

Режим астрономической коррекции. В этом режиме уход курсо­вого гироскопа гироагрегата устраняется астрокомпасом.

Сельсин-приемник астрокомпаса электрически связан со стато­ром сельсина-датчика в гироагрегате. Гироагрегат корректируется точно так же, как и от индукционного компаса. Использование ги­роагрегата в этом случае позволяет уменьшить динамические по­грешности астрокомпаса. Кроме того, гироагрегат может быть ис­пользован для грубого выдерживания в азимуте платформы с фо­тоследящими головками звездно-солнечного ориентира в режиме памяти, когда временно потеряно небесное светило.

Режим гирополукомпаса. В этом режиме магнитная и астро­номическая коррекции отсутствуют. В этом случае гироагрегат вы­полняет роль гирополукомпаса. Уход гироскопа в азимуте, вызван­ный вертикальной составляющей суточного вращения Земли, рав­ной io3simp, устраняется коррекционным устройством, состоящим из потенциометрического датчика и коррекционного двигателя. Значение широты <р задается по шкале широт на пульте управле­ния. После ввода азимутальной коррекции полет с постоянным курсом происходит по ортодромии. При длительных полетах мо­гут накапливаться погрешности. Поэтому эпизодически гирополу — компас корректируют от астрономического или магнитного компа­сов.

Для устранения погрешностей на виражах и разворотах маг­нитная и астрономическая коррекции отключаются с помощью серийного выключателя коррекции ВК-53РБ.

Все переключения режимов работы курсовой системы осущест­вляются блоком реле (БР).