УПРАВЛЕНИЕ ТРАЕКТОРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ НА МАРШРУТЕ

Автоматическое управление траекторным движением самолета на маршруте обеспечивает лишь эпизодическое участие или практически пол­ное невмешательство пилота в процесс управления. Это возможно в том случае, когда решена задача автоматического управления угловым положе­нием самолета. Поэтому системы автоматического управления траектор­ным движением самолета на маршруте стали дальнейшим развитием автопилотов. Их общей особенностью является автоматическое отклонение руля при появлении рассогласования между текущими и требуемыми значениями траекторных параметров положения и движения самолета.

Благоприятное влияние автоматики на процесс управления полетом самолета проявляется в улучшении качества переходных процессов возвра­щения самолета к исходной траектории после непроизвольного отклонения под действием внешних возмущений. Так осуществляется автоматическая стабилизация траекторного движения на маршруте. Кроме того, автомати­ка помогает пилоту улучшить качество переходных процессов вывода 320

УПРАВЛЕНИЕ ТРАЕКТОРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ НА МАРШРУТЕ

самолета на новую траекторию. Так осуществляется автоматическое уп­равление траекторным движением самолета на маршруте.

Основной траєкторний параметр продольного движения самолета на маршруте — высота полета. Наивыгоднейшие высоты полета рекомендуют­ся в зависимости от дальности полета с учетом ограничений по максималь­ной коммерческой нагрузке. При больших дальностях полета оптимальным эшелоном для крейсерского полета является максимальный эшелон в пре­делах ограничений полетной массы. Иногда выгоден ступенчатый профиль полета, когда самолет последовательно занимает определенные эше­лоны.

Основными траєкторними параметрами бокового движения самолета являются линейное боковое и угловое отклонения от линии заданного пути. Поэтому различают системы автоматического управления боковым линей­ным и угловым отклонениями.