ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ

Термин «самолетостроение» определяет весь комплекс процессов, связанных с конструированием, производством и испытанием само­летов, а также с проектированием самолетостроительных заводов и цехов.

Хотя все эти процессы не изолированы друг от друга, но они могут быть подразделены на две основные группы. К первой группе отно­сятся конструирование и проектирование самолета, основанные на законах аэродинамики, прочности материалов и строительной меха­ники с учетсм технологии и экономики производства. Ко второй группе относятся производство и заводские испытания самолетов, а также проектирование заводов, причем при разрешении последних вопросов руководствуются теоретическими и практическими данными по обработке различных материалов, организации и экономике про­изводства, материаловедению, технологии самолетостроения и т. д.

Процессы конструирования самолетов и производства их наиболее тесно и взаимно связаны в отношении выбора конструкционных ма­териалов и конструктивных форм, а также зависят от развития технологии самолетостроения.

Выбор того или иного конструкционного материала в основном определяет характер производства. Применение дерева в качестве основного конструкционного материала требует развития деревооб­делочных цехов, а переход к дуралюминовым конструкциям потребует перестройки производства с развитием цехов по обработке листовых материалов. Замена дуралюминовых конструкций, где широко приме­няют клепку, стальными вновь потребует перестройки производства, так как стальные части соединяют путем сварки, вследствие чего необходимо будет расширить сварочные цехи.

Конструктивные формы не только всего самолета или его крупных частей, но даже отдельных узлов в значительной мере влияют на из­менение методов производства. Так, при замене сборных конструкций узлов—узлами, изготовляемыми из целого куска материала, сравни­тельно малопроизводительные процессы клепки и сварки заменяются процессами более производительными—отливкой, горячей штам­повкой или ковкой.

Развитие новых технологических методов обработки в свою очередь влияет на конструкцию самолета. Например, с освоением производ­ства сварки алюминия и его сплавов изменились конструкция авиа­ционных баков и материал, из которого их изготовляли, а освоение точечной сварки дуралюмина дало возможность применять сварные дуралюминовые узлы вместо клепаных.

Таким образом изменение материала для конструкции может не только повлиять на характер и методы обработки, но и потребовать коренной перестройки всего процесса производства.

Наряду с этим каждая конструкция должна предоставлять воз­можность наиболее рационального ее осуществления, с применением наиболее совершенных технологических процесов. Вследствие этого необходимо, чтобы при создании новых типов самолетов или при модернизации старых конструкций конструктор и производственник были возможно теснее связаны между собою по работе.

Самолетостроение представляет самостоятельную отрасль машино­строения, причем находится на одной из высших ступеней обрабаты­вающей промышленности, так как выпускает законченные очень слож­ные изделия, требующие высокой точности обработки. Разнообразные конструкционные материалы и полуфабрикаты авиапромышленность получает от многочисленных предприятий других отраслей промыш­ленности, для которых эти материалы и изделия являются основной продукцией.

Совместное участие нескольких заводов в производстве одного законченного изделия, в данном случае самолета, называется техни­ческим (производственным) кооперированием. Внутри авиапромыш­ленности кооперирование протекает по линии получения самолето­строительными заводами готовых изделий других заводов. Главней­шими из них являются заводы авиамоторов и их арматуры, винтов, стандартизованных деталей, арматуры, бензо-, масло-, водопроводов, подшипников, колес, радиаторов, полуосей, оборудования и вооруже­ния. Наконец, самолетостроительные заводы кооперируются в отно­шении производства отдельных агрегатов или отдельных частей само­летов, например, крыльев, шасси, кабин, тормозных колес и т. п. Поэтому самолетостроение как часть авиапромышленности и всей промышленности страны в целом нельзя рассматривать изолированно, но необходимо учитывать зависимость его от развития и состояния других отраслей промышленности, так или иначе связанных с ним.

Необходимо также учитывать, что каждую конструкцию самолета непрерывно улучшают и модернизируют, чтобы поддерживать ее на уровне все повышающихся эксплоатационных и тактических требова­ний. Вследствие этого в процессе производства приходится вносить много различных изменений. Это обстоятельство требует от произ­водства маневренности, т. е. способности быстро и гибко приспосаб­ливаться в процессе изготовления продукции к значительным и многочисленным изменениям ее конструкции, а также к полной смене объекта производства, причем нормальная деятельность предприятия не должна испытывать серьезного нарушения.

Стремление смягчить связанные с этим требованием неудобства и трудности построения производственного процесса выдвигает на первый план условие специализации самолетостроительных заво­дов, заключающееся в ограничении производственной деятельности предприятия каким-либо одним направлением в выборе типажа изго­товляемой продукции.

Специализация заводов требует широкой разработки вопросов взаимозаменяемости и стандартизации деталей самолетов.

Путем специализации и технического кооперирования создается возможность концентрировать на отдельных заводах производство большого количества одинаковых изделий. Изготовление же больших масс однотипной продукции позволяет организовать производственный процесс на принципах массового производства с применением поточных методов обработки и сборки. Это, в свою очередь, влечет за собой более широкие возможности для механизации трудоемких процессов. Развитие стахановских методов труда с применением принципов многостаночного обслуживания и совмещения профессий на базе ши­рокой механизации производственного процесса неуклонно повышает производительность труда в самолетостроении. Так устанавливается взаимная связь элементов труда с высокой техникой, масштабом и организацией производства самолетов в условиях специализации и технического кооперирования заводов.

Развитие методов производства. Методы произ­водства в самолетостроении долгое время оставались на сравнительно низком уровне. Применение станков (машин) для обработки было чрезвычайно незначительным. Сборка велась без приспособлений, причем широко применялась пригонка деталей по месту.

Расширение области применения самолетов создало благоприятные условия для увеличения масштабов производства. Вследствие этого применявшиеся ранее полукустарные методы производства самолетов с большим количеством трудоемких ручных процессов стали заменять более совершенными механизированными процессами, вплоть до со­здания специального оборудования.

С точки зрения организации производственного процесса самолето­строение при расширении производства также не могло оставаться на уровне мелкосерийного и в лучшем случае среднесерийного про­изводства и должно было перейти на крупносерийные формы органи­зации с применением поточных методов.

Таким образом в настоящее время для самолетостроительного про­изводства характерно:

1) широкая механизация процессов производства с применением станков, механизированного инструмента и большого количества спе­циальных приспособлений;

2) внедрение поточных методов сборки как самолета в целом, так и отдельных его частей с применением конвейеров и транспортеров;

3) повышение производительности труда на базе развития стаха­новских методов работы, многостаночного обслуживания и совмеще­ния профессий.

В конструкциях самолетов наряду с металлами — сталями, лег — ми сплавами (дуралюмин, электрон), алюминием, медью, латунью, онзой ит. д. — широко ис пользуют разнообразные неметаллические. териалы: различные породы дерева (сосна, спрус, пихта, ясень, >асное дерево и др.), ткани — льняные, хлопчатобумажные, шелко — ге; кожу и ее заменители, стекло, пластические массы, лаки —ма — іяние, спиртовые, нитроцеллюлозные и др., клей, резину и изде- 1Я из нее и много других.

По мере развития самолетостроения вместе с ранее применявши­йся материалами в конструкции вводят новые (например, так назы — земую облагороженную древесину) и не прекращают дальнейшие зыскапия более совершенных материалов (ткани из стеклянных ни — гй, свинцовистые легкорежущиеся стали, бензино — и морозостойкий аучук, фанера с металлической рубашкой и резиновым ссрдовым лоем и проч.).

В связи с таким разнообразием материалов весьма разноха­рактерны и применяющиеся в самолетостроении технологические іроцессы. В настоящее время они представляют собой сочетание ледующих основных видов: