ДРЕВЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

1. ПРИМЕНЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ

В первый период развития самолетостроения древесина была основ­ным конструкционным материалом и из нее изготовлялись почти все силовые детали. Впоследствии,, особенно в связи с появлением много­моторных самолетов, древесина стала вытесняться новыми конструк­ционными материалами — дуралюмииом, качественными сталями и др. Но несмотря на широкое использование этих материалов, потребление древесины в самолетостроении увеличивается с каждым годом.

В настоящее время древесина успешно конкурирует с другими ма­териалами при изготовлении малых и средних самолетов. Широкое применение ‘древесины в самолетостроении объясняется следующими основными ее преимуществами: 1) высокая прочность, 2) малый объем; иый вес, 3) простота обработки, 4) высокие упругие свойства, 5) де­шевизна.

Наиболее широко применяется в самолетостроении, сосна. В каче­стве заменителей сосны с успехом могут применяться ель обыкновен­ная, ель аянская (ДВК) и пихта кавказская (Кавказ). Хотя механиче­ские качества древесины этих пород несколько ниже, чем у сосны, ио удельная прочность почти одинакова.

Из лиственных пород наибольшее применение в самолетостроении имеют ясень обыкновенный и дуб. В качестве заменителей ясеня и дуба используются бук (Кавказ), ясень манчжурский (ДВК) и ли­ственница.

С целью лучшего использования древесины нужно древесину повы­шенного и нормального качества применять только для изготовления силовых деталей, а все несиловые и малонагруженные детали изготов­лять из древесины с пониженными механическими качествами.

Для сравнения применяемых в самолетостроении конструкционных материалов в табл. 1 приведена их удельная прочность.

Таблица 1

Удельная прочность конструкционных материалов

Материалы

Удельная

прочность

tc

о

о

о

ясень

о

>> 

ель обык­новенная •

листвен­

ница

пихта кав­казская

фанера

дуралюмнн

электрон

углероди­стая сталь

сталь мар­ки ЗОХГСА

сталь мар-‘ ки ЗОХМА

На растяжение На сжатие

18.4

7.4

17,8

6,2

16,4

6,3

18,4

7,5

15,7

6.8

18,8

8,5

9,4

о о

Tt* Tt*

00 00 О О

Tt* Tt*

со со

18.5

18.5

17.8

17.8

Из этой таблицы видно, что по удельной прочности древесина усту­пает только специальным сталям, электрону и дуралюмнну (на сжа­тие) .

Наряду с ттренмуществами древесина имеет и следующие основные недостатки: 1) неоднородность строения, ‘2) гигроскопичность, 3) спо­собность загнивать при определенных условиях.

Для уменьшения гигроскопичности и склонности к загниванню дре­весину подвергают камерной сушке и антисептированию, а также на­носят на нее лакокрасочные покрытия.

За последние годы для уменьшения или устранения недостатков древесины разработаны и освоены методы ее облагораживания. В са­молетостроении в основном применяют древесину, облагороженную путем пропитки шпона при высоких температурах и давлениях феноль­но — или крезольноформальдегидными смолами. Освоение массового про­изводства бакелитовой фанеры и древесных пластиков позволило снова значительно расширить использование древесины в самолетостроении, и за последние годы появился ряд прекрасных деревянных самолетов, например известные истребители Лавочкина и Яковлева.

Можно с полным основанием утверждать, что в дальнейшем приме­нение древесины для изготовления самолетов еще более расширится ввиду наличия громадных запасов древесины в СССР и в связи с раз — работкой методов получения из нее безукоризненного конструкцион­ного легко обрабатываемого материала.