Методы задания траектории полета

В общем виде программная тра­ектория задается (навигационная за­дача ставится) координатами П. МС в функции времени

Пз*= Ч<(ТУ-

н» Н3(Т), (1.5)

г те г).,, £э, //, —координаты МС в любой выбранной криволинейной СК.

В широко применяемой ЧОСК вы­ражения (1.5) принимают вид

г. і гя{Т), s3 s^[T):

«з Ня (Г). (1.6)

В общем случае уравнения (1.5) и (1.6) являются сложными функци­ями. выражающими зависимость между программными координатами г.,, 5.1, Н3 н заданными иаингацион — но-пнлотажными параметрами для различных отрезков траектории. По­этому в практике воздушной навига­ции прибегают к более простым и паглн (ним способам задания ПВТП. Упрощение достигается разделением программной траектории на горизон­тальную и вертикальную составляю­щие, которые оформляются как за­данные маршрут и профиль полета. Последние могут быть изображены графически или описаны аналитиче­ски. Причем в зависимости от соста­ва наингационно-пнлотажиого обору — ювания ВС программная траектория оформляется по-разному.

Подпись: (17)Подпись: (18)В простейшем случае, когда ВС не имеет авиационного навигационно­го комплекса (АПК), заданная ПВТП оформляется на полетной карте и в леной части («предварительный рас­чет полета») штурманского бортово­го журнала. На карте прокладывает­ся маршрут полета с указанием ЗПУ и длин участков маршрута, а в штур­манском бортовом журнале в цнфро вом виде записывается вся заданная пространственно-временная траекто рия полета но частным ортодромиям. Объем вносимой в нес программной информации зависит от класса ВС.

Для полета на ВС, оборудован­ных АН К. кроме полетной карты и штурманского бортового журнала, составляется таблица установочных данных. Она используется в процессе ввода программы в навигационное вычислительное .стройство (НВУ) для автоматического счисления коор­динат и автоматизированного вожде­ния ВС по ЛЗП

Лнннч пути задается ортодро­мией, представляющей собой дугу большого круга на сфере и являю шенся кратчайшим расстоянием меж­ду двумя точками на земной поверх­ности. Она пересекает географические меридианы под различными углами, и на карте должна строиться по ко­ординатам ее промежуточных точек

В некоторых случаях и качестве линии пути используется локсодро­мия — кривая на сфере, пересекаю­щая меридианы под одним и тем же углом. Она длиннее ортодромии и имеет боковое уклонение от нее, за исключением совпадения локсодро мин с меридианами и экватором

Основное требование в теории и практике самолетовождения — обес печение наиболее точного совпадения фактической траектории полета с программной. Для этого в любой мо­мент времени необходимо выполне­ние условий:

’1(7»—Чз(Т) Дч(7’) >0;

иТ)-1ЛЛ — W)-* 0; М(Г)-М3(7) = Д// (7 ) 0, где!|(Г), (Т), //(Г) — текущие ко­ординаты ВС. определяющие вектор его состояния.

Произвольно выбранная н ориен­тированная система ОцН создаст некоторые неудобства из-за взаим­ного влияния одной погрешности на другую. Корреляционная связь меж­ду ними может бить устранена вы­бором ортогональной ЧОСК, одна из осей которой совмещена с ЛЗП, вторая — перпендикулярна ей, а третья—направлена вдоль местной вертикали. В этом случае условия (1.7) принимают вид: г (7 ) ->• 0;

Д* (7") |s (7 )— (7’)] 0;

(7»-|Н(7)-«3(Г)И.

В данном выражении и любой мо­мент времени координата г(Т) ука­зывает только наличие линейно-боко­вого уклонения от ЛЗП; ,(Т) ин­формирует о несоблюдении временной программы полета, а ДМ (7") — укло­нение от заданного профиля полета. Такое разделение переменных созда­ет удобство в дифференциации кана­лов навигации и пилотирования по направлению, дальности и высоте, т. е. выдерживание заданного марш­рута полета по направлению и даль­ности н профнля полета могут рас сматриваться как независимые зада чи самолетовождения.