НЕСУЩИЕ ВИНТЫ. § 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Эксплуатация несущих винтов вертолетов предусматри­вает мероприятия, проводящиеся с целью обеспечения по­стоянной исправности их в течение всего установленного ре­сурса и полного использования технических данных в полете.

Несущий винт является движителем вертолета, и от его состояния в первую очередь зависит достижение вертоле­том в полете заданных летных характеристик.

Опыт практического применения вертолетов показывает, что в процессе эксплуатации несущих винтов происходит из­менение их технического состояния в результате воздей­ствия, с одной стороны, атмосферных факторов, а с дру­гой — тех нагрузок, которые постоянно испытывает несу­щий винт при работе в полете или на земле.

К числу атмосферных факторов, влияющих на техниче­ское состояние несущего винта, следует отнести такие, как температура и влажность воздуха, действие солнечных лу­чей, осадки в виде дождя, снега или града, наличие в воз­духе промышленных газов и т. п.

Изменение температуры воздуха существенно влияет на вязкость смазок, применяемых для обеспечения нормаль­ной работы трущихся деталей и механизмов втулки несу­щего винта (шарниров, подшипников и других подвижных соединений), вследствие чего происходит изменение усилий трения при работе сочленений и, как результат этого, нару­шение нормальной работы несущего винта.

Повышенная влажность воздуха приводит к набуханию деревянных деталей силового набора и тканевой обшивки

лопастей несущего винта, способствует развитию в них про­цессов гниения, а также возникновению коррозии металли­ческих элементов его конструкции.

Набухание деревянных деталей лопастей несущего винта в результате повышенной влажности вместе с тем приводит к изменению распределения веса по длине и по хорде ло­пасти, что изменяет ее массовые характеристики, а следова­тельно, нарушает балансировку лопастей.

Присутствие в воздухе промышленных газов наряду с по­вышенной влажностью еще более способствует усилению процессов коррозии.

Солнечные лучи разрушают лакокрасочное защитное покрытие лопастей несущего винта, что уменьшает стой­кость деталей лопастей к воздействию перечисленных выше факторов.

Разумеется, действие перечисленных выше атмосферных факторов на техническое состояние несущего винта прояв­ляется не сразу, а в процессе длительной эксплуатации. Если техническое обслуживание винта выполняется небреж­но, несвоевременно проводятся мероприятия, предупрежда­ющие появление повреждений элементов его конструкции в результате действия атмосферных факторов, то со временем эти повреждения прогрессивно развиваются и могут при­вести не только к нарушению нормальной работы несущего винта, но также к потере прочности его отдельных деталей и их разрушению.

Ко второй группе факторов, влияющих на техническое состояние силовых элементов конструкции несущего винта в процессе эксплуатации, относятся разнообразные силы и моменты, действующие на несущий винт при его работе в полете и на земле.

Из теории несущих винтов известно, что аэродинамиче­ские силы и моменты, а также инерционные силы, возни­кающие на лопастях несущего винта в полете, действуют периодически, постоянно изменяясь по величине, направле­нию и частоте.

Периодическое изменение аэродинамических и инерцион­ных сил, действующих на различные элементы конструкции несущего винта, является источником разнообразных вибра­ций, которые могут приводить к нарушению контровки и ослаблению крепления отдельных деталей лопастей и втул­ки винта (оковок передних кромок, арматуры контурных огней лопастей и др.).

Кроме того, периодическое изменение аэродинамических и инерционных сил вызывает в силовых элементах винта переменные напряжения, в результате действия которых по мере наработки винтом определенного числа часов в сило­вых его элементах могут возникнуть усталостные трещины, приводящие винт в конечном итоге к разрушению.

При конструировании лопастей и втулок эти явления учитываются при расчетах, в результате чего динамическая "(усталостная) прочность в пределах установленного для них технического ресурса соответствующим образом обе­спечивается. Более того, каждый образец конструкции не­сущего винта до внедрения в производство проходит спе­циальные усталостные испытания на полный ресурс.

Однако сложность учета всех фактических нагрузок, испытываемых несущим винтом при работе, вместе с воз­можными отклонениями от технических условий при изго­товлении его в производстве требуют внимательного наблю­дения за состоянием силовых элементов винта в эксплуата­ции, своевременного выявления возможных усталостных трещин, чтобы не допустить разрушения конструкции.

Различные поломки несущих винтов могут произойти также в результате несоблюдения обслуживающим персо­налом правил эксплуатации вертолетов. Например, резкое включение трансмиссии при ее опробовании может привести к поломке силовых элементов лопастей из-за происходящего при этом удара лопастями об ограничители. К поломке мо­жет привести также резкое включение тормоза трансмиссии при ее остановке и т. п. При неаккуратном снятии чехлов с лопастей несущего винта возможно повреждение установ­ленных на лопастях триммерных пластин и, следовательно, нарушение нормальной работы винта в полете.

Надежная работа несущего винта на протяжении всего установленного ему технического ресурса может быть обе­спечена только в том случае, если летный и технический состав будет строго соблюдать установленные правила его эксплуатации и технического обслуживания.

При техническом обслуживании несущего винта эксплуатирующий персонал производит необходимые осмот­ры, систематически следит за сохранением правильной регу­лировки винта в процессе эксплуатации, за достаточной прочностью его силовых элементов, смазкой трущихся узлов и деталей, сохранением лакокрасочных и других защитных покрытий, устраняет различные повреждения и неисправ­ности, возникающие в процессе эксплуатации.

Все эти различные по характеру операции, подробное описание которых будет изложено ниже, производятся в определенном порядке при установке несущего винта на вертолет, проведении предполетной и послеполетной подго­товок вертолета, выполнении регламентных и профилакти — 4 ческих работ.