ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ техники

і

§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

П

од эксплуатацией авиационной техники под­разумевается комплекс мероприятий, — включаю­щих использование ее летным экипажем для выполне­ния задания на полет, а также поддержание ее в исправ­ном и готовом к вылету состоянии инженерно-техниче­ским персоналом.

Если одним из основных факторов по обеспечению безотказной работы в полете авиационной техники яв­ляется требование технически грамотной эксплуатации ее летным экипажем, то в наземных условиях для той же цели она должна быть подвергнута ряду осмотров и подготовок инженерно-техническим составом. В зависи­мости от налета на авиационной технике и сроков ее эксплуатации выполняются регламентные работы, про­филактические (средние), капитальные (восстанови­тельные) и текущие ремонты. Все это в сочетании с со­блюдением требований хранения авиационной техники и грамотным выполнением на ней указанных работ по­зволяет исключить случаи ее отказа в полете по вине летного и инженерно-технического состава, осуществля­ющего эксплуатацию авиационной техники.

Многолетний опыт эксплуатации показывает, что, малейшая оплошность или небрежность, допущенная лет: ным или наземным экипажем при эксплуатации авиа­ционной техники, может привести к гибели людей и до­рогостоящей техники. Ведь для устранения появившейся в полете неисправности самолет не остановишь, как автомобиль. В связи с этим к летному и инженерно-тех-

ническому составу, осуществляющему эксплуатацию авиационной техники, предъявляются высокие требова­ния: он должен твердо знать конструкцию и. правила эксплуатации, а также иметь хорошие практические на­выки по своей специальности. Только после проверки этих знаний и навыков летный и инженерно-технический состав допускается к самостоятельной работе.

Как известно, знания конструкции, если их постоян­но не совершенствовать, с течением времени ослабе­вают, кое-что забывается, а приобретенные практиче­ские навыки довольно быстро теряются даже после небольшого перерыва в работе. Поэтому знания конст­рукции и правил эксплуатации должны проверяться после временных перерывов (отпуск, длительная коман­дировка), при переучивании на другие типы авиацион­ной техники, по прибытии на новое место работы, на периодических зачетных сессиях, а также в случае гру­бых нарушений правил эксплуатации.

Эксплуатация каждого типа авиационной техники должна проводиться в строгом соответствии с сущест­вующей документацией — наставлениями и инструкци­ями. Так, например, летный состав в полете и при под­готовке к нему полностью руководствуется требовани­ями инструкции летчику. Инженерно-техническому со­ставу для приведения авиационной техники в состояние готовности к полетам приходится руководствоваться бо­лее обширной документацией по объему: наставлениями по инженерно-авиационной службе, инструкциями по технической эксплуатации, едиными регламентами тех­нической эксплуатации (правилами и перечнем выпол­няемых работ по всем службам), технологией выполне­ния осмотров и регламентных работ (сборниками реко­мендаций, как и в какой последовательности необходи­мо выполнять работы), а также дополнениями и изме­нениями, которые на основании обобщения передового опыта эксплуатации постоянно вносятся вышестоящими организациями в виде указаний и директив. Да это и понятно, ибо на 1 час полета приходится затрачивать несколько десятков человеко-часов работы на земле.

Таким образом, эксплуатация авиационной техники включает:

— технически правильное использование авиацион­ной техники в полете;

— подготовку к полетам;

— выполнение регламентных работ и ремонта;

— систематическую проверку ее технического со­стояния;

— организацию хранения.

Наиболее трудоемкий период эксплуатации — подго­товка авиационной техники к полетам. Именно в этот период закладывается гарантия, что на авиационной тех­нике не возникнут неисправности, угрожающие безопас­ности полетов. В зависимости от того, в каком состоя­нии находится самолет, и от того, готовят его к — первому или последующим полетам в данный летный день или. же осматривают после того, как он, выполнив задание, заруливает на стоянку, т. е. в зависимости от объема работы, ‘подготовка авиационной техники к полетам подразделяется на несколько видов.

В начале летного дня самолет, как правило, подвер­гается непродолжительной проверке, так как уже нака­нуне он был приведен в исправное состояние. Обычно предполетная работа сводится к проверке работоспособ­ности некоторых систем, агрегатов, их герметично­сти и др.

Еще меньшими по объему являются подготовка и осмотр при снаряжении самолета к последующему (по­вторному) полету. В этом случае производят беглый осмотр для выявления возникших в полете неисправно­стей, учитывая заявление летного экипажа о работоспо­собности самолета, дозаправку всех систем и укладку запланированного груза или посадку пассажиров. При­близительно аналогичный характер носит подготовка по окончании летного дня. Наиболее трудоемка предвари­тельная подготовка авиационной техники накануне лет­ного дня, в процессе которой открываются все люки и производится тщательный осмотр всех агрегатов и си­стем. Этот вид подготовки действителен на несколько летных дней, но ограничен календарными сроками.

После определенного налета, наиболее характерного для данной авиационной техники, на ней одновременно по всем службам выполняются регламентные работы, основная цель которых обеспечить надежность авиа­ционной техники в межрегламентный период, т. е. до очередных регламентных работ. Как правило, в период выполнения регламентных работ производятся смазоч-

ные работы, проверка изменения ранее замеренных па­раметров и сравнение их с нормами допусков, указан­ных в Инструкции по технической эксплуатации (техни­ческих условиях), замена неисправных элементов, де­талей, агрегатов, регулировочные работы и мелкий ре­монт, который в ‘процессе подготовки к полетам выпол­нить затруднительно. Регламентные работы в большин­стве случаев выполняются инженерно-техническим со­ставом, узко специализирующимся на тех или иньїхі операциях, что при наличии специального оборудования’ значительно повышает их качество.

После -выполнения регламентных работ авиационная техника подвергается дополнительной детальной провер­ке во время передачи ее техническому персоналу, произ­водящему подготовку к полетам. Проверку осущест­вляют на специально отведенных площадках специали­сты всех служб в объеме перечня комплексных осмотров. Одновременно инструментально контролируется работо­способность оборудования автоматизированного контро­ля при работающих силовых установках.

Кроме того, ‘прежде чем допустить авиационную тех­нику к обычным полетам, ее подвергают дополнитель­ной проверке в контрольном полете. Контрольный полет по заранее разработанным программам выполняется также после сборки новой авиационной техники, ее ка­питального ремонта, замены двигателей и других слож­ных регулировочных работ в системах управления. Учи­тывая, что во время контрольного полета не исключены некоторые отклонения работоспособности отдельных агрегатов и систем от технических условий, полет обыч­но выполняют в районе аэродрома и не совмещают с какими-либо другими заданиями. В контрольном полете все внимание экипажа сосредоточивается на регистра­ции показаний приборов, результаты которых записы­ваются в карточку контрольного полета. Последняя после заполнения и анализа хранится в документации авиационной техники. В настоящее время все большее число параметров, подлежащих контролю, регистрирует­ся автоматически, что позволяет летному составу боль­ше внимания уделять проверке летных качеств авиа­ционной техники в полете, ее устойчивости и управляе­мости, а также работоспособности вновь установленных приборов и агрегатов.