ЗАДАЧИ ВОЗДУШНОЙ НАВИГАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

1.1. Основные навигационные понятия и определения

Движение воздушного судна (ВС) в воздухе осуществляется по прост­ранственно-временной траектории по­лета (ПВТП). Траектория полета, представляющая пространственную линию / (рис. 1.1), описываемая центром масс ВС при его перемеще­нии, может быть заданной, требуемой и фактической. Заданная ПВТП на­зывается программной траекторией. Кажтому моменту времени соответ­ствует определенное пространствен­ное положение ВС — пространствен­ное место самолета (ПМС) C^, Сг С„. Совокупность ПМС со­

ставляет фактическую ПВТП.

Линия пути 2 (см. рис. 1.1) есть проекция траектории полета ВС иа поверхность Земли. Оиа также мо­жет быть за тайной, требуемой и фактической. Проекция программной

image8

Рнс. 1.1 Элементы движения само­лета

траектории полета иа земную поверх­ность называется линией ладанного пути (ЛЗП). Эта лилия, заданная опорными (основными) пунктами маршрута (ОГ1.М), через которые должно пролететь ВС, составляет маршрут полета. К числу ОПМ отно­сятся: исходный пункт маршрута

(ИПМ)—точка маршрута, от кото­рой начинается прокладка ЛЗП иа полетной карте; поворотные пункты маршрута (Г1ПМ)—пункты марш­рута, над которыми происходит из­менение направлення ЛЗП; исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ)—пункт маршруда в райо­не выполнения задания (фотографи­рования, различных видов разведки н т. и ), от которого начинается об ратный маршрут для возвращения на аэродром посадки; конечный пункт маршрута (КПМ)—ОПМ в районе аэродрома, до которого прокладыва­ется линия заданного пути па полет­ной карте ЛЗП.

Обычно в качестве основных пунк­тов маршрута выбирают легко обна руживаемые н надежно опознавае­мые с воздуха наземные ориентиры (или радионавигационную точку), иод которыми понимают естествен­ный или искусственный хорошо вы деляющийся на общем ландшафте объект с точно известными коорди­натами нли положением, который мо­жет быть использован для онределе пня местонахождения ВС по визу­альным н радиолокационным наблю­дениям.

Линия фактического пути (.ІФП) представляет собой проекцию на зем­ную поверхность фактической траек-

тории полета. Чтобы найти ЛФП, необходимо с достаточной точностью и частотой определять в полете ме­стонахождение ВС.

Местом самолета (МС) называет­ся та точка иа поверхности Земли, над которой в данный момент нахо­дится ВС (в которую проецируется его центр масс). Положение этой точ­ки определяется нли указанием двух ее координат (например, географиче­ских широты и долготы), или относи­тельно ориентира (например. 10 км южнее острова А) Дополнительная информация о высоте полета позво­ляет определить ПМС.

При задании маршрута, как пра­вило, указывается н высота пролета его ОПМ. Сели маршрут полета раз вернуть в прямую линию и через эту прямую провести вертикальную плоскость, то проекция на нее задан­ной пространственной траектории бу­дет представлять профиль полета.

В реальном полете из-за неизбеж­ных погрешностей решения навигаци­онных задач фактическая траектория полета не совпадает точно с задан­ной. В связи с этим вдоль маршрутов регулярных полетов устанавливают­ся воздушные трассы (ВТ) и мест­ные воздушные линии (МВЛ), пред ставляющие собой ограниченные по высоте и ширине коридоры в воздуш­ном пространстве Ширина воздуш­ной трассы (МВЛ) н эшелоны (вы­соты), выделенные для полетов, мо­гут периодически пересматриваться.

Для оценки движения ВС по тра­ектории используются геометриче­ские и механические величины, ха­рактеризующие его пространственное положение, скорость и направление движения в некоторый момент вре­мени. Их принято называть навига­ционными элементами полета.