ЗАДАЧИ ВОЗДУШНОЙ НАВИГАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
1.1. Основные навигационные понятия и определения
Движение воздушного судна (ВС) в воздухе осуществляется по пространственно-временной траектории полета (ПВТП). Траектория полета, представляющая пространственную линию / (рис. 1.1), описываемая центром масс ВС при его перемещении, может быть заданной, требуемой и фактической. Заданная ПВТП называется программной траекторией. Кажтому моменту времени соответствует определенное пространственное положение ВС — пространственное место самолета (ПМС) C^, Сг С„. Совокупность ПМС со
ставляет фактическую ПВТП.
Линия пути 2 (см. рис. 1.1) есть проекция траектории полета ВС иа поверхность Земли. Оиа также может быть за тайной, требуемой и фактической. Проекция программной
Рнс. 1.1 Элементы движения самолета
траектории полета иа земную поверхность называется линией ладанного пути (ЛЗП). Эта лилия, заданная опорными (основными) пунктами маршрута (ОГ1.М), через которые должно пролететь ВС, составляет маршрут полета. К числу ОПМ относятся: исходный пункт маршрута
(ИПМ)—точка маршрута, от которой начинается прокладка ЛЗП иа полетной карте; поворотные пункты маршрута (Г1ПМ)—пункты маршрута, над которыми происходит изменение направлення ЛЗП; исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ)—пункт маршруда в районе выполнения задания (фотографирования, различных видов разведки н т. и ), от которого начинается об ратный маршрут для возвращения на аэродром посадки; конечный пункт маршрута (КПМ)—ОПМ в районе аэродрома, до которого прокладывается линия заданного пути па полетной карте ЛЗП.
Обычно в качестве основных пунктов маршрута выбирают легко обна руживаемые н надежно опознаваемые с воздуха наземные ориентиры (или радионавигационную точку), иод которыми понимают естественный или искусственный хорошо вы деляющийся на общем ландшафте объект с точно известными координатами нли положением, который может быть использован для онределе пня местонахождения ВС по визуальным н радиолокационным наблюдениям.
Линия фактического пути (.ІФП) представляет собой проекцию на земную поверхность фактической траек-
тории полета. Чтобы найти ЛФП, необходимо с достаточной точностью и частотой определять в полете местонахождение ВС.
Местом самолета (МС) называется та точка иа поверхности Земли, над которой в данный момент находится ВС (в которую проецируется его центр масс). Положение этой точки определяется нли указанием двух ее координат (например, географических широты и долготы), или относительно ориентира (например. 10 км южнее острова А) Дополнительная информация о высоте полета позволяет определить ПМС.
При задании маршрута, как правило, указывается н высота пролета его ОПМ. Сели маршрут полета раз вернуть в прямую линию и через эту прямую провести вертикальную плоскость, то проекция на нее заданной пространственной траектории будет представлять профиль полета.
В реальном полете из-за неизбежных погрешностей решения навигационных задач фактическая траектория полета не совпадает точно с заданной. В связи с этим вдоль маршрутов регулярных полетов устанавливаются воздушные трассы (ВТ) и местные воздушные линии (МВЛ), пред ставляющие собой ограниченные по высоте и ширине коридоры в воздушном пространстве Ширина воздушной трассы (МВЛ) н эшелоны (высоты), выделенные для полетов, могут периодически пересматриваться.
Для оценки движения ВС по траектории используются геометрические и механические величины, характеризующие его пространственное положение, скорость и направление движения в некоторый момент времени. Их принято называть навигационными элементами полета.