ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
5.1. Счетные инструменты
В процессе предполетной подготовки и в полете экипажу приходится выполнять большой объем НЫ1ИС ттельных работ. Для этого используются навигационная счетная линей ка НЛ-Юм, ветрочет, комбинированный навигационный расчетчик НРК-2 и электронно вычислительные машины.
Навигационная линейка. С помощью НЛ-Юм решаются практически все задачи но самолетовождению и выполняется ряд других вычисли тельных операций, требующих умножения н деления, возведения в квадрат и извлечения корня, использования тригонометрических функций. Она устроена по принципу обычной счетной логарифмической линейки н позволяет сложные математические дейстния иад числами по умножению и делению заменить на более простые — сложение и вычитание отрезков шкал, выражающих в определенном масштабе логарифмы этих чисел. Например, вычисление выражений S=Wl и W=S/t выполняется действиями ig S = lg ly+lg t и lgUT = lgS — |g/ соответственно.
Навигационная линейка (НЛ) со стоит из корпуса, движка и бегунка с визирной риской (рис. 5.1). На корпусе и движке нанесены шкалы, ин — фазовые методы измерений. Вследствие использования многократно отраженных радионаж, влияния подсти лающей поверхности, времени суток и года на фазоный сдвиг РИС сверх глинноволнового диапазона свойственны большие погрешности. Однако они носят систем этический характер, постоянны для данного района полетов, времени суток и года. Это позволяет заранее рассчитать поправки к результатам измерения и тем самым обеспечивать высокую точность определения места ВС.
дексы, формулы и надписи. Всего имеется 18 шкал, которые прелиазиа чены для:
1а —- определения времени разворота на эа данный угол (совместно со шкалами / и 2);
I, 2 — расчета путевой скорости, пройденного расстояния, времени полета и разворота, а также выполнения операций умножения и деления;
3, 4, 5 — определения тригонометрических функций углов, произведений вида а чіп и и b tg «, решения прямоугольных и косоугольных треугольников. расчета радиуса разворота и утла крена;
5, 6 — возведения в квадрат, извлечения корня, а совместно со шкалой 4 — радиуса разворота и угла крена:
7, 8. 9 перерасчета приборной высоты в исправленную высоту и обратно при //^12 000 м;
10, 12, 14. 15 — перерасчета высо ты полета при W>I2 000 м;
II, 12, 13, 14. 15, 16—перерасчета приборной скорости в исправленную скорость и обратно;
14, 15 — умножения и деления.
Вычисления путевой скорости, времени полета и пройденного раестоя ния производятся с использованием шкал 1 и 2 и расположенных иа
С— I |
|
|
|
|
последней («время») индексов
Г<о] |юо I @ і Круглый и тре
угольный индексы служат также для умножения и деления: первый на
3.6 с, второй —на СО мин или 1 ч.
Положение шкал линейки и индексов при решении задач принято изображать в виде алгоритмов («ключей»). Значения чисел, нанесенных на шкалы, можно увеличивать и уменьшать в любое число раз, кратное десяти.
Для умножения чисел прямоугольный индекс с цифрой 10 или 100 шкалы 2 необходимо установить на множимое, а против множителя отсчитать по шкале 1 произведение (рис. 5.2).
Число знаков произведения определяют в уме или по правилам умноження чисел на логарифмической линейке.
Для умножения и деления, причем с большей точностью, можно пользоваться шкалами 14 и 15: при вычислении произведения против множимого на шкале 15 устанавливается цифра — ГюЬІ ми | loooj шкалы 14 и против множителя (берется по шкале 14) по шкале 15 считывается результат.
Для вычисления тригонометриче
ских функций пользуются шкалами 3. 4, 5 (рис. 5.3).
Поскольку задачи по определению пройденного расстояния S, скорости 1У и времени полета < есть операции умножения и деления, то оии выполняются на шкалах 1 к 2. Потому они и называются шкалами расстояний, скорости и времени (рис. 5.4 и 5.5). При выполнении этих расчетов пользуются индексами: круглым, если t выражается в секундах; треугольным, если t берется в минутах (путевая скорость выражается в километрах в час, а расстояние в километрах в обоих случаях). Для возведения в квадрат и извлечения корня пользуются шкалами 5, 6 (рис. 5.6).
Знание алгоритмов облегчает и убыстряет решение навигационных задач без запоминания описывающих их зависимостей. Например, определение 1Г и УС решением навигационного треугольника скоростей (НТС) по формуле (3.10) с использованием алгоритма производится легко н быстро, хотя при этом выполняется девять операций умножении, деления и вычисленья тригонометрических функций.
Навигационный расчетчик комбинированный. Он представляет комбинацию НЛ и ветрочета и является счетным инструментом, предназначенным для выполнения расчетов при подготовке к полету и в полете, по применению авиации в народном хо-
|
|
||
|
|||
|
|||
Рис. 5.3. Алгоритмы вычисления тригонометрических функций а — синуса н косинуса; 6 — тангенса и котангенса
Рис. 5.4. Алгоритмы вычисления пройденного расстоянии: с — время выражается в минутах; б — время выражается в секундах
зяйстве и ряда вычислительных операций.
С помощью навигационного расчетчика производятся:
расчет курса следования, угла сноса, путевой скорости и угла ветра по известному вектору ветра и заданным путевому углу и истинной воздушной скорости;
определение скорости и направления ветра по измеренным: или углу сноса и путевой скорости, или двум углам сноса на двух курсах, или по двум путевым скоростям иа двух курсах при известной истинной скорости полета;
определение проГідениого расстояния, путевой скорости и времени полета;
расчет радиуса и времени разворота на заданный угол по известным воздушной скорости и углу крена;
пересчет истинной воздушной скорости в приборную и обратно;
вычисление числа М, соответствующего заданной истинной воздушной скорости, и обратно;
определение поправки на сжимаемость воздуха к показанию приборной скорости аэродинамических приборов скорости;
пересчет истинной высоты полета в приборную и обратно;
определение поправки к показаниям термометров наружного воздуха ТНВ и ТУЭ;
расчет элементов захода иа посадку;
преобразование полярных координат ВС в частноортодромические;
определение МС и навигационных элементов с помощью угломерных радионавигационных систем;
выполнение различных вычислительных операций и т. д.
Навигационный расчетчик имеет 23 шкалы и номограмму. У шкал тот же принцип построения, что и у шкал навигационной линейки. Номограмма с соответствующими индексами образует ветрочет, обеспечивающий графическое решение навигационного треугольника скоростей. Центр номограммы является концом вектора воздушной скорости и началом вектора ветра. Она построена иа основе норми роваииого НТС, все стороны которого выражены в отличие от ветрочета ие в абсолютных единицах, а в относительных (нормированных) долях (в процентах) от истинной воздушной скорости, модуль которой принимается за 100%. Поэтому с номограммы считываются: путевая скорость в процентах от V, (по дугам, оцифрованным в процентах) 1Р.= {WIVm) 100; скорость ветра в процентах от V’„ (по концентрическим окружностям) Ur = = (U/Vk) 100. Угол сноса определяется по той же номограмме с помощью линий сноса, оцифрованных в граду-
w
Рис. 5.6. Возведение в квадрат и извлечение корни сах. Предельное значение Ur равно 30% от V„, XV,. — от 70 до 130с/о от Ги и угол сноса — ±17°.
Номограммы и таблицы. В практике воз душной навигации, особенно при подготовке к полетам, широкое применение находят номограммы и таблицы. Их целесообразно исполь зовать для решения сложных задач (например, расчет заправки ВС топ ливом, определения дальности действия УКВ РНС и пр), требуюших большой затраты времени при вычислениях с помощью счетных инструментов. С помощью номограммы за дачи решаются менее точно, чем по таблице, но последняя дает только дискретные ответы, тогда как иомо граммам этот недостаток присущ в меньшей степени
Расчеты в уме. В быстро меняющейся воздушной обстановке экипаж не всег іа имеет возможность точно определить интересующий его навигационный параметр с помощью измерений ИЛИ вычислений С HCH0wlb30- нанием счетного инструмента, номограммы и таблицы. В этих условиях можно уметь выполнять расчеты в уме но приближенным формулам пройденного расстояния, времени и скорости полета, угла сноса, элементов захода на посадку и пр.
Навигационная линейка НЛ-10м, а тем более комбинированный расчетчик НРК-2 позволяют решать практически все задачи п процессе подготовки к полету и в полете. Однако им присущи два больших недостатка: неоперативность вычислений но сложным формулам и недостаточная точность решении некоторых задач. Например, подготовка установочных данных для полетов с применением АНК и выполнение астрономических расчетов с использованием
ПЛ-Юм и НРК 2 занимает слишком много времени. Кроме того, для пол ной реализации потенциальных возможностей ЛНК углы и расстояния должны быть вычислены с погрешностью до единиц минут и долей кн дометра соответственно. Но такую точность достичь с помощью НЛ-Юм и НРК-2 невозможно. Поэтому в воздушной навигации возрастающее применение находит ЭВМ.