Инженерно-штурманский расчет топлива

Дальность н продолжительность полета зависят от заправки ВС топ­ливом и расхода его в полете Коли­чество топлива, израсходованное за 1 ч полета, называется часовым рас­ходом Си Расход топлива, отнесен­ный к пройденному расстоянию, назы­вается километровым С к. Они связа­ны простой зависимостью СК=СЧ V.

Расход топлива для данного типа ВС зависит от полетной массы таол, режима полета (//. У) и температуры атмосферы иа высоте полета Гн С увеличением высоты полета у ВС с ТРД расходуется меньше топлива. Изменение полетной массы ВС за счет выработки топлива в полете ве­дет к уменьшению и часового, и ки­лометрового расхода. Повышение температуры на высоте полета прн выдерживании постоянного режима (// и К) по приборам ведет к росту только Си. примерно 1% на каждые 4—5°, километровый расход топлива при этом не меняется.

Для каждой воздушной трассы и данного типа ВС должен быть выпол­нен инженерно-штурманский расчет (ИШР). Его цель — определение не­обходимого количества топлива иа полет, взлетной и посадочной масс ВС. Он рассчитывается для условий стандартной атмосферы (СА)

Исходные данные ИШР: масса

снаряженного ВС (коммерческая за-

Подпись: (7.16)грузка); расход топлива на этапах полета; длина маршрута общая и по этапам; выбранный режим полета; характер маневрирования после взле­та и перед посадкой; удаление запас ного аэродрома.

Для ШІІР весь полет разбивается на этапы (рис. 7.8). Общая заправка

Фзир. шт — Q’3 4~<?^+С? н-Ь

П

+ ^ Qni(-_hQ< H+Q„ Ь

+ <?;+ (<?ahh + Q„.o). С7 15)

где Q3, Qa — количество топлива, расходуемое иа земле до взлета и после посадки; Qm. Qм — количество топлива, расходуемое при выполне­нии маневра после взлета и перед посадкой; QH. Qщ— количество топ­лива, расходуемое при наборе задан­ного эшелона и снижении; Огп;—ко­личество топлива, расходуемое в го рнзоитальном полете но участкам маршрута с учетом изменения полет­ной массы; СднЗ’ Q"-o — аэронавига­ционный запас топлива и невыраба тываемый остаток топлива.

Порядок расчета

тнос — тс. и НС’з + Q анз +

+ Qn,o.

тн. сн = тиоС = Оги-

п

тЧ. ГП = тИ. СН“ 2 ^гпТ

1-І

твзл~тн. гп + Qh + Qm’ m нач — твзл + Q’s Фзпр. шт =тнач — тенар •

где Шсивр—масса снаряженного ВС; глнач, т»3л, тПос — начальная, взлет­ная и посадочная масса ВС; тн гп. гпяси — масса ВС в момент начала горизонтального полета и снижения.

Учет факторов, влияющих на рас­ход топлива в полете. Наибольшее влияние иа изменение расхода топли­ва в полете по ВТ на заданном эше­
лоне н неизменном режиме работы двигателей оказывают, эквивалент ный ветер Uа, температура атмосфе­ры Тн и полетная масса ВС. Общая заправка ВС топливом с учетом этих факторов

Ознр= Фзпр. шт + в +

+ Д<5г+Д(?т. (7.17)

Дополнительная заправка тонлн пом, компенсирующая влияние

встречного ветра,

kU3 С? зир (К-|-7/а).

Коэффициент пропорциональности k, учитывающий соотношение рас стояний, проходимых ВС на участках набора высоты и снижения, к общей длине ВТ от аэродрома вылета до аэродрома назначения Sa;

5а. км. . . 100 200 300 500 1000

*……………… 0.4 0,5 0.6 0,7 0.85

Sa, км. . . 2000 3000 4000 и более

k. . 0.94 0,98 1

Изменение заправки топливом учитывающее фактическую темпера туру иа высоте полета,

Д<3 г — Сч га /пол(1/7’н Тн са l).

Дополнительная заправка топлн пом, компенсирующая изменение расхода топлива из-за несоответствия фактической массы ВС яПол с мас­сой ВС, принятой в ИШР,

&Qm=*(0,7—0,8) Am/m, IOJi Q3l, p.

Подпись: Рис. 7.8. Вертикальный маневр ВС при полете по ВТ Расчет потребного количества топ­лива иа полет выполняется перед каждым вылетом. Для упрощения обычно пользуются табличным илн номографическим способом расчета