Инженерно-штурманский расчет топлива
Дальность н продолжительность полета зависят от заправки ВС топливом и расхода его в полете Количество топлива, израсходованное за 1 ч полета, называется часовым расходом Си Расход топлива, отнесенный к пройденному расстоянию, называется километровым С к. Они связаны простой зависимостью СК=СЧ V.
Расход топлива для данного типа ВС зависит от полетной массы таол, режима полета (//. У) и температуры атмосферы иа высоте полета Гн С увеличением высоты полета у ВС с ТРД расходуется меньше топлива. Изменение полетной массы ВС за счет выработки топлива в полете ведет к уменьшению и часового, и километрового расхода. Повышение температуры на высоте полета прн выдерживании постоянного режима (// и К) по приборам ведет к росту только Си. примерно 1% на каждые 4—5°, километровый расход топлива при этом не меняется.
Для каждой воздушной трассы и данного типа ВС должен быть выполнен инженерно-штурманский расчет (ИШР). Его цель — определение необходимого количества топлива иа полет, взлетной и посадочной масс ВС. Он рассчитывается для условий стандартной атмосферы (СА)
Исходные данные ИШР: масса
снаряженного ВС (коммерческая за-
грузка); расход топлива на этапах полета; длина маршрута общая и по этапам; выбранный режим полета; характер маневрирования после взлета и перед посадкой; удаление запас ного аэродрома.
Для ШІІР весь полет разбивается на этапы (рис. 7.8). Общая заправка
Фзир. шт — Q’3 4~<?^+С? н-Ь
П
+ ^ Qni(-_hQ< H+Q„ Ь
+ <?;+ (<?ahh + Q„.o). С7 15)
где Q3, Qa — количество топлива, расходуемое иа земле до взлета и после посадки; Qm. Qм — количество топлива, расходуемое при выполнении маневра после взлета и перед посадкой; QH. Qщ— количество топлива, расходуемое при наборе заданного эшелона и снижении; Огп;—количество топлива, расходуемое в го рнзоитальном полете но участкам маршрута с учетом изменения полетной массы; СднЗ’ Q"-o — аэронавигационный запас топлива и невыраба тываемый остаток топлива.
Порядок расчета
тнос — тс. и НС’з + Q анз +
+ Qn,o.
тн. сн = тиоС = Оги-
п
тЧ. ГП = тИ. СН“ 2 ^гпТ
1-І
твзл~тн. гп + Qh + Qm’ m нач — твзл + Q’s Фзпр. шт =тнач — тенар •
где Шсивр—масса снаряженного ВС; глнач, т»3л, тПос — начальная, взлетная и посадочная масса ВС; тн гп. гпяси — масса ВС в момент начала горизонтального полета и снижения.
Учет факторов, влияющих на расход топлива в полете. Наибольшее влияние иа изменение расхода топлива в полете по ВТ на заданном эше
лоне н неизменном режиме работы двигателей оказывают, эквивалент ный ветер Uа, температура атмосферы Тн и полетная масса ВС. Общая заправка ВС топливом с учетом этих факторов
Ознр= Фзпр. шт + в +
+ Д<5г+Д(?т. (7.17)
Дополнительная заправка тонлн пом, компенсирующая влияние
встречного ветра,
kU3 С? зир (К-|-7/а).
Коэффициент пропорциональности k, учитывающий соотношение рас стояний, проходимых ВС на участках набора высоты и снижения, к общей длине ВТ от аэродрома вылета до аэродрома назначения Sa;
5а. км. . . 100 200 300 500 1000
*……………… 0.4 0,5 0.6 0,7 0.85
Sa, км. . . 2000 3000 4000 и более
k. . 0.94 0,98 1
Изменение заправки топливом учитывающее фактическую темпера туру иа высоте полета,
Д<3 г — Сч га /пол(1/7’н Тн са l).
Дополнительная заправка топлн пом, компенсирующая изменение расхода топлива из-за несоответствия фактической массы ВС яПол с массой ВС, принятой в ИШР,
&Qm=*(0,7—0,8) Am/m, IOJi Q3l, p.
Расчет потребного количества топлива иа полет выполняется перед каждым вылетом. Для упрощения обычно пользуются табличным илн номографическим способом расчета