Аналитическая оценка надежности воздушной навигации
Существующие аналитические спо собы оценки надежности воздушной навигации основаны на использовании частных показателен надежности но боковой Я„г, продольной Рпн и вертикальной Рпн коордииатам.
Принимая, что управление поле том по каждой координате осуществляется независимо, можно записать выражение общего показателя надеж ностн через частные:
^ни р„г РнгРнц (9.20)
Если ограничений на движение ВС по продольной координате не наклады кается (не устанавливается заданное время и допустимая поірешность по времени пролета контрольных ориентиров), то Я„э = 1.
При полете на заданной высоте частный показатель (локального и интегрального типа) по вертикальной координате
Р"Ц a/fr)’
где с — предельно допустимое откло пение по высоте В качестве его часто используется половина нормы вертикального эшелонирования; — суммарная СКП измерения и выдерживания заданной высоты полета.
Наиболее сложно оценить частный показатель по — боковой координате Phz. так как для этого требуется также учесть вероятности безотказной работы и применения навигационных средств, возможность ошибок экипажа и комплексное применение нм средств самолетовождении. Приближенно
Рпг — Рт Рят Рн. ятН — + (1-Рт)Р’„РІ„, (9.21)
где Рт — вероятность безотказной работы навигационного оборудования; Рят, Рът — вероятности безошибочной работы экипажа соответственно при безотказной работе техники н при ее отказе; РИ ят. Рн. эт— условные показатели надежности навигации (соответственно при условии исправности техники и при ее отказе).
Поскольку Рт 2» 1—Рт, нз формулы можно видеть, что наибольшее влияние оказывает условный показатель надежности при безошибочной работе экипажа и исправной работе навигационного оборудования Р н. лт — Если в каждый момент времени определены средства, используемые экипажем для самолетовождения, то
где az — суммарная СКП самолетовождения по боковой координате; Р „в — вероятность применения используемого навигационного средства; Ь— предельно допустимое отклонение по боковой координате.
При комплексном применении навигационных средств расчет существенно усложняется.
Показатель надежности воздушной навигации, соответствующий задаче выхода в заданное время в заданную точку с предельно допустимой погрешностью:
Янп=1-ехр(-/-£оп/а‘),
где а, — средняя квадратическая ра диальная погрешность самолетовож дени і и заданный момент времени Если время выхода в заданную точку ие задано, то показатель на дежиости
Рнн-Ф(Ьи,), (9.22У
где Ь — предельно допустимая но грешность выхода.