Области применения навигационных средств и рабочие области радионавигационных систем
Под областью применения навит ц ионного средства понимают сопокуп ность значений параметров, характе ризующих состояние ВС и внешней среды, при которых возможно исполь зование данного средства по его назначению. В качестве таких парамет ров могут выступать координаты ВС. крен, тангаж, характеристики полети лаюшей поверхности и т. д. Иногда hoi мие область применения понима пт і іюм смысле как часть прост
ранстна, в которой можно использовать навигационное средство.
Паиболее широкой областью применения обладают геотехнические средства. Барометрические приборы могут использоваться над всей тер риторией земного шара на всех высо — іах, используемых для полетов і ражданскон авиации. Не ограничено использование инерциальных и гироскопических систем. Магнитные ком пасы ограниченно используются в полярных районах (вблизи магнитных полюсов Земли), где мала горизонтальная составляющая напряженно сти магнитного поля планеты.
Области применения радионавигационных средств существенно зависят от типа средства и шапазона нс пользуемых радиоволн. Доплеровские измерители скорости и сноса имеют ограничения в использовании по крену и тангажу, а также но характеру подстилающей поверхности Область применения бортовых РЛС определяется их тальностью действия, наличием радиолокационных ориентиров, креном ВС, наличием ухудшающих ра тиовиднмость атмосферных образо наций.
Дли неавтономных радионавигационных систем область применения определяется минимальной н максимальной дальностью действия. Для того чтобы информация, получаемая с помощью радионавигационных систем, могла быть использована для решения навигационных задач, она должна удовлетворять требованиям по точно — с пт.
Рабочей областью ра тоианнгаци инпон системы называется область пространства, в пределах которой погрешности определения МС (или линии положення) с определенной вероятностью не превосходят допустимого значения.
Размеры и конфигурация рабочей области зависят от требуемой точности определения МС нлн ЛП, типа самолета (угломерная. уг. юмерно — іальномерная н т. д.). взаимного расположения наземных станций и их точностных характеристик. высоты нолста. На карту наносят границы рабочей области в горизонтальной плоскости. Расположение их может зависеть от высоты полета ВС.
Рабочая оолаедь является Пересе ченнсм области применения радионавигационной системы и области, в которой исходи из геометрических соображений может быть обеспечена требуемая точность опре іелення МС (или ЛП)
Различают рабочие области но за іанной точности: линий положения. МС и опре іеления боконой II про іольной копр шпат.
Построение рабочей области по іаданной точности Л П. Для ее построении необходимо построить гра іншу области, в пределах которой случайная погрешность определении ЛП Др с вероятностью Р, не превысит допустимого значения р,,. ■■ Дли зтого определяют допустимую среднюю квадратическую погрешность определения ЛП.
0/.ло|1 Ф «(/’г). (9.7)
где Ф ‘(Pi) — аргумент функции Лапласа, соответствующий значенню Рт функции.
Так как в общем случае 0|,
= 4(5. Ч). то уравнением(|лі) <т,.дт1
определяет кривую равной точности, т. е. геометрическое место точек, в ко торых СКП определении ЛП состав ляет о
‘д"11
Кривая равной точности ограничивает область, н которой точность определения ЛП не хуже заданной.
Вид кривой равной точности опрс іелиется выбранной системой коор. дн нат и Индом зависимости ч (І;, ц). Так, для УРНС кривые равной точности имеют вид окружности С’центром в месте расположения радиостанции и ра шусом
Т>нрт Оряаи! о„.
где а„ — СКП измерения пеленга, рал.
Построение рабочей области по заданной точности МС. Прн ее построении определяется кривая, равной точности, ограничивающая область, в которой радиальная погрешность г определения места самолета с вероят костью Р, не превышает допустимого
значения гя,,„ В предположении кру гового рассеяния, полученного МС относительно фактического, допустимое значение средней квадратической радиальной погрешности
«гД(1„ = ‘дон V — In (I — />,.) (9.8)
Значение функции 1п(1—Рг) приведены в приложении 3. По известной зависимости п, от координат строится кривая ранной точности
‘1(5. ‘)) = »тг ■
дин