ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЛОПАСТЕЙ. В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ (ЛОПАСТИ СМЕШАННОЙ. КОНСТРУКЦИИ)
Ремонт деревянных деталей
Наиболее частыми повреждениями деревянных деталей силового набора и фанерной обшивки лопастей, которые устраняются ремонтом в полевых условиях, являются трещины хвостового стрингера, отставание фанерной обшивки от полок нервюр, пробоины и трещины в фанерной обшивке.
При выполнении ремонта указанных повреждений технический персонал должен строго соблюдать установленные правила склейки древесины и фанеры. Склейка должна производиться при температуре наружного воздуха не ниже 12° С и не выше 30° С, при относительной влажности воздуха не более 70 %.
Склейка производится в закрытых помещениях; в безветренную сухую погоду разрешается ее выполнять на открытом воздухе под навесом. Склеиваемые поверхности зачищаются, плотно пригоняются друг к другу, покрываются равномерно клеем и выдерживаются определенное время для пропитки. По истечении этого времени производится склеивание деталей. Детали накладываются друг на друга и прижимаются струбцинами или мелкими гвоздями. Склеивание наложением груза допускается при обеспечении давления 2 кг на 1 см2 склеиваемой поверхности и при обязательном подкладывании под груз мягкой резины. Гвозди при склеивании деталей разрешается забивать через фанерные пояски толщиной 1,5—2 мм и обязательно извлекать их из детали по окончании времени выдержки.
Время выдержки при склейке должно составлять 4— 6 час, а если в дальнейшем склеиваемые детали должны подвергаться механической обработке, то 6—12 час.
Поскольку на лопастях смешанной конструкции деревянные детали и фанерная обшивка оклеиваются полотном, которое при ремонте должно вскрываться, необходимо соблюдать установленные правила разрезки и заделки полотна.
Перед вскрытием полотна на ремонтируемом участке следует удалить растворителем лакокрасочное покрытие. Резать полотно нужно только по основе или по утку, не допуская косых разрезов. После ремонта полотно плотно приклеивается к обшивке. Поверх швов для большей прочности наклеиваются специальные хлопчатобумажные ленты.
Ремонт деревянного хвостового стрингера (рис. 22) лопасти заключается в замене поврежденного участка новым. Для этого удаляется лакокрасочное покрытие, вскрывается полотно и вырезается поврежденный участок стрингера. На концах вырезаемого участка делается косой обрез (заусов — ка). Затем изготавливается заготовка нового участка с сохранением направления волокон и с заусовкой концов, соответствующей вырезанному куску.
Если заменяется участок стрингера между несколькими нервюрами, в заготовке профрезеровываются пазы под нервюры.
Заготовка вклеивается на место вырезанного куска стрингера, сострагивается припуск, проводится антисепти — рование вклеенного участка, после чего к нему приклеивается обшивка, которая сшивается и закрашивается.
Устранение отставания фанерной обшивки от полок нервюр (рис. 23) лопасти производится из-за некачественной приклейки обшивки при изготовлении лопасти.
Для определения отставания обшивки в процессе эксплуатации обшивку регулярно простукивают кожаным молотком. Если обшивка отстала, при ударах слышится низкий, глухой, иногда дребезжащий звук. В некоторых случаях отставание обшивки можно определить по выступанию над обшивкой шляпок гвоздей, прикрепляющих ее к нервюре.
Для устранения отставания обшивки от полок нервюр ее вырезают на участке между двумя соседними нервюрами справа и слева и стрингерами на расстоянии 10—15 мм от них во внутреннюю сторону выреза. Затем к оголенным от обшивки полкам нервюр и стрингерам приклеивают усиливающие накладки с целью увеличения опорной поверхности для обшивки. Края вырезанного участка снимают на «ус» и соответственно заготавливают новый участок фанерной обшивки. Заготовку антисептируют, зачищают и приклеивают по месту выреза, дополнительно укрепив оцинкованными мелкими гвоздями. После соответствующей просушки на отремонтированный участок наклеивают полотно, закрашивают и полируют для придания необходимой гладкости поверхности лопасти.
Необходимо отметить, что подобный ремонт разрешается производить только на комлевом участке лопасти. На среднем участке допускается ремонт обшивки на расстоя-
www. vokb-la. spb. ru — Самолёт своими руками?!
> f
нии не более двух смежных нервюр только или сверху, или снизу; на концевой части лопасти, испытывающей чрезвычайно высокие нагрузки, указанный ремонт недопустим. Если обшивка на концевом участке отстала от нервюры, лопасть подлежит списанию.
Ремонт пробоины (трещины) в фанерной обшивке при отсутствии доступа к внутренней стороне обшивки разрешается производить на участке между двумя нервюрами. Если пробоина охватывает большее пространство, а также если пробоина или трещина в обшивке перекрывает полку нервюры, нужно заменять всю обшивку, как при устранении отставания обшивки от нервюр.
Для ремонта пробоины (трещины) вокруг поврежденного места обшивки делается круглый вырез; у краев выреза смывается лакокрасочное покрытие, после чего края выреза срезаются на «ус» 1 : 10. Затем они зачищаются изнутри и к ним снизу подклеиваются две полукольцевые подкладки для усиления выреза.
Вырезается круглая фанерная заплатка по размерам сделанного выреза; края заплаты срезаются на «ус». «Ус» заплаты подгоняется к соответствующему «усу» на обшивке. После этого заплата приклеивается к обшивке и поджимается наложением груза. Потом ремонтируемый участок покрывается антисептиком, зашпаклевывается, оклеивается полотном и окрашивается.