ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЛОПАСТЕЙ. В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ (ЛОПАСТИ СМЕШАННОЙ. КОНСТРУКЦИИ)

Ремонт деревянных деталей

Наиболее частыми повреждениями деревянных деталей силового набора и фанерной обшивки лопастей, которые устраняются ремонтом в полевых условиях, являются тре­щины хвостового стрингера, отставание фанерной обшивки от полок нервюр, пробоины и трещины в фанерной об­шивке.

При выполнении ремонта указанных повреждений тех­нический персонал должен строго соблюдать установленные правила склейки древесины и фанеры. Склейка должна про­изводиться при температуре наружного воздуха не ниже 12° С и не выше 30° С, при относительной влажности возду­ха не более 70 %.

Склейка производится в закрытых помещениях; в без­ветренную сухую погоду разрешается ее выполнять на от­крытом воздухе под навесом. Склеиваемые поверхности за­чищаются, плотно пригоняются друг к другу, покрываются равномерно клеем и выдерживаются определенное время для пропитки. По истечении этого времени производится склеивание деталей. Детали накладываются друг на друга и прижимаются струбцинами или мелкими гвоздями. Склеи­вание наложением груза допускается при обеспечении дав­ления 2 кг на 1 см2 склеиваемой поверхности и при обя­зательном подкладывании под груз мягкой резины. Гвозди при склеивании деталей разрешается забивать через фанер­ные пояски толщиной 1,5—2 мм и обязательно извлекать их из детали по окончании времени выдержки.

Время выдержки при склейке должно составлять 4— 6 час, а если в дальнейшем склеиваемые детали должны подвергаться механической обработке, то 6—12 час.

Поскольку на лопастях смешанной конструкции деревян­ные детали и фанерная обшивка оклеиваются полотном, ко­торое при ремонте должно вскрываться, необходимо соблю­дать установленные правила разрезки и заделки полотна.

Перед вскрытием полотна на ремонтируемом участке следует удалить растворителем лакокрасочное покрытие. Резать полотно нужно только по основе или по утку, не до­пуская косых разрезов. После ремонта полотно плотно при­клеивается к обшивке. Поверх швов для большей прочности наклеиваются специальные хлопчатобумажные ленты.

Ремонт деревянного хвостового стрингера (рис. 22) ло­пасти заключается в замене поврежденного участка новым. Для этого удаляется лакокрасочное покрытие, вскрывается полотно и вырезается поврежденный участок стрингера. На концах вырезаемого участка делается косой обрез (заусов — ка). Затем изготавливается заготовка нового участка с со­хранением направления волокон и с заусовкой концов, со­ответствующей вырезанному куску.

Если заменяется участок стрингера между несколькими нервюрами, в заготовке профрезеровываются пазы под нер­вюры.

Заготовка вклеивается на место вырезанного куска стрингера, сострагивается припуск, проводится антисепти — рование вклеенного участка, после чего к нему приклеивает­ся обшивка, которая сшивается и закрашивается.

Устранение отставания фанерной обшивки от полок нер­вюр (рис. 23) лопасти производится из-за некачественной приклейки обшивки при изготовлении лопасти.

Для определения отставания обшивки в процессе экс­плуатации обшивку регулярно простукивают кожаным мо­лотком. Если обшивка отстала, при ударах слышится низ­кий, глухой, иногда дребезжащий звук. В некоторых слу­чаях отставание обшивки можно определить по выступанию над обшивкой шляпок гвоздей, прикрепляющих ее к нер­вюре.

Для устранения отставания обшивки от полок нервюр ее вырезают на участке между двумя соседними нервюрами справа и слева и стрингерами на расстоянии 10—15 мм от них во внутреннюю сторону выреза. Затем к оголенным от обшивки полкам нервюр и стрингерам приклеивают уси­ливающие накладки с целью увеличения опорной поверхно­сти для обшивки. Края вырезанного участка снимают на «ус» и соответственно заготавливают новый участок фанер­ной обшивки. Заготовку антисептируют, зачищают и при­клеивают по месту выреза, дополнительно укрепив оцинко­ванными мелкими гвоздями. После соответствующей про­сушки на отремонтированный участок наклеивают полотно, закрашивают и полируют для придания необходимой глад­кости поверхности лопасти.

Необходимо отметить, что подобный ремонт разрешает­ся производить только на комлевом участке лопасти. На среднем участке допускается ремонт обшивки на расстоя-

www. vokb-la. spb. ru — Самолёт своими руками?!

> f

Подпись: Рис. 22. Схема ремонта деревянного стрингера лопасти несущего винта

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЛОПАСТЕЙ. В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ (ЛОПАСТИ СМЕШАННОЙ. КОНСТРУКЦИИ)

Подпись: Рис. 23. Устранение отставания фанерной обшивки лопасти несущего винта

нии не более двух смежных нервюр только или сверху, или снизу; на концевой части лопасти, испытывающей чрезвы­чайно высокие нагрузки, указанный ремонт недопустим. Если обшивка на концевом участке отстала от нервюры, лопасть подлежит списанию.

Ремонт пробоины (трещины) в фанерной обшивке при отсутствии доступа к внутренней стороне обшивки разре­шается производить на участке между двумя нервюрами. Если пробоина охватывает большее пространство, а также если пробоина или трещина в обшивке перекрывает полку нервюры, нужно заменять всю обшивку, как при устране­нии отставания обшивки от нервюр.

Для ремонта пробоины (трещины) вокруг поврежден­ного места обшивки делается круглый вырез; у краев вы­реза смывается лакокрасочное покрытие, после чего края выреза срезаются на «ус» 1 : 10. Затем они зачищаются из­нутри и к ним снизу подклеиваются две полукольцевые под­кладки для усиления выреза.

Вырезается круглая фанерная заплатка по размерам сделанного выреза; края заплаты срезаются на «ус». «Ус» заплаты подгоняется к соответствующему «усу» на обшив­ке. После этого заплата приклеивается к обшивке и поджи­мается наложением груза. Потом ремонтируемый участок покрывается антисептиком, зашпаклевывается, оклеивается полотном и окрашивается.