ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОПАСТЕЙ. НЕСУЩЕГО ВИНТА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ. КОНСТРУКЦИИ И УХОД. ЗА НИМИ

В последнее время на вертолеты начинают устанавли­ваться лопасти несущего винта металлической конструкции. Эти лопасти по сравнению с лопастями несущего винта де­ревянной и смешанной конструкции имеют значительные эксплуатационные преимущества. Они в меньшей степени подвержены воздействию атмосферных факторов, требуют менее строгого режима хранения и более долговечны. Вме­сте с тем без удовлетворения ряда специфических требова­ний в их эксплуатации невозможно обеспечить безотказ­ную работу этих лопастей.

Конструкция металлических лопастей может быть весь­ма разнообразна, но почти во всех вариантах встречаются типовые элементы и сочленения, которые по существу и оп­ределяют требования к их эксплуатации.

Основным силовым элементом металлической лопасти обычно является прессованный металлический лонжерон, выполненный в виде носка лопасти, к которому крепятся секциями хвостовые отсеки. В сочетании с лонжероном они образуют силовой контур лопасти (рис. 27). Хвостовых от­секов вдоль лонжерона может быть несколько десятков (на­пример, на лопасти вертолета Ми-4 до 20 отсеков).

Одним из вариантов отсека может быть конструкция из верхней и нижней обшивок с тремя вклепанными нервюра­ми и хвостовым стрингером.

Отсеки соединяются с лонжероном клеем. Для сохране­ния необходимой аэродинамической формы при работе и бо­лее равномерного распределения усилий в пустотелые места отсека устанавливаются вкладыши из армированного пено­пласта или сотового заполнителя.

На некоторые типы вертолетов устанавливаются как ме­таллические лопасти, так и лопасти смешанной конструк­ции. Комплекты лопастей взаимозаменяемы, т. е. вместо одних лопастей могут устанавливаться другие. Однако при этом следует учитывать возможное различие в их аэроди­намических характеристиках и производить соответствую­щие перерегулировки в системе управления. Иногда такие работы ограничиваются изменением нулевого положения загрузочных механизмов и регулировкой демпферов верти­кального шарнира, но могут быть и более значительные (изменение угла установки стабилизатора, перерегулировка

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОПАСТЕЙ. НЕСУЩЕГО ВИНТА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ. КОНСТРУКЦИИ И УХОД. ЗА НИМИ

автомата перекоса и т. д.). Поэтому при замене лопастей одной конструкции на другую следует строго руководство­ваться указаниями соответствующих инструкций. Невыпол­нение их требований может привести к весьма тяжелым последствиям в результате возникновения на ручке управ­ления вертолетом в полете неожиданных значительных на­грузок, на преодоление которых у летчика может не хва­тить ни сил, ни времени.

Уход за металлическими лопастями несущего винта в процессе эксплуатации несложен, но должен проводиться регулярно. Основой ухода является систематическое наблю­дение за состоянием поверхности металлической обшивки, состоянием лонжерона и особенно за клеевым соединением лонжерона с хвостовыми отсеками.

В процессе предполетной подготовки необходимо прове­рить, нет ли механических повреждений силовых элементов лопастей, так как даже глубокие царапины и риски могут привести к концентрации напряжений и существенно сни­зить прочность лопасти.

В зимнее время снег и лед с поверхности лопастей дол­жен быть удален теплым воздухом.

При резком включении трансмиссии следует осмотреть лопасти и проверить, нет ли повреждений задних отсеков, деформации и трещин в обшивке и заклепочных швах.

В случае выявления дефектов при указанных выше ос­мотрах лопасти снимаются с вертолета для ремонта.

После полета металлические лопасти очищаются от пыли и попавшего на них масла мягкими тканевыми салфетками, а при необходимости промываются мыльной водой. При этом ни в коем случае нельзя применять различные химические растворители, так как они проникнут в клеевые соединения и понизят прочность их. Затем производится послеполет­ный осмотр. При этом обязательно проверяют прочность крепления хвостовых отсеков к лонжерону (покачиванием рукой), состояние поверхности лонжерона: нет ли трещин, забоин и царапин, состояние приклейки отсеков и передних оковок к лонжерону. Эту проверку производят визуально и простукиванием пластмассовым молоточком весом 15—25 г (для клеевых соединений хвостовых отсеков) или сталь­ным стерженьком со сферическим наконечником весом 25— 30 г (для клеевых соединений стальных оковок с лонжеро­ном). Простукивание производится осторожно, чтобы не разрушить клеевое соединение.

Обычно простукивают свободным падением молоточка или стержня с высоты 10—15 мм.

При обнаружении нарушения склейки определяют ее ве­личину, вводя под обшивку листочек бумаги. Ни в коем случае нельзя пользоваться для этой цели металлическими щупами, так как при этом могут увеличиться размеры по­вреждения.

Конкретные нормы допустимых повреждений лопастей, в том числе и клеевых соединений, указываются в инструк­циях по эксплуатации металлических лопастей. При приня­тии решения на допуск лопастей к эксплуатации при обна­ружении неисправностей или на проведение их ремонта в каждом конкретном случае следует обязательно руководст­воваться этими нормами и допусками. Для примера приве­дем нормы и допуски, установленные для металлических лопастей вертолетов Ми-К

Лопасти этих вертолетов могут быть допущены к даль­нейшей эксплуатации со следующими повреждениями:

— продольными царапинами глубиной не более 0,1 мм на лонжероне;

— нарушениями склейки обшивки хвостовых отсеков с лонжероном размером не более 20×20 мм (без ограни­чения числа отсеков), до 30 мм по длине с каждого края от-

Не более

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОПАСТЕЙ. НЕСУЩЕГО ВИНТА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ. КОНСТРУКЦИИ И УХОД. ЗА НИМИ

Рис. 28. Допустимые зоны нарушения клеевого соединения хвостовых отсеков металлической лопасти

сека и до 50 мм с комлевой стороны первого отсека (допускается на любых трех отсеках комлевой части — до десятого и на трех отсеках остальной части лопасти); внутри зоны А (рис. 28) общей площадью не более 8 елі2;

— нарушениями склейки обшивки с хвостовым стрин­гером между двумя заклепками;

— нарушениями приклейки передних стальных оковок с лонжероном общей величиной не более 20% длины кле­евого шва и не более 75 мм длины каждого нарушения.

Однако надо иметь в виду, что если лопасть с незначи­тельными повреждениями, разрешенными инструкцией, до­пущена к дальнейшей эксплуатации, то за дефектными ме­стами должно быть установлено систематическое и неослаб­ное наблюдение.

Повреждения более значительные, чем указанные выше, 4* 51

устраняются ремонтом; до его проведения лопасть к эксплуатации не допускается. В зависимости от величины повреждений принимают решение о проведении ремонта на заводе или непосредственно в эксплуатирующих организа — циях. На это также для каждой конструкции лопасти уста­новлены свои допуски.

В эксплуатации разрешается заклеивать небольшие про­боины или трещины в обшивке хвостовых отсеков, ремонти­ровать места с нарушениями склейки и выводить царапины, забоины или очаги коррозии на поверхности лонжерона.

Пробоины на обшивке хвостовых отсеков металлических лопастей вертолетов Ми-1 ремонтируются установкой на­клеек из полотна ACT-100 на клее АК-20, если величина пробоины не превышает 30×60 мм. Перед заклейкой края пробоины скругляют (радиус более 5 мм). Наклейку изго­тавливают с таким расчетом, чтобы ее края перекрывали пробоину не менее чем на 25 мм. Допускается постановка не более четырех наклеек на пробоины на десяти комлевых отсеках и не более двух наклеек на десяти концевых отсе­ках каждой лопасти. Состояние заплат, установленных при ремонте, проверяют после каждого полета.

Трещины длиной не более 50 мм на обшивке хвостовых отсеков во избежание их распространения засверливаются по концам сверлом диаметром 3 мм. Нельзя засверливать отверстия в обшивке в зоне приклейки ее к лонжерону и над полками нервюр.

Нарушения склейки, не превышающие допустимые для ремонта в условиях эксплуатации нормы (для вертолетов Ми-1, например, к ремонту допускается нарушение клеевого соединения длиной не более 50 мм для всех отсеков и до 70 мм с комлевой стороны первого отсека), ремонтируются наклейкой лент из полотна ACT-100 клеем АК-20, после чего эти ленты снаружи покрываются двумя слоями этого клея.

После ремонта обязательно проверяется балансировка лопастей. Хранение металлических лопастей как в установ­ленном на вертолете положении, так и снятом, производится обязательно в чехлах. После дождя, если вода попала внутрь чехлов лопастей, ее удаляют, а чехлы просуши­вают. Металлические лопасти, хранящиеся в козелках, не менее двух раз в месяц должны проветриваться.

*