ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ РУЛЕВЫХ ВИНТОВ

Техническая эксплуатация рулевых винтов, так же как и несущих, включает комплекс мероприятий, проводимых техническим и летным составом с целью обеспечения со­хранения аэродинамического качества и прочностных ха­рактеристик винтов в процессе установленного им срока службы.

К таким мероприятиям относятся:

— сохранение защитных покрытий лопастей и втулок рулевых винтов в процессе эксплуатации;

— защита рулевых винтов от повреждений при стоянке вертолета на земле (при сильном ветре);

— сохранение шарнирных моментов в сочленениях рулевых винтов в пределах технических условий;

— сохранение регулировочных данных винта и баланси­ровки лопастей;

— своевременное выявление дефектов, появившихся в процессе эксплуатации.

Сохранение защитных покрытий лопастей и втулок ру­левых винтов является одним из условий обеспечения их аэродинамических и прочностных характеристик.

Защитные покрытия винтов в эксплуатации могут раз­рушаться под влиянием как атмосферных условий, так и нагрузок, которые испытывают винты при работе в воз­духе или на земле. К числу атмосферных условий, влияю­щих на защитные покрытия рулевых винтов, следует отнести такие, как действие солнечных лучей, влияние влаги, «низких и высоких температур окружающего воздуха и т. п. Под действием солнечных лучей и влаги лакокра­сочные покрытия лопастей разрушаются. Особенно интен­сивно разрушение происходит при совместном их воздейст­вии. Высокие температуры окружающего воздуха при малой его влажности вызывают усушку, коробление и растрескивание древесины, а при повышенной влажности способствуют гниению древесины. Низкие температуры ухудшают механические свойства древесины. Лакокрасоч­ные покрытия лопастей разрушаются также под действием масел, бензина и кислот, которые могут попадать на лопасти в процессе эксплуатации. Под действием переменных на­грузок (при периодическом изгибе) на лопастях могут обра­зовываться мельчайшие трещины, а под действием больших изгибающих усилий у деревянных лопастей — продольные трещины.

Через поврежденные участки защитных покрытий винтов проникает влага, которая вызывает коррозию у металличе­ских деталей и разрушает деревянную часть конструкции лопасти.

Практика эксплуатации вертолетов показывает, что вред­ное воздействие атмосферных факторов на рулевые винты можно уменьшить своевременным проведением профилак­тических мероприятий, предупреждающих появление по­вреждений конструкции винтов. К таким мероприятиям при стоянке вертолетов на земле прежде всего относится по­стоянное укрытие винтов чехлами.

При эксплуатации лопастей деревянной конструкции следует обращать внимание на то, чтобы все лопасти при стоянке вертолетов на аэродроме находились в одинаковых условиях. Если при этом под влиянием атмосферных усло­вий и произойдет изменения, то они будут одинаковы во всех лопастях, что не приведет к нарушению балансировки лопастей.

Во всех случаях неисправные чехлы или чехлы, про­пускающие влагу, должны быть своевременно отремонти­рованы. При образовании под чехлом конденсата чехол с лопасти нужно снять, не допуская высыхания влаги на поверхности лакокрасочного покрытия, и удалить влагу с поверхности чистой сухой ветошью.

Грязь и масляные пятна с поверхности лопастей удаля­ются ветошью, смоченной в теплой воде с 3% раствором технического нейтрального мыла. При низких температу­рах наружного воздуха разрешается масляные пятна уда­лять бензином Б-70; после удаления пятен поверхность протирается чистой ветошыо.

При обледенении рулевых винтов лед с поверхности винтов удаляется теплым воздухом, подводимым из подо­гревателя. Температура воздуха на выходе из подогрева*

теля не должна превышать 60—70° С, так как более высокая температура вызывает разрушение лакокрасочного по­крытия.

Поврежденные места лакокрасочного покрытия сле­дует немедленно восстанавливать.

Несоблюдение в эксплуатации мероприятий по сохра­нению защитных покрытий приводит к преждевременному выходу из строя рулевых винтов.

Преждевременный выход из строя рулевых винтов мо­жет также иметь место в результате несоблюдения обслу­живающим техническим персоналом правил эксплуатации вертолетов. Ненадежная швартовка лопастей при порыви­стом ветре может привести к поломке силовых элементов конструкции рулевого винта из-за периодического поворота лопастей ветром относительно горизонтального шарнира и )дара их об ограничители втулки. Несоблюдение требова­ний технических условий по тарированной затяжке гаек болтов шарнирных сочленений рулевого винта или регули­ровочных данных его вызывает повышенные нагрузки в деталях винта.

Безотказная работа рулевых винтов во многом зависит от своевременности и полноты смазки трущихся поверхно­стей втулки винта. Отсутствие достаточного количества смазки или ее некондиционность может приводить к повы­шенным трениям в сочленениях винта и, как следствие, к повышенному износу сочленений, увеличению шарнирных моментов, утяжелению управления винтом и к повышен­ным напряжениям деталей винта. Полноту заправки сочле­нений винта смазкой можно контролировать по количеству зашприцованного масла или по стравливанию смазки из предохранительных клапанов масленок.

В эксплуатации особое внимание следует обращать на герметичность шарнирных сочленений втулки, а также на наличие и исправность масленок. Большая утечка смазки из масленок или через уплотнения втулки не допускается. Манжеты, пропускающие смазку, необходимо заменять.

Наиболее распространенным дефектом масленок, при­водящим к утечке смазки, является заедание предохрани­тельных клапанов вследствие попадания под них какого — либо постороннего предмета. Для устранения такого де­фекта нужно нажать на клапан в головке масленки два — три раза, после чего течь должна прекратиться.

В эксплуатации бывают случаи вывода масленок из строя по причине небрежного зачехления или расчехления винта; масленки при этом полностью ломаются или над­ламываются.

Отсутствие масленки или наличие в ней трещины является очень опасным дефектом рулевого винта, так как в данном случае за короткое время может утечь вся имею­щаяся смазка из сочленения, что явится причиной наруше­ния нормальной работы винта. Поэтому зачехление и рас­чехление винтов нужно проводить аккуратно. Особенно внимательно эту операцию следует производить во время ночных работ на вертолете, когда условия для контроля за состоянием винта затруднены.

Перед зашприцовкой смазки в полости пальцев гори­зонтального шарнира на некоторых рулевых винтах ло­пасть следует устанавливать таким образом, чтобы предо­хранительный клапан был расположен выше масленки, что обеспечивает более полную заправку смазки. При заправке крестовины кардана лопасти винт обычно устанавливается на малый шаг; это обеспечивает лучший подход к масленке.

Большое значение для сохранения аэродинамического качества и прочностных характеристик рулевых винтов в процессе установленного им срока службы имеет сохране­ние регулировочных данных и балансировки лопастей. Ре­гулировочные данные рулевых винтов указаны в инструк­циях по эксплуатации вертолетов. В эксплуатации необхо­димо эти данные периодически проверять.