Виды защитных покрытий

Для предохранения и защиты деталей от коррозии на их поверхности создают защитные водонепроницаемые пленки: металлические, окисные, лакокрасочные и мас­ляные.

К металлическим относятся анодные и катодные по­

крытия, плакирование одного металла другим. Наносят, их горячим и гальваническим способами. При горячем способе детали погружают в ванну с расплавленным металлом или набрызгивают его на поверхность детали (металлизация). Металлические покрытия наносят так­же термохимическим способом, называемым плакирова­нием. Гальванический способ нанесения защитного слоя металла производится с помощью электрического тока.

В самолетостроении из гальванических покрытий наи­более широко применяются кадмирование и цинкование, а из катодных — хромирование.

Для защиты металлов и сплавов от коррозии также нашло широкое применение оксидирование, создающее окисные пленки (анодирование, химическое оксидирова­ние, воронение).

Анодирование (анодное оксидирование) широко при­меняется для защиты от коррозии алюминиевых сплавов.

Обшивка самолетов, изготовленная из алюминиевых сплавов, от коррозии защищается следующими способа­ми: оксидной пленкой; оксидной пленкой, покрытой бес­цветным лаком; оксидной пленкой, покрытой эмалью; оксидной пленкой, покрытой грунтом и эмалью.

Детали, изготовленные из магниевых сплавов и имею­щие пониженную коррозионную стойкость, во всех слу­чаях защищаются грунтом и эмалью, наносимыми на предварительно оксидированную поверхность.

Стальные детали в зависимости от их назначения защищают:

— металлическими покрытиями (цинком, кадмием, хромом);

— лакокрасочными покрытиями по предварительно фосфотированной или опескоструенной поверхности;

— фосфотированием с последующим промаслива — нием.

При обнаружении на любых агрегатах и деталях са­молета коррозии необходимо в первую очередь выяснить причину ее появления и, если она не опасна, устранить ее, для чего предварительно удалить продукты корро­зии, а затем произвести окраску либо нанести анодную пленку или цинковое покрытие в зависимости от мате­риала агрегата или детали.

Причинами коррозии могут быть не только естествен­ные коррозионные процессы, но и низкое качество защит­

ных покрытий деталей. В последнем случае необходимо принять меры к улучшению качества защитных покры­тий или нанести защитные покрытия снова, предвари­тельно удалив старые.

Наиболее подвержены коррозии следующие детали самолетных конструкций:

— обшивка крыла и хвостового оперения, особенно нижняя часть поверхности;

— детали, расположенные в зоне действия выхлоп­ных газов;

— шарнирно-болтовые соединения;

— участки конструкций вблизи мест расположения аккумуляторов, соприкасающиеся с теплозвукоизоля­цией, где может задержаться влага;

— винты, крепящие съемные панели, зализы и крыш­ки лючков; .

— детали из магниевых сплавов в местах контактов с другими деталями и в зазорах;

— подшипники открытого и закрытого типа в резуль­тате попадания в них влаги при недостаточной смазке;

— штоки цилиндров, пружины и клапаны различных агрегатов систем самолета; •

— трубопроводы, находящиеся под воздействием вла­ги, спирто-глицериновой смеси и противопожарной жид­кости.

Признаком коррозии алюминиевых сплавов служит появление на поверхности деталей белых и серых пятен, отдельных язв или черных точек.

На стальных деталях коррозия сопровождается обра­зованием коричнево-красного налета (ржавчины).

Детали из магниевых сплавов в отношении коррозии являются менее стойкими, чем детали из других мате­риалов, и поэтому требуют тщательного и систематиче­ского ухода и наблюдения за ними.

Коррозия магниевых сплавов обнаруживается по вспучиванию лакокрасочного покрытия и появлению влажного солевого налета грязно-белого (сероватого) цвета. _