Виды защитных покрытий
Для предохранения и защиты деталей от коррозии на их поверхности создают защитные водонепроницаемые пленки: металлические, окисные, лакокрасочные и масляные.
К металлическим относятся анодные и катодные по
крытия, плакирование одного металла другим. Наносят, их горячим и гальваническим способами. При горячем способе детали погружают в ванну с расплавленным металлом или набрызгивают его на поверхность детали (металлизация). Металлические покрытия наносят также термохимическим способом, называемым плакированием. Гальванический способ нанесения защитного слоя металла производится с помощью электрического тока.
В самолетостроении из гальванических покрытий наиболее широко применяются кадмирование и цинкование, а из катодных — хромирование.
Для защиты металлов и сплавов от коррозии также нашло широкое применение оксидирование, создающее окисные пленки (анодирование, химическое оксидирование, воронение).
Анодирование (анодное оксидирование) широко применяется для защиты от коррозии алюминиевых сплавов.
Обшивка самолетов, изготовленная из алюминиевых сплавов, от коррозии защищается следующими способами: оксидной пленкой; оксидной пленкой, покрытой бесцветным лаком; оксидной пленкой, покрытой эмалью; оксидной пленкой, покрытой грунтом и эмалью.
Детали, изготовленные из магниевых сплавов и имеющие пониженную коррозионную стойкость, во всех случаях защищаются грунтом и эмалью, наносимыми на предварительно оксидированную поверхность.
Стальные детали в зависимости от их назначения защищают:
— металлическими покрытиями (цинком, кадмием, хромом);
— лакокрасочными покрытиями по предварительно фосфотированной или опескоструенной поверхности;
— фосфотированием с последующим промаслива — нием.
При обнаружении на любых агрегатах и деталях самолета коррозии необходимо в первую очередь выяснить причину ее появления и, если она не опасна, устранить ее, для чего предварительно удалить продукты коррозии, а затем произвести окраску либо нанести анодную пленку или цинковое покрытие в зависимости от материала агрегата или детали.
Причинами коррозии могут быть не только естественные коррозионные процессы, но и низкое качество защит
ных покрытий деталей. В последнем случае необходимо принять меры к улучшению качества защитных покрытий или нанести защитные покрытия снова, предварительно удалив старые.
Наиболее подвержены коррозии следующие детали самолетных конструкций:
— обшивка крыла и хвостового оперения, особенно нижняя часть поверхности;
— детали, расположенные в зоне действия выхлопных газов;
— шарнирно-болтовые соединения;
— участки конструкций вблизи мест расположения аккумуляторов, соприкасающиеся с теплозвукоизоляцией, где может задержаться влага;
— винты, крепящие съемные панели, зализы и крышки лючков; .
— детали из магниевых сплавов в местах контактов с другими деталями и в зазорах;
— подшипники открытого и закрытого типа в результате попадания в них влаги при недостаточной смазке;
— штоки цилиндров, пружины и клапаны различных агрегатов систем самолета; •
— трубопроводы, находящиеся под воздействием влаги, спирто-глицериновой смеси и противопожарной жидкости.
Признаком коррозии алюминиевых сплавов служит появление на поверхности деталей белых и серых пятен, отдельных язв или черных точек.
На стальных деталях коррозия сопровождается образованием коричнево-красного налета (ржавчины).
Детали из магниевых сплавов в отношении коррозии являются менее стойкими, чем детали из других материалов, и поэтому требуют тщательного и систематического ухода и наблюдения за ними.
Коррозия магниевых сплавов обнаруживается по вспучиванию лакокрасочного покрытия и появлению влажного солевого налета грязно-белого (сероватого) цвета. _