КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ
12.1. Средства сбора полетной информации
Бортовые регистрирующие системы позволяют сулить о приемах пилотирования ВС, режимах работы и со стоянии его агрегатов, получать ни формацию о текущем пространствен иом положении самолета, что іает возможность решать за іачн совер шенствования методики профессио мальвой подготовки летного состава, анализировать полученные данные, отражающие качестно выполнения по лета. Бортовые регистрирующие си стемы устанавливаются іля рассле ю влния причин авиационных происше твий и предпосылок к ним, но они являются также важным источником информации о качестве самолстовож теиия.
Средства сбора полетной инфор мацни (ССІП1) различаются по принципу их тействия, числу регистрируемых параметров, типу носителя информации и іругнм признакам Многообразие видов ССПИ обуслов лево непрерывным появлением новых, более совершенных сретств и различием типов ВС
Барограф АД-2 устанавливается на легких самолетах н вертолетах н представляет собой рычажный механический прибор с анероидной короб кой Изменение высоты полета вызывает теформлцню анероидной коробки и смещение рычага, на котором закреплено перо прибора. Носителем информации является бумажная тна граммнан лента (при температуре ниже —-35° запись производится во законченной поверхности глянцевой бумажной ленты) с нанесенной на ней криволинейной сеткой ординат — вы сот полета. Лента закрепляется па барабане, прнво шмом во вращение часовым механизмом Перез полетом па ленту наносятся дата полета бор тоной номер ВС, фамилия команди ра, атмосферное давление, температура и время пуска часового механиз ма Погрешности записи высоты с помощью АД-2 значительны и вызы ваются трениями и люфтами в под иижных соединениях, температурмы ми деформациями злемечітов и другії ми причинами.
Трехкомпонентный самописец КЗ-63 предназначен для записи в полете барометрической высоты, индикаторной скорости и вертикальной перегрузки. Регистрация высоты и скорости основана на манометрическом принципе, а перегрузка измеряется с помощью пружинных весов Запись наносится царапанием специать ним резцом эмульсионного слоя кино плсикн. перемещаемой электрическим лентопротяжным механизмом. На птеику наносятся также отметки времени в виде штрихоп, слетующих с интервалом 3 мин Погрешности за писи приборной скорости и высоты полета (без учета погрешностей те шифровки) составляют ±4%.
Система автоматической регистрации параметров полета САРПП-12Д устанавливается на большинстве типов вертолетов и представляет собой шлейфный осциллограф, производящий запись световым лучом на фото пленку САРПП 12Д произво іит непрерывную запись шести аналоговых параметров, сигналов девяти разовых команд и отметку текущего времени. Высота измеряется в диапазоне 50 6000 м, индикаторная скорость I =.60 .. 400 км/ч, угол крена состан ляст ±60 , угол тангажа ±45°. Ос ионная погрешность регистрации составляет ±5% от максимального зна чення диапазона регистрации.
Магнитная система регистрации параметров МСРП-12-96 имеет 12 измерительных каналов для регистра цни аналоговых величин, опрашиваемых последовательно с частотой 12 Гц. Запись на магнитную ленту ведется в циклическом режиме с непрерывным стиранием ранее записанных сигиалоп так, что на ленте всегда остается информация о послет них 75 мин полета. Записываются также дискретные сигналы в вите ра
зовых команд. Суммарная погрешность регистрации и воспроизведения данных не превышает ±3% (без учета погрешности датчиков, составляющей для различных типов 2—3% ) Механизм помещен в защитный шарообразный контейнер, обеспечивающий сохранность записи при воздействии ударной перегрузки до 1000 ед, статической нагрузки 10 000 //, теплового удара 1000 °С в течение 10 мин.
Магнитная система регистрации параметров МСРП-64-2 регистрирует на магнитной ленте 48 аналоговых сигналов и 32 разовые команды. Ча стота опроса трех наиболее быстро меняющихся параметров составляет К Гц. а остальных 45 … 2 Гц. Особенностью системы является наличие блока преобразования аналоговых сигналов датчиков в цифровой код, фиксируемый в виде серии импульсов на магнитной ленте. Суммарная погрешность преобразования 1 … 1,5%. В каждый момент времени сохраняется объем данных о полете продол жительностью 25 ч.
Система МСРП-256 по своему назначению и построению аналогична МСРП-64-2, но имеет более широкие возможности. В ее состав входят эксплуатационный и аварийный накопители. Эксплуатационный накопитель содержит информацию о 228 аналоговых параметрах и 128 разовых комаи — тах, характеризующих полет за пос ледние 12,5 ч. Аварийный накопитель работает в непрерывном режиме н помещается в теплоуларозащищенный цилиндрический контейнер.
Магнитная система регистрации параметров полета ВС МВЛ и АР образует малогабаритный автономный комплекс бортовых и наземных устройств. Масса бортовой части системы БУР-1 составляет 14,1 кг. Си стема позволяет регистрировать до 25 аналоговых величии (преобразуе чых в цифровой код) и 48 разовых команд в течение 50 ч полета. Суммарная погрешность реіистраиии параметров полета 1,5%. Основными навигационными параметрами, регистрируемыми системами типа МСРП, являются курс, высота и скорость полета.
Программа развития современных СС1ІИ предусматривает создание ком плексных систем сбора и обработки параметрической информации. Бортовая часть таких систем будет не только измерять и регистрировать параметры полета, но и анализировать измеренные значення, выдавать экипажу результаты анализа, документировать результаты измерений на магнит ную ленту и печатный бланк.
Аппаратура речевых сообщений РИ-65 имеет в своем составе сигнализаторы достижения контролируемыми параметрами заданного уровня значений Прн срабатывании сигнализато ров магнитофон воспроизводит одно из шестнадцати заранее записанных на магнитной ленте предупредитель ных речевых сообщений о неблагоприятном событии. Каждое речевое сооб щенне повторяется дважды в течение 10—12 с для прослушивания экипажем и одновременно записывается на бортовой магнитофон и передается в эфир.
Группа регистраторов речи и звуковой сбетаиовкн в кабине экипажа включает магнитофон МС-6І и устройство МАРС-Б. Самолетный магни тофон МС-61 осуществляет запись речи с выходов радиоприемников и СПУ на проволочный звуконоситель, запаса которого достаточно на 5,5 ч непрерывной работы. Имеется три ре жима работы: непрерывный, запуска от голоса и специальный (для инди вндуальной записи).
Устройство МАРС-БМ имеет также внешние микрофоны для регист рации звуковой обстановки в кабине экипажа Для синхронизации речевой информации с данными МСРП-64 и МСРП-256 на пленке магнитофонов фиксируется код текущего времени вырабатываемый этими системами.