КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

12.1. Средства сбора полетной информации

Бортовые регистрирующие системы позволяют сулить о приемах пилоти­рования ВС, режимах работы и со стоянии его агрегатов, получать ни формацию о текущем пространствен иом положении самолета, что іает возможность решать за іачн совер шенствования методики профессио мальвой подготовки летного состава, анализировать полученные данные, отражающие качестно выполнения по лета. Бортовые регистрирующие си стемы устанавливаются іля рассле ю влния причин авиационных происше твий и предпосылок к ним, но они являются также важным источником информации о качестве самолстовож теиия.

Средства сбора полетной инфор мацни (ССІП1) различаются по принципу их тействия, числу регист­рируемых параметров, типу носителя информации и іругнм признакам Многообразие видов ССПИ обуслов лево непрерывным появлением новых, более совершенных сретств и разли­чием типов ВС

Барограф АД-2 устанавливается на легких самолетах н вертолетах н представляет собой рычажный меха­нический прибор с анероидной короб кой Изменение высоты полета вызы­вает теформлцню анероидной короб­ки и смещение рычага, на котором закреплено перо прибора. Носителем информации является бумажная тна граммнан лента (при температуре ниже —-35° запись производится во законченной поверхности глянцевой бумажной ленты) с нанесенной на ней криволинейной сеткой ординат — вы сот полета. Лента закрепляется па барабане, прнво шмом во вращение часовым механизмом Перез полетом па ленту наносятся дата полета бор тоной номер ВС, фамилия команди ра, атмосферное давление, температу­ра и время пуска часового механиз ма Погрешности записи высоты с помощью АД-2 значительны и вызы ваются трениями и люфтами в под иижных соединениях, температурмы ми деформациями злемечітов и другії ми причинами.

Трехкомпонентный самописец КЗ-63 предназначен для записи в по­лете барометрической высоты, инди­каторной скорости и вертикальной перегрузки. Регистрация высоты и скорости основана на манометричес­ком принципе, а перегрузка измеряет­ся с помощью пружинных весов За­пись наносится царапанием специать ним резцом эмульсионного слоя кино плсикн. перемещаемой электрическим лентопротяжным механизмом. На птеику наносятся также отметки времени в виде штрихоп, слетующих с интервалом 3 мин Погрешности за писи приборной скорости и высоты полета (без учета погрешностей те шифровки) составляют ±4%.

Система автоматической регистра­ции параметров полета САРПП-12Д устанавливается на большинстве ти­пов вертолетов и представляет собой шлейфный осциллограф, производя­щий запись световым лучом на фото пленку САРПП 12Д произво іит не­прерывную запись шести аналоговых параметров, сигналов девяти разовых команд и отметку текущего времени. Высота измеряется в диапазоне 50 6000 м, индикаторная скорость I =.60 .. 400 км/ч, угол крена состан ляст ±60 , угол тангажа ±45°. Ос ионная погрешность регистрации со­ставляет ±5% от максимального зна чення диапазона регистрации.

Магнитная система регистрации параметров МСРП-12-96 имеет 12 из­мерительных каналов для регистра цни аналоговых величин, опрашивае­мых последовательно с частотой 12 Гц. Запись на магнитную ленту ведется в циклическом режиме с непрерывным стиранием ранее запи­санных сигиалоп так, что на ленте всегда остается информация о послет них 75 мин полета. Записываются также дискретные сигналы в вите ра

зовых команд. Суммарная погреш­ность регистрации и воспроизведения данных не превышает ±3% (без учета погрешности датчиков, состав­ляющей для различных типов 2—3% ) Механизм помещен в защитный ша­рообразный контейнер, обеспечиваю­щий сохранность записи при воздей­ствии ударной перегрузки до 1000 ед, статической нагрузки 10 000 //, тепло­вого удара 1000 °С в течение 10 мин.

Магнитная система регистрации параметров МСРП-64-2 регистрирует на магнитной ленте 48 аналоговых сигналов и 32 разовые команды. Ча стота опроса трех наиболее быстро меняющихся параметров составляет К Гц. а остальных 45 … 2 Гц. Осо­бенностью системы является наличие блока преобразования аналоговых сигналов датчиков в цифровой код, фиксируемый в виде серии импульсов на магнитной ленте. Суммарная по­грешность преобразования 1 … 1,5%. В каждый момент времени сохраня­ется объем данных о полете продол жительностью 25 ч.

Система МСРП-256 по своему наз­начению и построению аналогична МСРП-64-2, но имеет более широкие возможности. В ее состав входят экс­плуатационный и аварийный накопи­тели. Эксплуатационный накопитель содержит информацию о 228 аналого­вых параметрах и 128 разовых комаи — тах, характеризующих полет за пос ледние 12,5 ч. Аварийный накопитель работает в непрерывном режиме н помещается в теплоуларозащищенный цилиндрический контейнер.

Магнитная система регистрации параметров полета ВС МВЛ и АР образует малогабаритный автоном­ный комплекс бортовых и наземных устройств. Масса бортовой части си­стемы БУР-1 составляет 14,1 кг. Си стема позволяет регистрировать до 25 аналоговых величии (преобразуе чых в цифровой код) и 48 разовых команд в течение 50 ч полета. Сум­марная погрешность реіистраиии па­раметров полета 1,5%. Основными навигационными параметрами, регист­рируемыми системами типа МСРП, являются курс, высота и скорость по­лета.

Программа развития современных СС1ІИ предусматривает создание ком плексных систем сбора и обработки параметрической информации. Борто­вая часть таких систем будет не только измерять и регистрировать па­раметры полета, но и анализировать измеренные значення, выдавать экипа­жу результаты анализа, документиро­вать результаты измерений на магнит ную ленту и печатный бланк.

Аппаратура речевых сообщений РИ-65 имеет в своем составе сигнали­заторы достижения контролируемыми параметрами заданного уровня значе­ний Прн срабатывании сигнализато ров магнитофон воспроизводит одно из шестнадцати заранее записанных на магнитной ленте предупредитель ных речевых сообщений о неблагопри­ятном событии. Каждое речевое сооб щенне повторяется дважды в течение 10—12 с для прослушивания экипа­жем и одновременно записывается на бортовой магнитофон и передается в эфир.

Группа регистраторов речи и зву­ковой сбетаиовкн в кабине экипажа включает магнитофон МС-6І и уст­ройство МАРС-Б. Самолетный магни тофон МС-61 осуществляет запись речи с выходов радиоприемников и СПУ на проволочный звуконоситель, запаса которого достаточно на 5,5 ч непрерывной работы. Имеется три ре жима работы: непрерывный, запуска от голоса и специальный (для инди вндуальной записи).

Устройство МАРС-БМ имеет так­же внешние микрофоны для регист рации звуковой обстановки в кабине экипажа Для синхронизации речевой информации с данными МСРП-64 и МСРП-256 на пленке магнитофонов фиксируется код текущего времени вырабатываемый этими системами.