Оценка качества самолетовождения по данным наземных радиолокационных измерений

Контроль точности и надежности самолетовождения по заданному маршруту может быть осуществлен наземными средствами с использова нием наземных радиолокационных станций (НРЛС). Сущность данного способа заключается в регистрации полярных координат ВС относительно НРЛС, расчете координат, характе­ризующих положение ВС относитель­но заданной траектории полета, и оценке необходимых показателен точ — пости и надежности самолетовожде­ния.

Завись траектории полета может осуществляться только в пределах рабочей области ИРЛС. Использова­ние таких радиолокаторов. как «Утес», «Скала-М», позволяет осуще­ствлять контроль самолетовождения в обширном районе радиусом 350… 400 км Точность определения коорди­нат ВС зависит от погрешностей из мерения азимхта н дальности с помо­щью НРЛС, а также от удаления ВС от радиолокатора. Прн съеме коорди­нат ВС с экрана РЛС вносятся до­полнительные погрешности. Повыше­ние точности записи координат может быть достигнуто путем использования специальной аппаратуры типа «Стати­стика», сопряженной с НРЛС и реги­стрирующей координаты ВС иа пер­фоленте, а также в АС УВД.

Запись координат ВС может про­изводиться через равные промежутки времени (например, на каждом обо­роте антенны НРЛС) пли при проле те ВС определенного рубежа. Если коортинаты снимаются непосредст­венно с зкрана РЛС, на котором на­несен заданный маршрут полета, то сразу могут быть оценены линейное боковое уклонение и продольная координата. Если регистрируются по­лярные координаты, то частиоорто — дромнческие координаты ВС:

z=zv + D кіп (ПС —Р);

s=sp-f U cos (ПС— Р),

г (С гр, sp — частноортодромнческие координаты НРЛС, ПС, D—измерен ные значения пеленга и удаления ВС; Р — путевой угол ЛЗП относительно меридиана НРЛС.

Необходимо осуществлять предва­рительный пересчет наклонной даль­ности в горизонтальную по соотноше­нию

1/Z.2—//2,

где L — измеренная наклонная даль­ность.

По парам рассчитанных значений z и s для последовательных моментов времени могут быть построены тра­ектории полета и оценены показатели качества самолетовождении, характе — рмзующне точность полета по ЛЗП и выдерживание воздушной трассы. За­пись траектории полета — объектив ное средство контроля качества нави­гационной деятельности экипажа.

Регистрация траекторий ВС дает возможность не только оценивать ка чество самолетовождения в каждом отдельном полете, но п позволяет по­лучать статистические оценки показа телей точности и надежности навиги ции по совокупности всех траекторий полета (или траекторий полетов, вы полненных по данному маршруту экипажами одной авиаэскалрильн. одного авиапредпрнятия). Для этого по записям каждой из п траекторий полета определяются линейные боко вые уклонения zі] в Л заданных се­чениях маршрута с продольными координатами Sj. Для каждого сече­ния оцениваются математические ожи­дания ЛБУ Zj и средние квадратиче­ские погрешности самолетовождения

/~(«-о-* S

Точность самолетовождения на рассматриваемом участке маршрута в среднем оценивается средней квадра тической погрешностью

image98

Следует учитывать, что значенияо2., о2ср, полученные по вышеприведен иым формулам, будут завышенными вследствие погрешностей измерения ПС и D (а следовательно н г) с по­мощью НРЛС. Аналогичные формулы могут быть использованы при оценке точности пролета заданного рубежа.

Оценка показателя надежности самолетовождения рассчитывается как отношение числа боковых уклоне ннй, не превышающих по абсолютной величине половины ширины трассы, к

общему числу полетов Расчеты но приведенным формчлам целесообраз­но проводить с использованием ЭВМ,

Полученные с помощью наземного радиолокационного контроля оценки показателей точности и на іежиости самолетовождения могут быть ис­пользованы тля анализа качества штурманского обеспечения полетов и навигационной деятельности зміна жсіі подразделений и авиапр тнрия

ТНЙ.