Оценка качества самолетовождения по данным наземных радиолокационных измерений
Контроль точности и надежности самолетовождения по заданному маршруту может быть осуществлен наземными средствами с использова нием наземных радиолокационных станций (НРЛС). Сущность данного способа заключается в регистрации полярных координат ВС относительно НРЛС, расчете координат, характеризующих положение ВС относительно заданной траектории полета, и оценке необходимых показателен точ — пости и надежности самолетовождения.
Завись траектории полета может осуществляться только в пределах рабочей области ИРЛС. Использование таких радиолокаторов. как «Утес», «Скала-М», позволяет осуществлять контроль самолетовождения в обширном районе радиусом 350… 400 км Точность определения координат ВС зависит от погрешностей из мерения азимхта н дальности с помощью НРЛС, а также от удаления ВС от радиолокатора. Прн съеме координат ВС с экрана РЛС вносятся дополнительные погрешности. Повышение точности записи координат может быть достигнуто путем использования специальной аппаратуры типа «Статистика», сопряженной с НРЛС и регистрирующей координаты ВС иа перфоленте, а также в АС УВД.
Запись координат ВС может производиться через равные промежутки времени (например, на каждом обороте антенны НРЛС) пли при проле те ВС определенного рубежа. Если коортинаты снимаются непосредственно с зкрана РЛС, на котором нанесен заданный маршрут полета, то сразу могут быть оценены линейное боковое уклонение и продольная координата. Если регистрируются полярные координаты, то частиоорто — дромнческие координаты ВС:
z=zv + D кіп (ПС —Р);
s=sp-f U cos (ПС— Р),
г (С гр, sp — частноортодромнческие координаты НРЛС, ПС, D—измерен ные значения пеленга и удаления ВС; Р — путевой угол ЛЗП относительно меридиана НРЛС.
Необходимо осуществлять предварительный пересчет наклонной дальности в горизонтальную по соотношению
1/Z.2—//2,
где L — измеренная наклонная дальность.
По парам рассчитанных значений z и s для последовательных моментов времени могут быть построены траектории полета и оценены показатели качества самолетовождении, характе — рмзующне точность полета по ЛЗП и выдерживание воздушной трассы. Запись траектории полета — объектив ное средство контроля качества навигационной деятельности экипажа.
Регистрация траекторий ВС дает возможность не только оценивать ка чество самолетовождения в каждом отдельном полете, но п позволяет получать статистические оценки показа телей точности и надежности навиги ции по совокупности всех траекторий полета (или траекторий полетов, вы полненных по данному маршруту экипажами одной авиаэскалрильн. одного авиапредпрнятия). Для этого по записям каждой из п траекторий полета определяются линейные боко вые уклонения zі] в Л заданных сечениях маршрута с продольными координатами Sj. Для каждого сечения оцениваются математические ожидания ЛБУ Zj и средние квадратические погрешности самолетовождения
/~(«-о-* S
Точность самолетовождения на рассматриваемом участке маршрута в среднем оценивается средней квадра тической погрешностью
Следует учитывать, что значенияо2., о2ср, полученные по вышеприведен иым формулам, будут завышенными вследствие погрешностей измерения ПС и D (а следовательно н г) с помощью НРЛС. Аналогичные формулы могут быть использованы при оценке точности пролета заданного рубежа.
Оценка показателя надежности самолетовождения рассчитывается как отношение числа боковых уклоне ннй, не превышающих по абсолютной величине половины ширины трассы, к
общему числу полетов Расчеты но приведенным формчлам целесообразно проводить с использованием ЭВМ,
Полученные с помощью наземного радиолокационного контроля оценки показателей точности и на іежиости самолетовождения могут быть использованы тля анализа качества штурманского обеспечения полетов и навигационной деятельности зміна жсіі подразделений и авиапр тнрия
ТНЙ.