В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Возникающие в результате действия шарнирных моментов лопастей нагрузки в цепях управления несущим винтом могут быть смоделирова­ны так же, как и другие аэродинамические характеристики, рассмотрен­ные выше, аппроксимацией зависимости Р (Кн, а’н, 5q, cjzii, со*н) в ли­нейной (досрывной) и срывной областях. У вертолетов с необратимым бустерным управлением (с гидроусилителями) моделирование нагру­зок может быть значительно упрощено. Это возможно, так как доста­точно учитывать только большие величины нагрузок, заметно влияющие на скорость отработки гидроусилителей. Обычно такому уровню нагру­зок соответствует начало срыва и срывная область аэродинамических характеристик. Дальнейшее упрощение моделирования возможно за счет уменьшения числа переменных. Для этого графики нагрузок (например, рис. 2.18, а) целесообразно построить в зависимости от Тп — (Т — Д7’ср), как показано на рис. 2.18, б. При таком представлении характеристик величина Р не зависит от УуН(аи), со2Н и со*,,. Как видно из графика, влияние 5q на Р таково, что при большем 6„ рост нагрузок происходит интенсивней. Определение разности Тл — Т поясняется на рис. 2.15. Ин­тенсивный рост нагрузок начинается при значениях тяги несущего винта меньших, чем Тср (определение Тср дано в разд- 2.3.1). Для учета этого обстоятельства в разность Тп — Т вводится поправочная величина А7’ср. Функция Т(о^) начинает терять линейность при величине тяги Тср — АТСр.

Графики на рис. 2.18 являются линеаризированными зависимостя­ми. Линеаризация сделана таким образом, чтобы /,1пах (максимально допустимое значение Р, при котором скорость отработки гидроусилите­ля становится нулевой) соответствовала фактическим значениям Т. При Тп ^ (Г — Д7’ср) принято одно значение Р = Р0, которое является сред-

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 2.18. Нагрузка в системе управления (а), и их аппроксимация (б):

®’о| = 60 щах!*0» < ®ошах* Кхн = const; u>ZH = = О

ним уровнем нагрузок в досрывной области характеристик. Аппрокси­мационная формула, описывающая представленные на рис. 2.18 зависи­мости, имеет при VXH = const вид

Р = Ро + [Рт — РГ8° (бо — 5о)][(Гл — Т + Arcp)V0], (2.62)

где Рт — градиент зависимости Р от (Гл — Т + ДГСр) при 5* = §ошах> учитывает изменение Рт при 5q < §отах; обе производные, а также величины ДГср и Р0 зависят от скорости Кхн.