В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
Возникающие в результате действия шарнирных моментов лопастей нагрузки в цепях управления несущим винтом могут быть смоделированы так же, как и другие аэродинамические характеристики, рассмотренные выше, аппроксимацией зависимости Р (Кн, а’н, 5q, cjzii, со*н) в линейной (досрывной) и срывной областях. У вертолетов с необратимым бустерным управлением (с гидроусилителями) моделирование нагрузок может быть значительно упрощено. Это возможно, так как достаточно учитывать только большие величины нагрузок, заметно влияющие на скорость отработки гидроусилителей. Обычно такому уровню нагрузок соответствует начало срыва и срывная область аэродинамических характеристик. Дальнейшее упрощение моделирования возможно за счет уменьшения числа переменных. Для этого графики нагрузок (например, рис. 2.18, а) целесообразно построить в зависимости от Тп — (Т — Д7’ср), как показано на рис. 2.18, б. При таком представлении характеристик величина Р не зависит от УуН(аи), со2Н и со*,,. Как видно из графика, влияние 5q на Р таково, что при большем 6„ рост нагрузок происходит интенсивней. Определение разности Тл — Т поясняется на рис. 2.15. Интенсивный рост нагрузок начинается при значениях тяги несущего винта меньших, чем Тср (определение Тср дано в разд- 2.3.1). Для учета этого обстоятельства в разность Тп — Т вводится поправочная величина А7’ср. Функция Т(о^) начинает терять линейность при величине тяги Тср — АТСр.
Графики на рис. 2.18 являются линеаризированными зависимостями. Линеаризация сделана таким образом, чтобы /,1пах (максимально допустимое значение Р, при котором скорость отработки гидроусилителя становится нулевой) соответствовала фактическим значениям Т. При Тп ^ (Г — Д7’ср) принято одно значение Р = Р0, которое является сред-
Рис. 2.18. Нагрузка в системе управления (а), и их аппроксимация (б): ®’о| = 60 щах!*0» < ®ошах* Кхн = const; u>ZH = = О |
ним уровнем нагрузок в досрывной области характеристик. Аппроксимационная формула, описывающая представленные на рис. 2.18 зависимости, имеет при VXH = const вид
Р = Ро + [Рт — РГ8° (бо — 5о)][(Гл — Т + Arcp)V0], (2.62)
где Рт — градиент зависимости Р от (Гл — Т + ДГСр) при 5* = §ошах> учитывает изменение Рт при 5q < §отах; обе производные, а также величины ДГср и Р0 зависят от скорости Кхн.