ВЫКЛЕЙКА ОБШИВОК САМОЛЕТА ИЗ ШПОНА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Из шпона можно выклеивать прочные, жесткие обшивки обтекае­мой формы для "каркасов фюзеляжа, крыла и других агрегатов изо­гнутой формы с небольшим радиусом кривизны. Обшивки выклеивают из 3—20 слоев шпона различного профиля, очертания и размеров. Раньше для выклейки обшивок применялся казеиновый клей. Обшив­ки получались хорошего качества, но с повышенной влажностью. Для высушивания обшивок до нормальной влажности (8—12%) была раз­работана сложная технология с применением отопительно-вентиля­ционной системы. В настоящее время для выклейки обшивок приме­няются смоляные клеи, позволяющие получать водостойкие обшивки с малым содержанием влаги (до 20—25%). До требуемой влажности такие обшивки высыхают в условиях цеха при их последующей обра­ботке без применения специальных установок.

Для выклеивания’ обшивок применяют березовый авиационный шпон толщиной 0,55—0,95 мм и — различной ширимы в зависимости от конструкции самолета и* способа выклейки.

Обшивки выклеивают различными способами: ручным — гвозде­вым и резиновыми поясами, пневматическим и способом котловой вы­клейки.

Ручная выклейка применяется в опытном производстве, в ремонт­ных мастерских и на заводах при малых сериях различных конструк­ций самолетов. Она малопроизводительна и дает обшивки с низкими механическими качествами.

Пневматическая выклейка обшивок широко применяется в крупно­серийном производстве и дает обшивки хорошего качества при боль­шой производительности. Этот способ выклейки обшивок с примене­нием электроподсгрева может дать в несколько десятков раз больше продукции, чем ручной способ выклейки при той же производственной площади. Но пневматическая выклейка требует сложного оборудова­ния, которое при изменении конструкции самолета приходится заме­нять. Кроме того, пневматический способ выклейки имеет и другие недостатки.

В советской и американской практике встречается новый ориги­нальный способ выклейки обшивок в автоклаве. Этот способ универ­сален для любых обшивок и при смене конструкции самолета меняет­ся только болван несложной конструкции.

В настоящее время разрабатывается способ выклейки обшивок с использованием клеевой пленки, изготовляемой путем пропитки осо­бых сортов бумаги смоляными и карбамидными клеями с понижен­ным содержанием отвердителя. При соответствующем подборе рецеп­та клеевую пленку можно хранить длительное время (пять-шесть ме­сяцев) . Этот способ выклейки требует обязательного подогрева до температуры плавления клеевого слоя пленки. Последними работами ВИАМ. установлено, что плавление клея происходит при температуре 110t 5° С.^ • • ■

Выклейка обшивок клеевой пленкой имеет следующие преимуще­ства:

1) уменьшает трудоемкость при выклейке обшивок;

2) рабочее место становится чистым и безвредным;

3) шпон при выклейке обшивок не увлажняется, что исключает образование гофра, провалов и других дефектов на обшивке;

4) выклеенная обшивка имеет пониженную влажность и не тре­бует подсушки;

5) поверхность обшивки получается чистой, что исключает трудо­емкую операцию — зачистку обшивок.

Но наряду с преимуществами этот способ выклейки обшивок тре­бует точного фигурного фрезерования шпона и его комплектовки перед выклейкой. ^