Предварительный расчет полета
Предварительный расчет полета выполняется в процессе предварительной штурманской подготовки к полету. Его результаты заносятся в левую часть бортжурнала, озаглавлен ную «Предварительным расчет полета*. Содержание и форма записи определяются бортовым навигационным оборудованием и классом ВС В соот ветствин с этим штурманские бортовые журналы бывают разных видов: для самолетов, оборудованных навигационным комплексом; (ля самолетов 2-го и 3-го классов, ие оборудованных НК; для самолетов 4-го клас са и вертолетов; для ВС, выполняющего международные полеты.
Однако независимо от вида борто ного журнала левая часть его содер жнт сведения, определенные НШС ГА Основными из них являются длина участков маршрута между ППМ: путевые углы, нредвычислен — ные радиопеленги по боковым РИС; время восхода и захода Солнца в пунктах вылета и посадки, а также на запасных аэродромах.
Определение длины участков маршрута. Длина каждого этапа маршрута включает в себя прямоли ценный участок S,,,, н путь, проходи мый ВС в процессе разворота иа но выв этап 5,,:
^ = ^пр —
Угол разворота УР определяют на навигационной линейке (рис. 13.3)
Sp У у р W:teo(yp 360)
= (2л/? 360) УР. (13.1)
Общая длина маршрута складывается из глии отдельных участков:
£цбщ“ Si + ^ + Sj…
п
… + Sn=VSj> (!3.2>
I = I
Определение магнитных путевых углов. При использовании полетных
|
|
|
|
|
Рис. 13.3. Алгоритм вычисления элементов разворота ВС:
а времени; 6 пути
карт в международной или косой цилиндрической проекции прямолинейные участки пути небольшой протяженности между ППМ наносятся прямыми линиями с помощью масштабной линейки. Поскольку магнитный компас является локсодромическим измерителем курса, а нанесенные участки маршрута очень близко подходят к ортодромическим. то во избежание слишком больших прогибов локсодромии от намеченной линии пути длину участков для полета с постоянным путевым углом выбирают такой, чтобы начальный и конечный путевые углы при условии следования по ортодромии ие отличались более чем на 2—3°. Суммарная по правка для приведения показаний магнитного компаса в конце отрезка к его показаниям в начале отрезка
А=(А| A^sinfffp — (Ам2—М1)<3°.
Учитывая невысокую точность пока заний магнитных курсовых приборов и небольшую длину отрезков ПУТИ для полета с постоянным путевым углом, путевые углы определяются ие аналитическим способом, а простым измерением направления отрезка на карте с помощью транспортира. Измерение локсодромического путевого угла выполняется относительно меридиана средней точки участка маршрута с учетом магнитного склонения этой точки, который именуется заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ). В данном случае ЗМПУ= — ИПУср—Дм. ср. Однако для повышения точности измерений рекомендуется производить нх измерение в двух точках, в начале и конце отрез
ка, с учетом среднего значения магнитного склонения этих точек
ЗМПУ — [ИПУиЧ-ИПУ,,— н4-Лм к)| 2.
Определение ортодромических путевых углов. При выполнении полетов с применением курсовых систем в режиме «ГПК» отсчет путевых углов производится от выбранных опорных меридианов, которые могут быть истинные или магнитные. Путевые углы, отсчитываемые от истинных или магнитных опорных меридианов начальных пунктов каждого ортодроми — ческого участка маршрута, называют начальными орто фоническими истинными путевыми углами ОИПУн и орто дромическими магнитными путевыми углами ОМПУн (рис. 13.4). Если один истинный или магнитный меридиан используется на протяжении нескольких этапов или всего маршрута в качестпе опорного, то отсчитываемые от него ортодромические путевые углы обозначаются ОЗИПУ и ОЗМПУ соответственно. Метод определения ОПУ состоит в том, что в начале последовательно определяются ОНПУні, £=!, 2, 3 я. В зависи
мости от типа курсовой системы и требуемой точности ОИПУ находятся: измерением с помощью транспортира от истинного меридиана начальной точки t-ro отрезка маршрута; путем аналитического расчета
ctg ОИПУ н. =
= cos <fi tg фі+| cosec (Х. і+1 —
— Хг)—s^ctg(a. i+l — A.;), (13.3)
где q—нормальная сферическая ши рота.
При использовании в качестве опорных магнитных меридианов начальных точек маршрута
ОМПУн, ОНПУ„|— Дмг, (13.4)
где Дм і — магнитное склонение в начальной точке i-ro отрезка маршрута.
При выборе одного истинного меридиана в качестве опорного на весь маршрут (например, аэродрома вылета) ОЗИПУ любого участка:
ОЗИПУ, ОИПУ,,,:
і -1
ОЗИПУ і ОИПУ,,,- £ Дач — / і
где 1 = 2, п—I; Да,= (Я. у— —Xj+,)sin (f,-p — азимутальная поправка, учитывающая схождение меридианов на / участке маршрута,
_____ і— і
/=1; п— 1; 21 Дау — суммарная
/*= 1
азимутальная поправка на схождение меридианов для начальной точки i-ro участка маршрута.
При использовании карт поликоии — ЧЄСКОЙ ВИДОИЗМеНеННОЙ Проекции фер равна средней широте листа карты, равноугольной проекции — широте параллели с наименьшим масштабом и стереографической проекции, равной 90°.
ОЗИПУ могут быть определены следующим образом:
ОЗИПУ, = ОМПУ,„ + М1; ОЗИПУ і ОМПУи,- f
/ і
/ і
При выборе одного магнитного меридиана на весь маршрут
ОЗМПУ, ОИПУ,,, —Дм о ОЗМПУ, ОИПУ„;+- і I
4- 2» —^м. о
ОЗМПУ, ОМПУ,„ ОЗМПУ; ОЛШУн. Ч-
1— I
"І ^ V)/— (Д. М.О A-Mi)
/ • где А* о — магнитное склонение опор ного меридиана.
Измерение путевого угла и курса ВС относительно магнитного меридиана аэродрома посадки. При вы-
волнении полетов в районе аэродро мов всех ведомств курс полета ВС отсчитывается относительно магнитного меридиана. Поэтому при полете по маршруту с помощью курсовых систем в режиме «ГПК» после прохода рубежа ухода (возврата) на аэродром вылета намечается ППМ, над которым производится переход к измерению курса относительно магнитного меридиана аэродрома посадки. При этом отсчеты ОЗИ11У. ОЗМПУ и ОМК изменяются путем введения поправок к текущему их значению. Гели в качестве опорного меридиана но маршруту полета принимается ис тинным меридиан, то путевой орто — лромнческий угол относительно магнитного меридиана аэродрома посадки
ОЗМПУ|1оП ОЗІІГ1У, f
І (^-НОС О)) sin <JVp — Ум. нос*
где ОЗИПУ, — текущее значение орто дромического заданного путевого угла; /.„ос — долгота аэродрома посадки; Л.» долгота опорного мери імама; M1i„r магнитное склонение аэродрома посадки.
При выборе магнитного меридиа на в качестве опорного по маршруту полета
ОЗМПУ ОЗМПУ,- 1 (Я,,,,о Я,,) sin (Ам. О V. ног) •
где ОЗМПУі — текущее значение ортолромичгского заданного магнитного путевого угла.
При нерехо 1C к измерению кхреа относительно магнитного меридиана аэро ірома посадки
ОМК„,„. І МКт і (^-ііііс
^ме) S’H’icp — ( ‘М1ЬИ——- .MI-).
где ГМКт — гиромагнитный курс текущий; Ям. — долгота места согласи напия курса; н. мг — магнитное скло нснне места согласонання.
В необходимых случаях осущсст нляется инженерно-штурманский расчет полета, который является основой іля определения потребного количества топлива с учетом конкретных условий.