Внешний осмотр поверхностей трения деталей трущихся сочленений

Определение износа поверхностей трения и вида из­носа деталей при эксплуатации и ремонте самолета сле­дует производить методом осмотра с помощью лупы четырехкратного увеличения и обмера трущихся сочле­нений соответствующими измерительными приборами.

Внешний осмотр поверхностей трения деталей, так же как и обмер их, в большинстве случаев требует де­монтажа, разборки узлов и агрегатов, тщательной очи­стки, промывки и просушивания осматриваемых деталей. Поэтому внешний осмотр поверхностей трения и обмер деталей целесообразно проводить параллельно. При этом внешнему осмотру подвергают те трущиеся сочленения, работоспособность которых больше всего зависит от со­стояния трущихся поверхностей.

Характерными признаками, определяющими состоя­ние поверхностей трения самолетных деталей, являются:

— наличие на поверхности трения вырывов металла и крупных рисок (надиров);

— налипание на поверхность одной детали материа­ла от другой детали (например, бронзы или алюминие­вого сплава на сталь);

— наличие на поверхности трения царапин, распо­ложенных по направлению движения деталей, при этом в смазке могут быть обнаружены абразивные частицы;

— приобретение поверхностью стальной детали сплошь или местами цвета меди с зеркальным блеском;

•— наличие на поверхности трения блестящих участ­ков с высоким классом чистоты;

— приобретение поверхностью трения темного цвета и высокой чистоты без царапин, задиров и вырывов ме­талла;

— темный цвет продуктов износа — порошка окиси металла;

— наличие различных дефектов на поверхностях тре­ния деталей (поперечные трещины, отслаивание хромо­вого покрытия, очаги коррозии, наличие цветов побежа­лости и др.).

Виды изнашивания трущихся соединений агрегатов и деталей самолетов приведены в табл. 4.13.

Виды изнашивания деталей самолетов при трении скольжения

Примеры изнашиваемых деталей

Резание, царапание, переде — формирование поверхностных слоев под действием абрази­вов или отделившихся твердых продуктов износа.

Усталостное разрушение контактирующих неровностей в результате повторно-пласти­ческого деформирования (из­нашивание происходит как при смазке, так и без нее).

Выкрашивание хрупких со­ставляющих, образующихся под действием высокой мест­ной температуры и среды.

Отрыв и износ отдельных зерен металла вследствие гидроударов при кавитации жидкости.

Течение, отрыв и износ на­гретых частиц металла под действием горячих газов, на поверхности образуются про­долговатые язвины

Детали узлов подвески шас­си, щитков-закрылков, рулей, элеронов, тяги сервопоршней гидронасосов.

Детали шарнирно-болтовых соединений агрегатов топлив­ной и гидравлической систем, систем управления самолетом и двигателем.

Сухари бензонасосов.

Золотники топливных насо­сов, бустеров.

Поршневые кольца двига­телей

А

*

Продолжение

Группа видов изнашивания

Наименование вида изнашивания

Основное явление, характеризующее вид изнашивания

Примеры изнашиваемых деталей

Молекулярно-

Изнашивание в резуль-

Молекулярное схватывание

Детали шарнирно-болтовых

механическая

тате схватывания метал­лов.

Изнашивание в резуль­тате атомарного схва­тывания

поверхностей с глубинным вы­рыванием частиц металла.

Схватывание атомов бронзы (меди) и перенос их на сталь­ную поверхность

соединений, агрегатов топлив­ной и гидравлической систем.

Бронзовые буксы амортиза­ционных стоек, уплотнитель­ные кольца букс, детали меха­низма поворота лопастей вин­тов

Коррозионно-

Окислительное изна-

Окисление поверхностных

Болты крепления выхлоп-

механическая

шивание.

Изнашивание в ре­зультате фретинг-кор — розии

слоев металла вследствие вы­сокой температуры и после­дующее разрушение окисных пленок.

Окисление поверхностных слоев металла и последующее разрушение окислов при дей­ствии незначительных повтор­ных возвратно-поступательных перемещений сопрягаемых де­талей

ного коллектора и жаровых труб.

Валики, торцы шестерен, упорные пяты агрегатов, флан­цы корпусов компрессора, прицепные пальцы шатунов