Замер люфтов шарнирных соединений

Замер люфтов дает возможность определить суммар­ный износ сопрягаемых деталей шарнирного соединения в его рабочем состоянии без разборки сочленения. Этим методом следует пользоваться при определении износа отдельных шарнирно-болтовых соединений шасси, систем управления самолетом и двигателем и шарниров навес­ки рулей, элеронов, щитков-закрылков, различных кры­шек люков и створок самолета.

Для определения суммарного износа шарнирных сое­динений целых систем, таких, как системы управления рулями, элеронами, двигателями и шарниров шасси, ис­пользуют метод замера суммарного люфта. Делается это так: неподвижно закрепляется штурвал в нейтраль­ном положении и на величину зазора отклоняется руль, затем замеряется суммарный люфт системы управления рулем высоты самолета.

Порядок замера люфтов шарнирных соединений са­молета описывается в инструкции по эксплуатации или технологии проведения осмотров и выполнения регла­ментных работ для каждого типа самолета.

При замере люфтов шарнирных соединений общими для всех самолетов являются следующие положения:

— к одной из деталей, где замеряется люфт, в спе­

циальном месте прикладывается определенной величины нагрузка и щупом промеряется зазор в шарнирном сое­динении или в соответствующей точке индикатором за­меряется отклонение детали от своего нейтрального по­ложения; ‘ 1 •

— в процессе замера суммарного люфта в системе одна деталь неподвижно закрепляется и в определенной точке замеряется возможное перемещение другой дета­ли при приложении к ней соответствующей нагрузки.

С целью определения степени и характера износа де­талей трущихся сочленений самолета и его агрегатов производятся микрометрический обмер и іВНЄШНИЙ осмотр поверхностей трения деталей.