Замер люфтов шарнирных соединений
Замер люфтов дает возможность определить суммарный износ сопрягаемых деталей шарнирного соединения в его рабочем состоянии без разборки сочленения. Этим методом следует пользоваться при определении износа отдельных шарнирно-болтовых соединений шасси, систем управления самолетом и двигателем и шарниров навески рулей, элеронов, щитков-закрылков, различных крышек люков и створок самолета.
Для определения суммарного износа шарнирных соединений целых систем, таких, как системы управления рулями, элеронами, двигателями и шарниров шасси, используют метод замера суммарного люфта. Делается это так: неподвижно закрепляется штурвал в нейтральном положении и на величину зазора отклоняется руль, затем замеряется суммарный люфт системы управления рулем высоты самолета.
Порядок замера люфтов шарнирных соединений самолета описывается в инструкции по эксплуатации или технологии проведения осмотров и выполнения регламентных работ для каждого типа самолета.
При замере люфтов шарнирных соединений общими для всех самолетов являются следующие положения:
— к одной из деталей, где замеряется люфт, в спе
циальном месте прикладывается определенной величины нагрузка и щупом промеряется зазор в шарнирном соединении или в соответствующей точке индикатором замеряется отклонение детали от своего нейтрального положения; ‘ 1 •
— в процессе замера суммарного люфта в системе одна деталь неподвижно закрепляется и в определенной точке замеряется возможное перемещение другой детали при приложении к ней соответствующей нагрузки.
С целью определения степени и характера износа деталей трущихся сочленений самолета и его агрегатов производятся микрометрический обмер и іВНЄШНИЙ осмотр поверхностей трения деталей.