Правила монтажа резьбовых соединений

Первое правило. Гайки до места посадки следует на­вертывать усилием руки. Не допускаются к эксплуата­ции гайки с качкой и надирами на торце.

Неравномерная или чрезмерная затяжка отдельных гаек крепления какой-либо детали увеличивает нагрузку на шпильку или на стяжной болт и может привести к де­формации резьбы и обрыву шпильки. Поэтому затяги­вать гайки, особенно герметичных соединений, надо рав­номерно, с определенным усилием. Обычно эту работу выполняют при помощи предварительно проверенных та­рированных ключей.

Контролировать затяжку можно и по величине удли­нения болта или по повороту ключа на расчетный угол.

Тарированные ключи устроены так, что при достиже­нии заданной силы затяжки гаек они автоматически вы­ключаются. Усилие затяжки можно определить, если удлинение болта измерять микрометром. Этим способом чаще пользуются при монтаже силовых стяжных болтов. Зависимость удлинения болта от силы затяжки нахо­дится по формуле

1 Рзат^

Лзат— _ і

ЕбГб

где Азат—удлинение болта ПОД нагрузкой С СИЛОЙ Лат» ММ]

Лзат — усилие затяжки, кГ;

I — длина болта, мм;

Ев — модуль упругости материала болта, кГ/мм2;

Л 1— поперечное сечение болта, мм2.

Напряжение растяжения в болте а = —— не

должно быть больше допустимого.

Затяжка гаек выполняется в такой последовательно­сти: вначале гайки затягиваются предварительно на оп­ределенный угол с целью создания плотного соединения в стыках собираемого узла (т. е. выбирают все зазоры), затем гайки отвертываются и вновь навертываются до соприкосновения с шайбами или деталью. После этого гайки затягиваются постепенно и равномерно сначала на Уз затяжки (или расчетного угла поворота), затем

все гайки на 2/3 затяжки и, наконец, все гайки на полную затяжку (или полный расчетный угол поворота).

Полная затяжка вначале одной гайки, затем осталь­ных не рекомендуется, так как это может деформиро­вать детали и чрезмерно растянуть стержни отдельных болтов, а также вызвать в них трещины, поскольку туго затянутые болты будут работать с перегрузкой, а слабо затянутые — с недогрузкой.

Полную затяжку болтовых соединений также можно контролировать по углу поворота гайки. Делается это так. На торцовом ключе закрепляют стрелку, которая перемещается по градуированному диску, неподвижно укрепленному на детали. Затягивание гайки прекращают при повороте ключа на заданный угол. Величина угла поворота ключа ср в зависимости от требуемой силы за­тяжки Дзат определяется по формуле ‘•

360

S

где S’ —шаг резьбы, мм;

£б, £д — модули упругости материала болта или шпиль­ки и скрепляемых деталей, кГ/мм2;

Рб, Fn — площади сечений болта или шпильки и скреп** ляемых деталей, мм2.

В практике не всегда удается сделать такие подсче­ты, поэтому с достаточной точностью можно затягивать резьбовые соединения, соблюдая следующие рекоменда­ции: болты небольшого диаметра (до Ml6) затягивать коротким табельным ключом, вращая его одной рукой с усилием до 30 кГ, болт большего диаметра — длинным ключом, вращая его двумя руками с усилием до 50 кГ. Длина рукоятки / берется от 10 до 15с?1. Удлинять ру­коятки запрещается.

Второе правило. Гайки болтов и шпилек надо затя­гивать только табельными ключами: до диаметра 16 мм одной рукой и с усилием не более 30 кГ, более 16 мм двумя руками и с усилием не более 50 кГ.

Затяжка сопрягаемых деталей при большом числе стяжных болтов производится в такой последователь­ности: . *

При фланцевом соединении гайки затягивает один человек постепенно, равномерно, крест-накрест (рис. 4.7).

При сборке деталей с прямоугольными плоскостя­ми сопряжения гайки затя­гивает также один человек, начиная с середины соеди­нения, постепенно приближа­ясь к его концам (рис. 4.8).

Детали при монтаже рас­полагают так, чтобы они свободно подходили к сое­диняемым поверхностям. На­пример, удлинительную тру­бу реактивного двигателя предварительно подвешива­ют до уровня соединяемых фланцев и только после это­го их скрепляют болтами, в противном случае одни болты могут оказаться перетяну­тыми, а другие — недотянутыми. Неравномерная затяжка приведет к обрыву перегруженных болтов или излому фланца, что наблюдалось на реактивных двигателях

при проведении регламентных работ.

При нарушении последовательности затяжки гаек трудно добиться герметичности соединения. Так, если при монтаже деталей с прямоугольными плоскостями гайки затягивать не с середины, а с концов, то в разных местах соединения образуются неплотные прилегания (морщины). При затягивании сначала средних, а затем последовательно крайних гаек, постепенно вытягивают (выпрямляют) поверхности в обе стороны и тем самым добиваются лучшего прилегания.