ТРАНСМИССИИ ВЕРТОЛЕТОВ

§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Трансмиссия в широком смысле слова — совокуп­ность агрегатов и деталей, обеспечивающих передачу мощ­ности ет двигателя к рабочим механизмам. На вертолете трансмиссия обеспечивает передачу мощности от двигателя на винты вертолета с числом оборотов, соответствующим наивыгоднейшим условиям работы несущих и рулевых вин­тов. Посредством трансмиссии также обеспечивается опре­деленное направление вращения несущих и рулевых винтов и передача мощности для работы других агрегатов и меха­низмов.

Схема компоновки трансмиссии на вертолете зависит прежде всего от схемы вертолета, а также от типа и распо­ложения двигателя. Для наиболее распространенной в на­шей стране одновинтовой схемы вертолетов трансмиссия имеет вид, показанный на рис. 45.

У одновинтового вертолета большая часть мощности двигателя при помощи трансмиссии передается на враще­ние несущего винта, а меньшая часть ее (около 7—10%) — на вращение рулевого винта. У двухвинтового вертолета продольной схемы мощность обоих двигателей передается на общую трансмиссию, где большая часть ее в горизон­тальном полете расходуется на вращение заднего несущего винта, так как он работает в потоке, отбрасываемом перед­ним винтом.

Основными элементами трансмиссии вертолетов являют­ся главные, промежуточные и хвостовые редукторы, валы трансмиссии, тормоза несущих винтов, муфты включения трансмиссий и муфты свободного хода.

ЗІ §

Подпись: § IS§ ЧМ.?Н ТРАНСМИССИИ ВЕРТОЛЕТОВї Го

х ££>> ° S. SS

І О £ I

О о н н В

g 51 1

е *■&»

О, е — Ь to

“|||

Подпись: .

К о о»

Живучесть вертолета в значительной степени зависит от живучести агрегатов трансмиссии; преждевременный выход их из строя в полете может привести к тяжелым летным происшествиям.

Опыт эксплуатации вертолетов показывает, что в преде­лах установленных сроков службы трансмиссия работает в основном надежно. Безотказная работа трансмиссии во многом зависит от своевременности и полноты смазки тру­щихся поверхностей ее валов и редукторов; отсутствие до­статочного количества смазки или недостаточная конди­ционность ее могу г привести к повышенным трениям в со­членениях и, как следствие, к повышенному износу деталей трансмиссии.

При эксплуатации трансмиссии в полете основное вни­мание следует обращать на выдерживание предельных тем­пературных режимов работы редакторов и на наличие дав­ления масла в них. Во всех случаях при падении давления масла ниже допустимой величины или при повышении тем­пературы масла в редукторе сверх установленных норм нужно произвести посадку вертолета для выяснения и устранения причины дефекта.

Особенно внимательно необходимо контролировать температурный режим редукторов при эксплуатации верто­летов в условиях высоких температур окружающего возду­ха. В этом случае при опробовании вертолетов на земле нельзя допускать длительной работы на повышенных обо­ротах, так^как возможен перегрев масла в редукторах. Охлаждение же сильно нагретого масла в условиях высо­ких температур окружающего воздуха требует длитель­ного времени, что может привести к срыву выполнения по­летного задания.

Одним из признаков исправного состояния трансмис­сии (при выключенном состоянии) является легкость ее вращения, которая проверяется вращением лопастей несу­щего винта рукой или специальным динамометром.

Проверка легкости вращения трансмиссии динамомет­ром (безменом) производится так же, как и проверка за­тяжки гасителей колебаний (тем же динамометром). Раз­ница заключается только в том, что затяжка гасителей ко­лебаний проверяется при заторможенной трансмиссии, а легкость вращения трансмиссии — при отключенном тор­мозе (трансмиссия расторможена).

Для одного и того же вертолета при всех прочих равных

условиях (достаточности смазки в шарнирных сочленениях и одинаковой температуре) усилие, потребное для страги- вания (вращения) трансмиссии, с увеличением выработки ресурса должно уменьшаться или оставаться неизменным. Так, например, для вертолетов Ми-4 оно должно соответст­вовать примерно 5 кг.

Величину усилия страгивания (вращения) трансмиссии техническому составу цетесообразно проверять на каждом поступающем в часть новом вертолете при определенных температурных условиях агрегатов трансмиссии, а в про­цессе эксплуатации вертолета периодически контролиро­вать ее при тех же температурных условиях.

Если будет обнаружено, что усилие страгивания (вра­щения) трансмиссии увеличилось, необходимо выяснить причину этого и устранить ее. Причинами в данном случае могут быть:

— повышенное трение в редукторах трансмиссии из-за разрушения отдельных элементов конструкции или отсутст­вия достаточного количества смазки, а также загустевания смазки;

— повышенные трения в валах трансмиссии вследствие нарушения соосности валов, разрушения подшипников, за­густевания или отсутствия достаточного количества смазки в подшипниках;

— трение в тормозе трансмиссии из-за неполного его растормаживания техником (летчиком), потеря упругости пружины, вытяжка тросов управления тормозом или умень­шение зазора между колодкой и барабаном тормоза.

Указанные выше причины в эксплуатации можно легко и быстро установить путем проверки:

— состояния фильтров и магнитных пробок, а также слитого из отстойника масла (на магнитных пробках и в масле не должно быть металлической стружки);

— наличия в редукторах и подшипниках валов масла (смазки);

— температуры масла (смазки);

— соосности валов;

— положения ручки управления тормозом и состояния регулировки управления тормозом.

Опыт эксплуатации вертолетов показал, что в большин­стве случаев увеличение усилия страгивания (вращения) трансмиссии связано с нарушением нормальной работы тормоза, поэтому в первую очередь необходимо проверить тормоз, а затем уже валы и редукторы трансмиссии,