ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА НА САМОЛЕТАХ И ВЕРТОЛЕТАХ, не оборудованных анк

15.1. Особенности штурманской подготовки экипажей к внетрассовым полетам

Полеты, выполняемые на самоле­тах и вертолетах, не оборудованных АНК, производятся обычно на малых и средних высотах по правилам ви­зуальных полетов. Самолетовождение основано на сочетании визуальной ориентировки с применением магнит­ных (гироскопических) курсовых при­боров и угломерных РИС. Незначи­тельный объем навигационной инфор­мации, которым располагает экипаж в полете, требует от него тщательной нредпарителыюй и предполетной под­готовки и умения вести визуальную ориентировку часто в условиях огра­ниченной видимости.

Самолеты 4-го класса н вертолеты выполняют полеты вне установленных воздушных трасс, т. е. по маршру­там, не маркированным нриводиыми радиостанциями. Это накладывает особые требования к подготовке к полету. Помимо подготовки полетной карты согласно требованиям 11LLIC ГА в полном объеме, экипажи должны провести гл’-бокий анализ аэрона­вигационной н метеорологической об­становки для определения условий ведения низуалыюя ориентировки и выяснения опасных для полета явле­ний;

тщательно изучить характер про­летаемой местности II условия естест­венного освещения.

продумать план ведения визуаль­ной ориентировки и применения РНС по Угапам полета;

твердо знать расположения зон с особым режимом полета.

Подготовка полетной карты пре­дусматривает прокладку линии за­данного пути, ее разметку и нанесе — ние условных знаков, облегчающих применение карты в полете. В каче­стве полетной используется карта масштаба 1 : I 000 000. Она должна охватывать полосу местности не ме­нее 10Э км по обе стороны маршру­та. Для удобства ведення визуальной ориентировки рекомендуется исполь­зовать карты масштаба 1:500 000 и крупнее.

В результате изучения маршрута экипаж должен запомнить расположе­ние характерных точечных, линейных и площадных ориентиров, запасных аэродромов и площадок, пригодных для вынужденной посадки, особен­ность их опознавания, распределение наземных радиомаяков вдоль марш­рута.

Прн изучении синоптической обста­новки экипаж определяет возмож­ность встречи в полете с опасными метеорологическими условиями и оце­нивает условия визуальной видимости пролетаемой местности: количество и высоту облачности, горизонтальную видимость. Если облачность ожидает­ся ниже высоты полета, то вероят­ность ведения визуальной ориенти­ровки

Г11аг,., = 0.75+0,24./>},’ > -0,567><,9

(15.1)

„<!> г,(9)

где РП И / п — вероятности появле­ния ясной и пасмурной погоды, вы­бираемые из метеорологических еже­месячников для данного района н времени полета.

Рассчитаем вероятность наблюде­ния за земным ориентиром сквозь разрывы в облаках, если в данном районе и месяце ясных дней 7, а пас­мурных — 10.

Вероятности появления облаков в I и 9 баллов составят:

> 7 30 0,233. А»;,’” — 10 30 =

=0,333;

Р „..„Vi = 0,75 +0,24 0.233—
—0.56 0,333 = 0.62.

Полеты по ПВП и ОПВП над об­лаками разрешается производить, ес­ли их количество не превышает трех баллов. В этих условиях Рилал = =0,85=0,97. Увеличение облачности на каждый балл снижает Р„а<їл в среднем иа 0,05

По величине метеорологической горизонтальной видимости можно су­дить о дальности обнаружения зем­ных ориентиров. Обычно принимают 73 0,„ — ■ 0,7

В период предполетной штурман­ской подготовки экипаж на основа­нии фактической аэронавигационной н метеорологической обстановки вы­бирает наиболее эффективные спосо­бы навигации и порядок самолето­вождения в полете, рассчитывает бе­зопасные высоты и заполняет графы предварительного расчета полета в штурманском бортжурнале. Расчет безопасных высот ведется от приве денного минимального давления но маршруту, которое устанавливается на барометрических высотомерах.

В результате штурманской подго­товки к полету экипаж должен четко представлять себе порядок самолето­вождения при: выводе ВС на курс следования; контроле и исправлении пути, выводе ВС на заданные и пово­ротные пункты маршрута; использо­вании всех навигационных средств, находящихся на борту ВС; потере ориентировки и в особых случаях по­лета; заходе на посадку визуально и по системам ОСП и ГСП.