ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА НА САМОЛЕТАХ И ВЕРТОЛЕТАХ, не оборудованных анк
15.1. Особенности штурманской подготовки экипажей к внетрассовым полетам
Полеты, выполняемые на самолетах и вертолетах, не оборудованных АНК, производятся обычно на малых и средних высотах по правилам визуальных полетов. Самолетовождение основано на сочетании визуальной ориентировки с применением магнитных (гироскопических) курсовых приборов и угломерных РИС. Незначительный объем навигационной информации, которым располагает экипаж в полете, требует от него тщательной нредпарителыюй и предполетной подготовки и умения вести визуальную ориентировку часто в условиях ограниченной видимости.
Самолеты 4-го класса н вертолеты выполняют полеты вне установленных воздушных трасс, т. е. по маршрутам, не маркированным нриводиыми радиостанциями. Это накладывает особые требования к подготовке к полету. Помимо подготовки полетной карты согласно требованиям 11LLIC ГА в полном объеме, экипажи должны провести гл’-бокий анализ аэронавигационной н метеорологической обстановки для определения условий ведения низуалыюя ориентировки и выяснения опасных для полета явлений;
тщательно изучить характер пролетаемой местности II условия естественного освещения.
продумать план ведения визуальной ориентировки и применения РНС по Угапам полета;
твердо знать расположения зон с особым режимом полета.
Подготовка полетной карты предусматривает прокладку линии заданного пути, ее разметку и нанесе — ние условных знаков, облегчающих применение карты в полете. В качестве полетной используется карта масштаба 1 : I 000 000. Она должна охватывать полосу местности не менее 10Э км по обе стороны маршрута. Для удобства ведення визуальной ориентировки рекомендуется использовать карты масштаба 1:500 000 и крупнее.
В результате изучения маршрута экипаж должен запомнить расположение характерных точечных, линейных и площадных ориентиров, запасных аэродромов и площадок, пригодных для вынужденной посадки, особенность их опознавания, распределение наземных радиомаяков вдоль маршрута.
Прн изучении синоптической обстановки экипаж определяет возможность встречи в полете с опасными метеорологическими условиями и оценивает условия визуальной видимости пролетаемой местности: количество и высоту облачности, горизонтальную видимость. Если облачность ожидается ниже высоты полета, то вероятность ведения визуальной ориентировки
Г11аг,., = 0.75+0,24./>},’ > -0,567><,9
(15.1)
„<!> г,(9)
где РП И / п — вероятности появления ясной и пасмурной погоды, выбираемые из метеорологических ежемесячников для данного района н времени полета.
Рассчитаем вероятность наблюдения за земным ориентиром сквозь разрывы в облаках, если в данном районе и месяце ясных дней 7, а пасмурных — 10.
Вероятности появления облаков в I и 9 баллов составят:
> 7 30 0,233. А»;,’” — 10 30 =
=0,333;
Р „..„Vi = 0,75 +0,24 0.233—
—0.56 0,333 = 0.62.
Полеты по ПВП и ОПВП над облаками разрешается производить, если их количество не превышает трех баллов. В этих условиях Рилал = =0,85=0,97. Увеличение облачности на каждый балл снижает Р„а<їл в среднем иа 0,05
По величине метеорологической горизонтальной видимости можно судить о дальности обнаружения земных ориентиров. Обычно принимают 73 0,„ — ■ 0,7
В период предполетной штурманской подготовки экипаж на основании фактической аэронавигационной н метеорологической обстановки выбирает наиболее эффективные способы навигации и порядок самолетовождения в полете, рассчитывает безопасные высоты и заполняет графы предварительного расчета полета в штурманском бортжурнале. Расчет безопасных высот ведется от приве денного минимального давления но маршруту, которое устанавливается на барометрических высотомерах.
В результате штурманской подготовки к полету экипаж должен четко представлять себе порядок самолетовождения при: выводе ВС на курс следования; контроле и исправлении пути, выводе ВС на заданные и поворотные пункты маршрута; использовании всех навигационных средств, находящихся на борту ВС; потере ориентировки и в особых случаях полета; заходе на посадку визуально и по системам ОСП и ГСП.