Шпангоуты
Шпангоуты по конструкции разделяются иа коробчатые (облегченные) и рамные (сплошного сечения — усиленные).
Фиг. ЗСО. Приспособление для сборки каркаса короСчатого шпангоута. |
Приспособления, оборудование и технология изготовления коробчатых шпангоутов аналогичны приспособлениям, оборудованию и технологии изготовления нервюр.
На фнг. 300 показано приспособление с винтовыми зажимами для сборки коробчатого шпангоута. Основная часть приспособления — сосновый щит — с обеих сторон зафаиерована 3—5-мм фанерой. Все внутренние фиксаторы и наружные зажимы установлены по шаблону, снятому с плазовой разбивки.
Для сборки коробчатых кольцевых шпангоутов применяются приспособления другой конструкции. Показанное на фиг. 301 приспособление рассчитано иа одновременную сборку двух шпангоутов. Два кольца 1 из переклеенной фанеры с наружныдг контуром, соответствующим внутреннему контуру шпангоута, соединены между собой болтами
2, которыми одновременно прикреплены Т-образные винтовые зажимы
3. Каждый зажим расположен против бобышек, входящих в каркас шпангоута. Сборка каркаса в приспособлении начинается с закладки, полос шпангоута (внутренней и наружной), а затем бобышек н распорок. После проверки плотности прилегания деталей друг к другу каркас склеивается с двухсторонним. нанесением клея с удельным давлением I—2 кг/сж*.
Ввиду значительных габаритных размеров шпангоутов первая сторона собранных каркасов строгается под фанеровку в тех же приспособлениях, в которых шпангоут собирается. Строжка производится вручную под лииейку нли в рейсмусовочном станке при ширине шпангоута, не превышающей ширины строгания станка.
Для станочной строжки каркаса более удобны приспособления, смонтированные на щнте (см. фиг. 300), нижняя н верхняя плоскости которого строго параллельны. На застроганную поверхность приклеи
вают фанерную обшивку с двухсторонним нанесением клея. Установив обшивку иа каркас и закрепив — ее несколькими гвоздями, приспособление закладывают в пресс (см. фнг. 253), где одновременно запрессовывают четыре-пять шпангоутов.
После приклейки обшивки с одной стороны внутреннюю часть шпангоута лакируют. Способ лакировки зависит от типа клея, которым склеен шпангоут. Прн склеивании смоляным клеем лучше лакировать смоляным лаком № 1. При применении казеинового клея следует лакировать по одному из трех описанных выше вариантов.
Одновременно или раньше лакируют фанерную обшивку второй стороны шпангоута, предварительно размеченную по трафарету.
/—приспособление: S—вырезы для зарез- |
Вторая сторона каркаса шпангоута строгается также вручную под линейку нлн в ренсмусовочном станке. Порядок наклейки, запрессовки и выдержки прн фанеровке второй стороны шпангоута такой же, как и при фанеровке первой стороны.
Обработка наружного и внутреннего контуров шпангоута и снятие малки те же, что и для нервюр. В приспособлениях для снятия переменной йалки на шпангоутах (фиг. 302) дополнительно имеются вырезы для вырезки вручную ножовкой и стамеской гнезд под лонжероны и стрингеры.
Для малковкн применяют режущий инструмент, показанный на фиг. 298.
На отфрезерованный шпангоут накладывают разметочный шаблон, па которому намечают вертикальную и горизонтальную оси самолета, места установки бобышек и других деталей. Если конструкцией шпангоута предусмотрена установка на окончательно отмалкованный контур фанерных поясков, то их ставят на специальном рабочем месте (фиг. оОЗ). При этом шпангоут крепится на ложементе. 4 2