Шпангоуты

Шпангоуты по конструкции разделяются иа коробчатые (облегчен­ные) и рамные (сплошного сечения — усиленные).

Фиг. ЗСО. Приспособление для сборки каркаса короСчатого шпангоута.

Приспособления, оборудование и технология изготовления короб­чатых шпангоутов аналогичны приспособлениям, оборудованию и тех­нологии изготовления нервюр.

На фнг. 300 показано приспособление с винтовыми зажимами для сборки коробчатого шпангоута. Основная часть приспособления — со­сновый щит — с обеих сторон зафаиерована 3—5-мм фанерой. Все внутренние фиксаторы и наружные зажимы установлены по шаблону, снятому с плазовой разбивки.

Для сборки коробчатых кольцевых шпангоутов применяются при­способления другой конструкции. Показанное на фиг. 301 приспособ­ление рассчитано иа одновременную сборку двух шпангоутов. Два кольца 1 из переклеенной фанеры с наружныдг контуром, соответствую­щим внутреннему контуру шпангоута, соединены между собой болтами

2, которыми одновременно прикреплены Т-образные винтовые зажимы

3. Каждый зажим расположен против бобышек, входящих в каркас шпангоута. Сборка каркаса в приспособлении начинается с закладки, полос шпангоута (внутренней и наружной), а затем бобышек н рас­порок. После проверки плотности прилегания деталей друг к другу каркас склеивается с двухсторонним. нанесением клея с удельным давлением I—2 кг/сж*.

Ввиду значительных габаритных размеров шпангоутов первая сто­рона собранных каркасов строгается под фанеровку в тех же приспо­соблениях, в которых шпангоут собирается. Строжка производится вручную под лииейку нли в рейсмусовочном станке при ширине шпан­гоута, не превышающей ширины строгания станка.

Для станочной строжки каркаса более удобны приспособления, смонтированные на щнте (см. фиг. 300), нижняя н верхняя плоскости которого строго параллельны. На застроганную поверхность приклеи­

вают фанерную обшивку с двухсторонним нанесением клея. Установив обшивку иа каркас и закрепив — ее несколькими гвоздями, приспособле­ние закладывают в пресс (см. фнг. 253), где одновременно запрессо­вывают четыре-пять шпангоутов.

После приклейки обшивки с одной стороны внутреннюю часть шпангоута лакируют. Способ лакировки зависит от типа клея, которым склеен шпангоут. Прн склеивании смоляным клеем лучше лакировать смоляным лаком № 1. При применении казеинового клея следует лакировать по одному из трех описан­ных выше вариантов.

Одновременно или раньше лакируют фанерную обшивку второй стороны шпангоута, предварительно размечен­ную по трафарету.

/—приспособление: S—вырезы для зарез-
ав гнезд в шпангоуте; шпангоут;
4— подставка для крепления приспособ*
ления.

Вторая сторона каркаса шпангоута строгается также вручную под линейку нлн в ренсмусовочном станке. Порядок наклейки, запрессовки и выдержки прн фанеровке второй стороны шпангоута такой же, как и при фанеровке первой стороны.

Обработка наружного и внутреннего контуров шпангоута и снятие малки те же, что и для нервюр. В приспособле­ниях для снятия переменной йалки на шпангоутах (фиг. 302) допол­нительно имеются вырезы для вырезки вручную ножовкой и стамеской гнезд под лонжероны и стрингеры.

Для малковкн применяют режущий инструмент, показанный на фиг. 298.

На отфрезерованный шпангоут накладывают разметочный шаблон, па которому намечают вертикальную и горизонтальную оси самолета, места установки бобышек и других деталей. Если конструкцией шпан­гоута предусмотрена установка на окончательно отмалкованный кон­тур фанерных поясков, то их ставят на специальном рабочем месте (фиг. оОЗ). При этом шпангоут крепится на ложементе. 4 2