Авиационные навигационные комплексы с аналоговым вычислителем
В авиационный навигационный комплекс АНК 1 среднего магистрального самолета вхо гит (рис. 16 6): для автоматического счисления пути — навигационное вычислительное устройство (НВУ), точная курсовая система (ТКС), доплеровский из. мери толь скорости и сноса (ДИСС) и си стсма воздушных сигналов (СВС); для коррекции счисленных координат— НВУ и бортовая аппаратур? РСБН. На некоторых ВС с этой же целью в состав АНК-1 включаются аппаратура ближній навигации и посадки (КУРС МП) к самолетный дальномер (СДК)
Кромі того, на борту ВС имеют ся средства и системы, не входящие в состав АПК: автоматический радиокомпас, бортовая радиолокационная станция, самолетный дальномер (СД), барометрические н радиотехнический высотомеры, приборы скорости II др.
В комплект НВУ, кроме аналогового вычислителя, входят индикаторы-задатчики координат (ИЗК), индикатор-задатчик путевых углов (ИЗПУ), задатчик угла карты, индикатор-задатчик ветра (ИЗВ), пульт управления (ПУ), автоматический планшет (ПА) и др.
АНК-1 дальних магистральных самолетов имеет такой же состав, ио НВУ содержит еще блок программы маршрута и посадки (БПМП)
Совместно с входящими в состав АНК средствами и системами НВУ обеспечивает:
программирование полета по участкам маршрута;
непрерывное автоматическое определение и индикацию координат МС в ЧОСК (оставшегося до очередного ППМ расстояния и линейно-бокового уклонения от ЛЗП);
преобразование текущих координат ВС в координаты очередной ЧОСК;
выполнение автоматической коррекции счисленных координат по данным РНС ближней навигации (РСБН, BOP/ДМЕ, ТА—КАН);
автоматическую коррекцию бокового уклонения ВС от линии заданного магнитного азимута полета по данным радиомаяков ВОР (не во всех АНК);
вычисление и запоминание навигационного направления и скорости ветра,
выдачу электрических сигналов в ПА для индикации МС;
выдачу в бортовую САУ данных для выполнения автоматического полета по заданному маршруту.
При наличии в составе НВУ блока программирования маршрута и посадки дополнительно обеспечивается: программирование ППМ и точек предпосадочного маневра (ТПМ) для выполнения автоматизированного полета по коротким участкам маршрута и по схеме захода иа посадку; выполнение автоматизированного полета по прямоугольному маршруту при повторном заходе на посадку.
Счисление координат осуществляется электромеханическим счетно-решающим устройством в основном (курсо-доплеровском) и вспомогательном (курсо-воздушном) режимах. В первом случае решаются уравнения
(16.2) и (16.5), во втором — (16.2) и
(16.7) . Средняя квадратическая погрешность счисления координат в ОСНОВНОМ режиме ОКОЛО 0,01 Sup в диапазоне 1У= (700-НІ000) км/ч и 0,015 S„p при других скоростях Точ ность счисления по запомненным параметрам ветра составит 0,022 S„p. Указанные точности скорее справедливы для о2сч чем для о8(;ч.
Автоматический планшет ПА-3 предназначен для непрерывного автоматического указания МС по данным НВУ с помощью вн-
знра на движущейся карте масштаоа I : 2 000 000 при палете по маршруту и масштаба 1:500 000 — в районе аэродрома. Максимальная погрешность показаний координат визиром ПА при полете по маршруту ±4 км, а при полете в районе аэродрома ± 1 км.
Автоматическая коррекция счис ленных координат осуществляется с использованием PCDH, а в некоторых АПК — радиомаяков BOP’DME и ТАКАН, азимут и дальность от которых измеряются с помощью КУРС МП и СДК Имеется возможность непрерывной коррекции координаты 2С в процессе полета на или от радиомаяка ВОР.
Навигационную автономную систему НАС-1 можно отнести к числу АНК-I. Она предназначена для автоматического счисления пути в прямоугольной ортодромической СК и автоматического пилотирования самолета по ЛЗП. Она состоит из двух частей: ДИСС и автономного навигационного устройства (АНУ) В состав последнего входят: датчик воздушной скорости (ДВС), задатчик ветра (ЗВ-1), задатчик угла карты іЗУК-2), счетчик координат (НИ-50СЧ) и блок коммутации (БК-1). Для решения задачи счисления пути АНУ сопрягается с каким-либо датчиком курса (КС или ГПК). Специальные блок связи и индикатор бокового уклонения совместно с автопилотом образуют САУ. В составе НАС-1 корректоров нет.
НАС-1 имеет три режима работы:
«ДИСС» — основной режим, при котором ведется курсо-доплеровское счисление по тем же алгоритмам, что и в любом АНК-1 В процессе работы в этом режиме определяются и запоминаются составляющие ветра по осям текущей ЧОСК (U,. Uj). Точность счисления порядка 0,03 SnD;
«П амять» — кратковременный режим; включается автоматически при кренах самолета более 10° или отсутствии сигналов от ДИСС. Составляющие путевой скорости для счисления пути определяются W.= v.+U,-, Г,= Точность
счисления хуже, чем в основном режиме;
«АНУ» — вспомогательный режим, при котором ведется курсо-воздушное счисление. Параметры ветра вводятся вручную. Погрешность счисления составляет 5—7% от пройденного расстояния
•»