Авиационные навигационные комплексы с аналоговым вычислителем

В авиационный навигационный комплекс АНК 1 среднего магистраль­ного самолета вхо гит (рис. 16 6): для автоматического счисления пути — навигационное вычислительное уст­ройство (НВУ), точная курсовая си­стема (ТКС), доплеровский из. мери толь скорости и сноса (ДИСС) и си стсма воздушных сигналов (СВС); для коррекции счисленных коорди­нат— НВУ и бортовая аппаратур? РСБН. На некоторых ВС с этой же целью в состав АНК-1 включаются аппаратура ближній навигации и посадки (КУРС МП) к самолетный дальномер (СДК)

Кромі того, на борту ВС имеют ся средства и системы, не входящие в состав АПК: автоматический ра­диокомпас, бортовая радиолокаци­онная станция, самолетный дально­мер (СД), барометрические н радио­технический высотомеры, приборы скорости II др.

В комплект НВУ, кроме аналого­вого вычислителя, входят индикато­ры-задатчики координат (ИЗК), ин­дикатор-задатчик путевых углов (ИЗПУ), задатчик угла карты, инди­катор-задатчик ветра (ИЗВ), пульт управления (ПУ), автоматический планшет (ПА) и др.

АНК-1 дальних магистральных са­молетов имеет такой же состав, ио НВУ содержит еще блок программы маршрута и посадки (БПМП)

Совместно с входящими в состав АНК средствами и системами НВУ обеспечивает:

программирование полета по уча­сткам маршрута;

непрерывное автоматическое опре­деление и индикацию координат МС в ЧОСК (оставшегося до очередного ППМ расстояния и линейно-бокового уклонения от ЛЗП);

преобразование текущих коорди­нат ВС в координаты очередной ЧОСК;

выполнение автоматической кор­рекции счисленных координат по данным РНС ближней навигации (РСБН, BOP/ДМЕ, ТА—КАН);

автоматическую коррекцию боко­вого уклонения ВС от линии задан­ного магнитного азимута полета по данным радиомаяков ВОР (не во всех АНК);

вычисление и запоминание навига­ционного направления и скорости ветра,

выдачу электрических сигналов в ПА для индикации МС;

выдачу в бортовую САУ данных для выполнения автоматического по­лета по заданному маршруту.

При наличии в составе НВУ блока программирования маршрута и по­садки дополнительно обеспечивается: программирование ППМ и точек предпосадочного маневра (ТПМ) для выполнения автоматизированно­го полета по коротким участкам мар­шрута и по схеме захода иа посадку; выполнение автоматизированного по­лета по прямоугольному маршруту при повторном заходе на посадку.

Счисление координат осуществля­ется электромеханическим счетно-ре­шающим устройством в основном (курсо-доплеровском) и вспомога­тельном (курсо-воздушном) режимах. В первом случае решаются уравнения

(16.2) и (16.5), во втором — (16.2) и

(16.7) . Средняя квадратическая по­грешность счисления координат в ОСНОВНОМ режиме ОКОЛО 0,01 Sup в диапазоне 1У= (700-НІ000) км/ч и 0,015 S„p при других скоростях Точ ность счисления по запомненным па­раметрам ветра составит 0,022 S„p. Указанные точности скорее справед­ливы для о2сч чем для о8(;ч.

Автоматический план­шет ПА-3 предназначен для не­прерывного автоматического указания МС по данным НВУ с помощью вн-
знра на движущейся карте масштаоа I : 2 000 000 при палете по маршруту и масштаба 1:500 000 — в районе аэродрома. Максимальная погреш­ность показаний координат визиром ПА при полете по маршруту ±4 км, а при полете в районе аэродрома ± 1 км.

Автоматическая коррекция счис ленных координат осуществляется с использованием PCDH, а в некото­рых АПК — радиомаяков BOP’DME и ТАКАН, азимут и дальность от ко­торых измеряются с помощью КУРС МП и СДК Имеется возмож­ность непрерывной коррекции коор­динаты 2С в процессе полета на или от радиомаяка ВОР.

Навигационную автономную систе­му НАС-1 можно отнести к числу АНК-I. Она предназначена для авто­матического счисления пути в прямо­угольной ортодромической СК и ав­томатического пилотирования самоле­та по ЛЗП. Она состоит из двух ча­стей: ДИСС и автономного навига­ционного устройства (АНУ) В состав последнего входят: датчик воздуш­ной скорости (ДВС), задатчик ветра (ЗВ-1), задатчик угла карты іЗУК-2), счетчик координат (НИ-50СЧ) и блок коммутации (БК-1). Для решения за­дачи счисления пути АНУ сопрягает­ся с каким-либо датчиком курса (КС или ГПК). Специальные блок связи и индикатор бокового уклонения совместно с автопилотом образуют САУ. В составе НАС-1 корректоров нет.

НАС-1 имеет три режима работы:

«ДИСС» — основной режим, при котором ведется курсо-доплеров­ское счисление по тем же алгорит­мам, что и в любом АНК-1 В про­цессе работы в этом режиме опреде­ляются и запоминаются составляю­щие ветра по осям текущей ЧОСК (U,. Uj). Точность счисления поряд­ка 0,03 SnD;

«П амять» — кратковремен­ный режим; включается автома­тически при кренах самолета более 10° или отсутствии сигналов от ДИСС. Составляющие путевой скоро­сти для счисления пути определяются W.= v.+U,-, Г,= Точность

счисления хуже, чем в основном ре­жиме;

«АНУ» — вспомогательный режим, при котором ведется кур­со-воздушное счисление. Параметры ветра вводятся вручную. Погреш­ность счисления составляет 5—7% от пройденного расстояния

•»