ФЮЗЕЛЯЖ И ШАССИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фюзеляж. Фюзеляж вертолета, как и фюзеляж самолета, предназначается для размещения экипажа, пассажиров, грузов, топлива и т. д.
В конструктивном отношении фюзеляжи вертолетов имеют много общего с фюзеляжами самолетов: строятся так же, как и последние, ферменной, балочной и смешанной конструкции и состоят из тех же конструктивных элементов — шпангоутов, стрингеров, ферм.
При полете вертолета его фюзеляж нагружается значительно больше, чем фюзеляж самолета. Кроме восприятия сил и моментов, вызываемых аэродинамическими силами, фюзеляж вертолета воспринимает также нагрузку от реактивного крутящего момента несущего винта. Помимо этого, на фюзеляж вертолета в полете передаются вибрационные нагрузки от неуравновешенных сил, возникающих при вращении несущего винта. В этом состоит принципиальное отличие фюзеляжа вертолета от фюзеляжа самолета.
Учесть при расчете фюзеляжа вертолета все действующие на него нагрузки и моменты, а также вызываемые ими напряжения очень трудно, вследствие чего при проведении испытаний вертолетов и даже в эксплуатации иногда появляются дефекты, связанные с местной потерей прочности отдельными элементами конструкции фюзеляжа. Кроме того, следует отметить, что дефекты фюзеляжа могут возникнуть также в результате его небрежной эксплуатации. К числу таких дефектов относятся: коррозия обшивки, ослабление заклепок, нарушение лакокрасочного покрытия и др. Устраняются эти неисправности так же, как и на самолетах. В результате небрежной эксплуатации можно даже поломать балку фюзеляжа. Например, при ударе ее лопастями в момент выключения трансмиссии, при грубых посадках вертолета, задевании хвостовой опорой о взлетно-посадочную полосу и т. п.
Шасси. На большинстве фюзеляжей вертолетов устанавливается неубирающееся шасси трехколесной или четырехколесной схемы. Однако в последнее время в связи с возрастанием максимальных скоростей вертолетов до 250 км/час и более на некоторых вертолетах устанавливается убирающееся шасси.
Принципиально шасси вертолета устроено так же, как шасси самолета.
Шасси вертолета должно обеспечивать хорошую амортизацию ударных нагрузок при посадке вертолета на режиме самовращения (авторотации) несущего винта и демпфирование колебаний стоек при просадке, исключающее возникновение так называемого «земного резонанса». Надо заметить, что выполнение последнего условия весьма затруднительно для всех случаев работы амортизационных стоек, поэтому в эксплуатации при определенном сочетании различных видов колебаний имеют место отдельные случаи возникновения самовозбуждающихся колебаний, которые называются «земным резонансом».
Так, например, зафиксировано появление «земного резонанса» в момент переруливания вертолетом грунтовой дороги с колеей от прошедших автомашин. При этом вертолет раскачивался с частотой, кратной колебаниям несущего винта, что и привело к возникновению резонанса.
Для посадки вертолета на воду шасси иногда делается в виде баллонов-поплавков.