ФЮЗЕЛЯЖ И ШАССИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Фюзеляж. Фюзеляж вертолета, как и фюзеляж самоле­та, предназначается для размещения экипажа, пассажи­ров, грузов, топлива и т. д.

В конструктивном отношении фюзеляжи вертолетов име­ют много общего с фюзеляжами самолетов: строятся так же, как и последние, ферменной, балочной и смешанной конструкции и состоят из тех же конструктивных элемен­тов — шпангоутов, стрингеров, ферм.

При полете вертолета его фюзеляж нагружается значи­тельно больше, чем фюзеляж самолета. Кроме восприятия сил и моментов, вызываемых аэродинамическими силами, фюзеляж вертолета воспринимает также нагрузку от реак­тивного крутящего момента несущего винта. Помимо этого, на фюзеляж вертолета в полете передаются вибрационные нагрузки от неуравновешенных сил, возникающих при вращении несущего винта. В этом состоит принципиаль­ное отличие фюзеляжа вертолета от фюзеляжа само­лета.

Учесть при расчете фюзеляжа вертолета все действую­щие на него нагрузки и моменты, а также вызываемые ими напряжения очень трудно, вследствие чего при проведении испытаний вертолетов и даже в эксплуатации иногда по­являются дефекты, связанные с местной потерей прочности отдельными элементами конструкции фюзеляжа. Кроме того, следует отметить, что дефекты фюзеляжа могут воз­никнуть также в результате его небрежной эксплуатации. К числу таких дефектов относятся: коррозия обшивки, ослабление заклепок, нарушение лакокрасочного покры­тия и др. Устраняются эти неисправности так же, как и на самолетах. В результате небрежной эксплуатации можно даже поломать балку фюзеляжа. Например, при ударе ее лопастями в момент выключения трансмиссии, при грубых посадках вертолета, задевании хвостовой опо­рой о взлетно-посадочную полосу и т. п.

Шасси. На большинстве фюзеляжей вертолетов устанав­ливается неубирающееся шасси трехколесной или четырех­колесной схемы. Однако в последнее время в связи с возрастанием максимальных скоростей вертолетов до 250 км/час и более на некоторых вертолетах устанавли­вается убирающееся шасси.

Принципиально шасси вертолета устроено так же, как шасси самолета.

Шасси вертолета должно обеспечивать хорошую амор­тизацию ударных нагрузок при посадке вертолета на ре­жиме самовращения (авторотации) несущего винта и демпфирование колебаний стоек при просадке, исключаю­щее возникновение так называемого «земного резонанса». Надо заметить, что выполнение последнего условия весьма затруднительно для всех случаев работы амортизационных стоек, поэтому в эксплуатации при определенном сочетании различных видов колебаний имеют место отдельные слу­чаи возникновения самовозбуждающихся колебаний, кото­рые называются «земным резонансом».

Так, например, зафиксировано появление «земного ре­зонанса» в момент переруливания вертолетом грунтовой дороги с колеей от прошедших автомашин. При этом верто­лет раскачивался с частотой, кратной колебаниям несущего винта, что и привело к возникновению резонанса.

Для посадки вертолета на воду шасси иногда делается в виде баллонов-поплавков.