Регулирование прод-ольно-поперечного. управления

Регулирование продольно-поперечного управления на вертолетах осуществляется регулируемыми тягами, которые устанавливаются в цепях управления. Изменяя длину тяг, добиваются необходимого отклонения тарелки автомата

Подпись: Рис. 54. Качалка продольного управления: / — гайка; 2 — кольцо распорное; 3 — ось качалки продольного управления; 4 — сектор; 5 — качалка продольного управления
Регулирование прод-ольно-поперечного. управления

перекоса. Углы отклонения тарелки автомата перекоса определяются, как правило, при помощи угломера. Этот способ замера углов наиболее распространен и пригоден для всех типов вертолетов. В последнее время для замера углов тарелки автомата перекоса на некоторых типах вер­толетов применяется другой, более простой и удобный спо­соб, заключающийся в том, что на качалки продольного и поперечного управления (рис. 54) наносятся установочные

Подпись: www.vokb-la.spb.ru - Самолёт своими руками?!
Регулирование прод-ольно-поперечного. управления

/ — токопроводящий коллектор; 2 — тарелка автомата перекоса; 3 штырь; 4 — рычаг автомата перекоса; 5 — прихваты; 6 — плошадка при­способления для установки угломера; 7 ограничитель установки угло­мера в продольной плоскости автомата перекоса; 8 — ограничитель ус­тановки угломера в поперечной плоскости автомата перекоса; 9 — угло­мер; 10 — тяга поперечного управления; // — тяга продольного управ­ления

и поперечной плоскостях, что определяется инструкцией по эксплуатации для каждого типа вертолета. Установка коль­ца автомата перекоса в указанное положение производится регулируемыми тягами продольного и поперечного управ­ления.

Если в цепи продольного и поперечного управления вер­толета установлены гидроусилители и загрузочные меха­низмы, то штоки гидроусилителей при помощи регулируе­мых тяг устанавливаются в нейтральное положение, а тяги загрузочных механизмов присоединяются к ручке управле­ния без усилия. Последнее положение справедливо не для всех вертолетов даже одного и того же типа. Положение ручки, при котором к ней подсоединяются загрузочные ме­ханизмы, определяется моментом, создающимся на лопас­тях несущего винта. Момент зависит от профиля лопасти. Так, например, на вертолетах Ми-4 применяются комплек­ты лопастей несущего винта с двумя профилями. При уста­новке одних комплектов загрузочные механизмы присоеди­няются без усилия к ручке управления, когда она находит­ся в нейтральном положении. А при установке других ком­плектов лопастей несущего винта, создающих кабрирую — щий момент, загрузочные механизмы подсоединяются к ручке без усилия тогда, когда ручка управления несколько наклонена вперед.

Замер углов отклонения тарелки автомата перекоса про­изводится при отклонении ручки управления вперед — на­зад и влево -— вправо с достаточно большой точностью (до нескольких минут). Упоры ручки регулируются таким обра­зом, чтобы во всех четырех крайних положениях ручки углы отклонения тарелки автомата перекоса соответствовали не­обходимым.

Указанная точность в регулировке отклонения тарелки автомата перекоса диктуется условиями обеспечения нор­мальной управляемости вертолета, у которого при боль­шой силе тяги несущего винта даже незначительное ее от­клонение создает большой момент. Так, на вертолете Ми-4 при полете его с нормальным полетным весом отклонение автомата перекоса на 1° создает момент 450 кгм.

Если в процессе эксплуатации допускаются нарушения в регулировке отклонения тарелки автомата перекоса, когда она отклоняется на меньшие величины (не только градусов, но и минут), то это приводит к уменьшению запасов управ­ляемости на вертолете и может явиться причиной летных происшествий.

После регулирования ручного управления проверяются зазоры между рычагами вращающегося кольца автомата перекоса и качалками продольного (поперечного) управ­ления и рычагом общего шага. Проверка производится для того, чтобы избежать касания деталей друг о друга при вращении несущего винта. Касание деталей друг о друга может быть в отдельных случаях при четырех крайних от­клонениях ручки управления вперед и вправо (влево) до отказа, а также назад и вправо (влево) до отказа.

Для увеличения зазоров в случае необходимости можно в пределах допуска произвести перерегулировку кольца автомата перекоса. Особенно тщательно нужно проверять зазоры на модифицированных автоматах перекоса или но­вой их конструкции.

После окончательной регулировки ручного управления и механизмов загрузки (триммеров) проверяются показа­ния указателей нажатием тумблера управления триммера­ми влево, а затем вправо. При этом соответственно влево и вправо должны отклоняться ручка управления и стрелка указателя. Таким же образом проверяются показания ука­зателя при нажатии тумблера вперед и назад. Во время проверки нужно обращать внимание на то, чтобы при сред­нем положении штока загрузочного механизма стрелка ука­зателя совпадала с риской «О». При полном перемещении штока загрузочного механизма от среднего положения на выпуск и уборку стрелка указателя при отклонении вправо и влево должна совпадать с крайними рисками. Допускает­ся небольшое (1—2 мм) несовпадение конца стрелки с рис­ками при условии равенства несовпадений с правой и с ле­вой сторон.