Второй вариант
а) Сборка носков нервюр вместе с передним лонжероном в отдельном стапеле.
б) Сборка хвостовых частей нервюр вместе с задним лонжероном в отдельном стапеле.
в) Установка лонжеронов с собранными на них носками и хвостовыми частями нервюр *в стапель общей сборки.
д) Установка и крепление к лонжеронам средних частей нервюр.
Оба варианта сборки каркаса центроплана получили в производстве одинаковое распространение и применяются в зависимости от имеющейся оснастки и конструктивных особенностей центроплана.
Стапели для сборки" отсеков по своей конструкции аналогичны между собой.
При сборке отсеков вместе с лонжероном последний закладывают в стапель н фиксируют по стыковым узлам центроплана с консолями крыла. Носовые нли хвостовые части нервюр устанавливают на ложементы и фиксируют прижимами или по сборочным отверстиям, после чего крепят нервюры к лонжеронам н устанавливают стрингеры.
Установленные на клею детали запрессовывают струбцинками.
На фиг. 346 показан стапель для сборки носового отсека с передним лонжероном. Лонжерон 1 в стапеле зафиксирован по стыковым узлами 2. Носки нервюр 3 устанавливают в стапель по ложементам 4, Фиг. 346. Стапель для сборки носового отсека центроплана с передним лонжероном. |
и фиксируют винтовыми зажимами 5. Для запрессовки лобового стрингера установлен винтовой прижим 6. Отсеки без лонжерона собирают в стапеле аналогичной конструкции при наличии специального упора, Фиг. 347. Стапель для сборки отсеков центроплана без лонжерона. 1—фиксатор нервюр; 2-~винтовоД зажни лобового стрингера; 3—ось вращения стапеля; 4 —подшипник. |
заменяющего собой лонжерон. Отсутствие связи собранного отсека с лонжероном делает его очень хрупким. Для предотвращения деформации отсек иногда скрепляют временными стяжками.
Стапель для Сборки отсеков без лонжерона показан на фиг, 347.
Фиксаторы нервюр 1 в стапеле схватывают полностью нервюру и запрессовывают все стрингеры, заложенные в ее гнезда, Для лобового стрингера установлен дополнительный вантовой зажим 2.
На стапеле вращающейся конструкции возможно одновременно собирать два комплекта отсеков.
Фиг. 348. Передвижной вращающийся стапель общей сборки центроплана. 7—трубы; 2— стяжные муфты; 3—траверсы; 4—опорные фермы; 5— рельсы; б—фиксаторы для — крепления лонжеронов; 7— зажимы; 8—ложементы носков; 9—ложементы хвостовиков; У0—реперные площадки; II— штыри. |
Стапели общей сборки каркасов центропланов бывают стационарные и передвижные. Стационарные стапели делают из дерева и из металла, передвижные — только нз металла. На фиг. 348 показан перед — движной вращающийся стапель, получивший широкое распространение в производстве. В стапеле две горизонтально расположенные трубы J
Фиг. 349. Конструкция фиксаторов стыковых узлов лонжеронов. Д—стыковой узел с постоянным размером 8; I—фиксирующая скоба; 2—штыри; 3—рейки; б—вертикальный валик; б—рукоятка. Б—стыковой узел с переменным размером 8,; 7—неподвижный упор; 8—лапка; 9—фиксирующие штыри. |
укреплены в стяжных муфтах 2, жестко скрепленных с траверсами 5. Траверсы шарниро установлены в спорных фермах 4Ч Опорные фермы поставлены на колеса и перекатываются по рельсам. 5. Для крепления лонжеронов в стапеле на траверсах установлены фиксаторы б, которые. в зависимости от конструкции стыковых узлов центроплана. с консолью бывают двух видов (фиг. 349).
Фиксатор А предназначен для закрепления стыкового узла, имеющего уже точно обработанный размер S, что позволяет фиксировать его сразу скобой 1 іпо обеим щекам и штырями 2 по стыковым отверстиям. Скоба выдвигается на двух рейках <5, имеющих зубчатую нарезку, соединенную с шестернями на (вертикальном валике 4. Валик приводится во вращение рукояткой 5. Скобы двух фиксаторов по стыковым отверстиям лонжерона устанавливаются в определенном положении шпилькой 6.
По фиксатору Б уссапаалнзак,: стыковой узел до обработки его толщины в номинальный размер. Такой стыковой узел крепят к одному неподвижному упору 7 лапкой 5, что придает лонжерону определенное положение. Для получения большей жесткости и обеспечения правилфюго положения при сборке средних частей лонжероны дополнительно фиксируют в зажимах 7 (см. фиг. 348). На горизонтальные трубы укреплены стяжными муфтами ложементы носков 8 и хвостовиков 9 нервюр, на которые устанавливают собранные отсеки. Для закладки эталона центроплана в стапель имеются реперные площадки 10.
Преимущества описанного стапеля заключаются в том, что он может быть легко приспособлен для работы с центропланами любой конструкции — путем перестановки ложементов на горизонтальных трубах и сменой (если это потребуется) фиксаторов лонжеронов.
Собираемый каркас в стапеле можно поворачивать на угол 45—180° в зависимости от, конструкции стапеля, что облегчает монтажные работы.
Общая сборка каркаса центроплана в стапеле при сборке отсеков без лонжеронов производится в следующей последовательности. Лонжероны стыковыми узлами вставляют в фиксаторы стапеля и крепят штырями,-/-/ (см. фиг. 348). По средним частям лонжероны фиксируют винтовыми зажимами 7. Сначала в стапель закладывают средние отсеки н крепят их к лонжеронам. Собранные хвостовые н носовые отсеки устанавливают в стапель на ложементы и крепят к лон — •жеронам. После окончательного крепления всех нервюр зачищают и контролируют плоскости под обшивку. Плоскости каркаса контролируют продольными а поперечными шаблонами. Прямолинейные участки плоскости обтекания проверяют контрольной линейкой. Для определения точности установки нервюр разъема на стыковые узлы центроплана навешивают макетные части консолей крыла (см. схему стыковки основных агрегатов, приложение 4). При совпадении обводов центроплана с макетами обеспечивается точность стыковки агрегатов крыла.
Готовый каркас после контрольной проверки поступает на участок прессов для установки обшивок.