Второй вариант

а) Сборка носков нервюр вместе с передним лонжероном в отдель­ном стапеле.

б) Сборка хвостовых частей нервюр вместе с задним лонжероном в отдельном стапеле.

в) Установка лонжеронов с собранными на них носками и хвосто­выми частями нервюр *в стапель общей сборки.

д) Установка и крепление к лонжеронам средних частей нервюр.

Оба варианта сборки каркаса центроплана получили в производстве одинаковое распространение и применяются в зависимости от имею­щейся оснастки и конструктивных особенностей центроплана.

Стапели для сборки" отсеков по своей конструкции аналогичны между собой.

При сборке отсеков вместе с лонжероном последний закладывают в стапель н фиксируют по стыковым узлам центроплана с консолями крыла. Носовые нли хвостовые части нервюр устанавливают на ло­жементы и фиксируют прижимами или по сборочным отверстиям, после чего крепят нервюры к лонжеронам н устанавливают стрингеры.

Установленные на клею детали запрессовывают струбцинками.

На фиг. 346 показан стапель для сборки носового отсека с перед­ним лонжероном. Лонжерон 1 в стапеле зафиксирован по стыковым узлами 2. Носки нервюр 3 устанавливают в стапель по ложементам 4,

Фиг. 346. Стапель для сборки носового отсека центроплана с передним

лонжероном.

и фиксируют винтовыми зажимами 5. Для запрессовки лобового стрин­гера установлен винтовой прижим 6. Отсеки без лонжерона собирают в стапеле аналогичной конструкции при наличии специального упора,

Фиг. 347. Стапель для сборки отсеков центроплана без лонжерона.

1—фиксатор нервюр; 2-~винтовоД зажни лобового стрингера; 3—ось вращения стапеля; 4 —под­шипник.

заменяющего собой лонжерон. Отсутствие связи собранного отсека с лонжероном делает его очень хрупким. Для предотвращения дефор­мации отсек иногда скрепляют временными стяжками.

Стапель для Сборки отсеков без лонжерона показан на фиг, 347.

Фиксаторы нервюр 1 в стапеле схватывают полностью нервюру и за­прессовывают все стрингеры, заложенные в ее гнезда, Для лобового стрингера установлен дополнительный вантовой зажим 2.

На стапеле вращающейся конструкции возможно одновременно собирать два комплекта отсеков.

Фиг. 348. Передвижной вращающийся стапель общей сборки центроплана.

7—трубы; 2— стяжные муфты; 3—траверсы; 4—опорные фермы; 5— рельсы; б—фиксаторы для — крепления лонжеронов; 7— зажимы; 8—ложементы носков; 9—ложементы хвостовиков; У0—ре­перные площадки; II— штыри.

Стапели общей сборки каркасов центропланов бывают стационар­ные и передвижные. Стационарные стапели делают из дерева и из ме­талла, передвижные — только нз металла. На фиг. 348 показан перед — движной вращающийся стапель, получивший широкое распространение в производстве. В стапеле две горизонтально расположенные трубы J

Фиг. 349. Конструкция фиксаторов стыковых узлов лонжеронов.

Д—стыковой узел с постоянным размером 8; I—фиксирующая скоба; 2—штыри; 3—рейки; б—вер­тикальный валик; б—рукоятка. Б—стыковой узел с переменным размером 8,; 7—неподвижный

упор; 8—лапка; 9—фиксирующие штыри.

укреплены в стяжных муфтах 2, жестко скрепленных с траверсами 5. Траверсы шарниро установлены в спорных фермах 4Ч Опорные фермы поставлены на колеса и перекатываются по рельсам. 5. Для крепления лонжеронов в стапеле на траверсах установлены фиксаторы б, которые. в зависимости от конструкции стыковых узлов центроплана. с кон­солью бывают двух видов (фиг. 349).

Фиксатор А предназначен для закрепления стыкового узла, имею­щего уже точно обработанный размер S, что позволяет фиксировать его сразу скобой 1 іпо обеим щекам и штырями 2 по стыковым от­верстиям. Скоба выдвигается на двух рейках <5, имеющих зубчатую нарезку, соединенную с шестернями на (вертикальном валике 4. Валик приводится во вращение рукояткой 5. Скобы двух фиксаторов по стыковым отверстиям лонжерона устанавливаются в определенном по­ложении шпилькой 6.

По фиксатору Б уссапаалнзак,: стыковой узел до обработки его толщины в номинальный размер. Такой стыковой узел крепят к одному неподвижному упору 7 лапкой 5, что придает лонжерону опре­деленное положение. Для получения большей жесткости и обеспече­ния правилфюго положения при сборке средних частей лонжероны дополнительно фиксируют в зажимах 7 (см. фиг. 348). На горизонталь­ные трубы укреплены стяжными муфтами ложементы носков 8 и хво­стовиков 9 нервюр, на которые устанавливают собранные отсеки. Для закладки эталона центроплана в стапель имеются реперные пло­щадки 10.

Преимущества описанного стапеля заключаются в том, что он мо­жет быть легко приспособлен для работы с центропланами любой конструкции — путем перестановки ложементов на горизонтальных тру­бах и сменой (если это потребуется) фиксаторов лонжеронов.

Собираемый каркас в стапеле можно поворачивать на угол 45—180° в зависимости от, конструкции стапеля, что облегчает монтажные ра­боты.

Общая сборка каркаса центроплана в стапеле при сборке отсеков без лонжеронов производится в следующей последовательности. Лонжероны стыковыми узлами вставляют в фиксаторы стапеля и кре­пят штырями,-/-/ (см. фиг. 348). По средним частям лонжероны фи­ксируют винтовыми зажимами 7. Сначала в стапель закладывают сред­ние отсеки н крепят их к лонжеронам. Собранные хвостовые н носо­вые отсеки устанавливают в стапель на ложементы и крепят к лон — •жеронам. После окончательного крепления всех нервюр зачищают и контролируют плоскости под обшивку. Плоскости каркаса контроли­руют продольными а поперечными шаблонами. Прямолинейные участ­ки плоскости обтекания проверяют контрольной линейкой. Для опре­деления точности установки нервюр разъема на стыковые узлы цен­троплана навешивают макетные части консолей крыла (см. схему сты­ковки основных агрегатов, приложение 4). При совпадении обводов центроплана с макетами обеспечивается точность стыковки агрегатов крыла.

Готовый каркас после контрольной проверки поступает на участок прессов для установки обшивок.