Полеты №Д водными пространствами

Полсть иад водными пространст­вами морей и океанов связаны с для тельным пребыванием ВС вне види­мости берегов, что значительно огра ничивает визуальную ориентировку. Основная навигационная задача поле­та над морем — вывод ВС в задан­ную точку, например, обслуживаемые корабли. в район поиска и т. д., или удержание ВС в заданном районе.

Визуальная ориентировка. В поле, тах ВС на малых и средних высотах при видимости берегов в основном используется визуальная ориентиров ка. Она выполняется но характерным элементам берега: залнвам, мысам,

населенным пунктам, прибрежным островам. В период подготовки к по­лету они тщательно изучаются и за­поминаются их отличительные призна­ки. Следует обращать внимание иа болотистые низменные берега, так как они в периоды приливов и отливов заметно меняют свое очертание. Большее постоянство конфигурации имеют высокие обрывистые берега н острова. В полете вдоль береговой черты мысы и заливы кажутся боль­ше, чем они изображены на карте.

Применение РНС. При полете в море, кроме обычных радионавигаци­онных средств, используются морские всенаправленные РМ и секторі ые ра­диомаяки типов ВРМ-5 и «Консол».

Всенаправленные РМ совместно с АРК обеспечивают определение МС в прибрежной зоне. Дальность их дей­ствии 150- 300 км. Все они объединя­ются в группы, работающие иа одной частоте в диапазоне 270—320 кГц. В одну группу входят не более шести

РМ. Они работают в определенной последовательности в течение шести — минутного цикла. В течение этого цикла каждый из шести РМ включа етея I раз на 1 мин. Расписание ра­боты морских РМ в соответствии с порядковым номером, присвоенным каждому из них, в минутах каждого часа поясного времени следующее:

1 . . .00 Об 12 18 24 30 36 42 48 54

!1 . . .01 07 13 19 2531 37 434955

III. .02 08 14 20 26 32 38 44 50 56

IV.03 09 15 21 27 33 39 45 51 57

V.04 10 16 22 28 34 40 46 52 58

VI.05 11 17 23 29 35 41 47 53 59

Некоторые радиомаяки работают в в течение 6 мин без перерыва.

Секторные радиомаяки типов ВРМ-5 и *Консол» предназначены

для определения МС в море и при­брежных районах суши на больших удалениях от берега. Дальность их действия 1000—1500 км. Для работы с «ими применяется АРК или обыч­ный средневолновый приемник. Сек­торные РМ позволяют определять ИПС С ВЫСОКОЙ ТОЧНОСТЬЮ Оп =

= (0,2-г-0,5)°. Для этого используются специальные карты с нанесенными иа них линиями ортодромических радио­пеленгов.

Полный цикл работы РНС имеет продолжительность 60 с. В начале цикла в течение 30 г передаются по­зывные РМ и длительное тире для пеленгации с помощью АРК. После­дующие 30 с передается 60 сигналов (точек или тире). По мере приближе­ния к равносигнальной зоне — линии радиопеленга, на которой находится ВС в данный момент, громкость сиг налов уменьшается. Для определения нужного ИПС подсчитываются сигна лы до равносигнальной зоны

A’=V,+ 0,5Aa или Л’= х —

+ 30-0,5(Л, + Л2),

где Д. v—выпадающее из расчета число знаков в пределах ранносиг­нальной зоны; Л’і и Л’* — число зна­ков до и после равносигиальной зо­ны. Сумма /V|, М и Ni должна рав­няться 60. В соответствии с получен-

Таи. іииа 14.2. Рекомендуемые Удаления точек коррекции МС, км

С1МОЛРТЫ

°н км

100

•2 00

300

»00

о00|800

Ту-154, Ил-62 Ил-76

47

94

141

18S

2.35

376

Ту-134. Ил 18 Аи-12

69

138

207

276

345

ним числом знаков N интерполирова­нием находят нужную изолинию на карте.

достоинством секторных ра — Шомаяков являются независимость определения ИПС от курса ВС, маг­нитного склонения, схождения мери­дианов: высокая точность и неограни ченная пропускная способность; прос­тота графической работы.

К нпоетаткам следует от н. сти: отсутствие непрерывной на­

глядной индикации радиопеленгов, трудность распознавания сектора (точки или тире), в котором находит ся ВС; низкая оперативность опреде­ления линии положення и МС.

Секторные оадиомаяки обеспечи­вают определение МС при полетах в Баренцевом и Охотском морях (ВРМ-5) и северной части Атланти­ческого (Жеана («Консол»), По мере удаления от берега возможность ис­пользования РНС сокращается, а по­грешности измерения возрастают.

Оптимизация применения РНС.

Дли повышения точности вывода ВС в заданную точку, удаленную £>„ от берега, рекомендуется последнее оп ределение МС производить в опти­мальных точках

При использовании угломсрно — да льномерных РНС

D„ KD„. (19 7)

В табл. 19.2 приведены значения оптимальных удалений последней коррекции счисленных координат МС для разных значений D,,.

Если контроль пути выполняете! с помощью бортовой радиолокацион ной станции, то dOMI=0,6D, l Пр) этом d„„T не может превышать мак симальиой дальности действия БРЛС

При использовании береговых уг ломерных РМ оптимальное удалешв последней точки коррекции МОЖНІ получить только графически. Для это го. задаваясь последовательно раз личными точками на ЛЗП от 0 де Dн, но результатам расчета по фо| муле

Ц; і Щ

sin ы

+ K*4(DH-d)* (19.К)

строят график суммарной СКП вын< — да ВС иа заданную дальность Dt, Наименьшее значение ралиальш й СКП Пгг соответствует оптимальні й

дальности rfmiT. отсчитываемой (Т берега вдоль Л311 (рис. 19.6). Для удобства определения МС по івуч радиомаякам целесообразно подготг вить заблаговременно на карте сеті v линий равных радиопеленгом от каж лого берегового РМ.

При малом числе радиомаяков применяется метод определения МС по одной боковой радиостанции Д. ч этого:

с помощью АРК измеряется КУРі и запоминается момент 73;

по истечении некоторого времени полета с постоянным курсом в мо­мент Т2 измеряется КУР2;

с помощью НЛ-10м рассчитывает­ся удаление ВС от радиомаяка

sin (КУР,-УС) „ sin (КУРа—КУР,) S’ (19 9)

где S — путь, пройденный ВС между моментами Т, и Гг; иа карте прокла­дывается линия второго ИПС и иа ней от РМ откладывается расстояние £)•>. Это и будет МС на момент Г2.

МС по одной PC можно также оп­ределить графически переносом пер­вой линии ИПС иа S=IP(7’2—Ті) ндоль линии фактического пути ВС.

Измерение навигационных элемен­тов При отсутствии других средств для измерения НЭ полета удовлетво­рительный эффект дает барический способ измерения УС, основанный на сочетании работы барометрического и радиовысотомеров:

УС° = (13870Д/7) (У*/ып<р). (19.10)

Разность высот изобарических по­верхностей, измеренная в двух точ­ках,

.і, |(^р Нс) (Нр — Нь)"'<

| 7/р — Я" при 7/6 — const,

(19.11)

где //Р — истинная высота полета, из­меренная радиовысотомером; Нс — барометрическая высота, выдержи­ваемая в полете.

Расчет может выполняться иа НЛ-10м или с помощью графика, по строенного для данного типа ВС (V’=const) и района полета (tp). Для полетов самолета Ил-14 на широте Баренцева моря УС°— 14 А////, где Н берется в метрах, а / — в мину­тах Точность измерения УС бариче­ским способом Оус = (2-г-2,5)°.

Оптимальная протяженность уча­стка промера УС для ветра со скоро­стью 40^(7^80 км/ч

SOI1T 1,9- 10э » ((7 sin Ф)^!.

Расчет Sппт приведен иа рис 19.7. Оптимальная протяженность и про должительиость участка измерения

U0 50 60 70 ВО

Рве. 19.7 Определение S опт ПрИ ИЗ — мерении VC барическим способом

УС для условий (7 = 40 км ч, ц=55° и 1C=260 км/ч составляет 185 км и 43 мин полета. Решение этого при­мера показано иа рис. 19.7 стрелка­ми. При больших скоростях полета и ветра оптимальная продолжитель­ность измерения сокращается.

Измерения УС барическим спосо­бом рекомендуется производить в ви­де непрерывной серии последователь ных измерений на каждом участке маршрута в течение всего полета над морем При этом конец предыдущего измерения является началом после­дующего.

Полеты ВС на высотах, меньших 4000 м над береговыми лежбищами морского зверя, запрещаются.