Полеты №Д водными пространствами
Полсть иад водными пространствами морей и океанов связаны с для тельным пребыванием ВС вне видимости берегов, что значительно огра ничивает визуальную ориентировку. Основная навигационная задача полета над морем — вывод ВС в заданную точку, например, обслуживаемые корабли. в район поиска и т. д., или удержание ВС в заданном районе.
Визуальная ориентировка. В поле, тах ВС на малых и средних высотах при видимости берегов в основном используется визуальная ориентиров ка. Она выполняется но характерным элементам берега: залнвам, мысам,
населенным пунктам, прибрежным островам. В период подготовки к полету они тщательно изучаются и запоминаются их отличительные признаки. Следует обращать внимание иа болотистые низменные берега, так как они в периоды приливов и отливов заметно меняют свое очертание. Большее постоянство конфигурации имеют высокие обрывистые берега н острова. В полете вдоль береговой черты мысы и заливы кажутся больше, чем они изображены на карте.
Применение РНС. При полете в море, кроме обычных радионавигационных средств, используются морские всенаправленные РМ и секторі ые радиомаяки типов ВРМ-5 и «Консол».
Всенаправленные РМ совместно с АРК обеспечивают определение МС в прибрежной зоне. Дальность их действии 150- 300 км. Все они объединяются в группы, работающие иа одной частоте в диапазоне 270—320 кГц. В одну группу входят не более шести
РМ. Они работают в определенной последовательности в течение шести — минутного цикла. В течение этого цикла каждый из шести РМ включа етея I раз на 1 мин. Расписание работы морских РМ в соответствии с порядковым номером, присвоенным каждому из них, в минутах каждого часа поясного времени следующее:
1 . . .00 Об 12 18 24 30 36 42 48 54
!1 . . .01 07 13 19 2531 37 434955
III. .02 08 14 20 26 32 38 44 50 56
IV.03 09 15 21 27 33 39 45 51 57
V.04 10 16 22 28 34 40 46 52 58
VI.05 11 17 23 29 35 41 47 53 59
Некоторые радиомаяки работают в в течение 6 мин без перерыва.
Секторные радиомаяки типов ВРМ-5 и *Консол» предназначены
для определения МС в море и прибрежных районах суши на больших удалениях от берега. Дальность их действия 1000—1500 км. Для работы с «ими применяется АРК или обычный средневолновый приемник. Секторные РМ позволяют определять ИПС С ВЫСОКОЙ ТОЧНОСТЬЮ Оп =
= (0,2-г-0,5)°. Для этого используются специальные карты с нанесенными иа них линиями ортодромических радиопеленгов.
Полный цикл работы РНС имеет продолжительность 60 с. В начале цикла в течение 30 г передаются позывные РМ и длительное тире для пеленгации с помощью АРК. Последующие 30 с передается 60 сигналов (точек или тире). По мере приближения к равносигнальной зоне — линии радиопеленга, на которой находится ВС в данный момент, громкость сиг налов уменьшается. Для определения нужного ИПС подсчитываются сигна лы до равносигнальной зоны
A’=V,+ 0,5Aa или Л’= х —
+ 30-0,5(Л, + Л2),
где Д. v—выпадающее из расчета число знаков в пределах ранносигнальной зоны; Л’і и Л’* — число знаков до и после равносигиальной зоны. Сумма /V|, М и Ni должна равняться 60. В соответствии с получен-
Таи. іииа 14.2. Рекомендуемые Удаления точек коррекции МС, км
С1МОЛРТЫ |
°н км |
|||||
100 |
•2 00 |
300 |
»00 |
о00|800 |
||
Ту-154, Ил-62 Ил-76 |
47 |
94 |
141 |
18S |
2.35 |
376 |
Ту-134. Ил 18 Аи-12 |
69 |
138 |
207 |
276 |
345 |
ним числом знаков N интерполированием находят нужную изолинию на карте.
достоинством секторных ра — Шомаяков являются независимость определения ИПС от курса ВС, магнитного склонения, схождения меридианов: высокая точность и неограни ченная пропускная способность; простота графической работы.
К нпоетаткам следует от н. сти: отсутствие непрерывной на
глядной индикации радиопеленгов, трудность распознавания сектора (точки или тире), в котором находит ся ВС; низкая оперативность определения линии положення и МС.
Секторные оадиомаяки обеспечивают определение МС при полетах в Баренцевом и Охотском морях (ВРМ-5) и северной части Атлантического (Жеана («Консол»), По мере удаления от берега возможность использования РНС сокращается, а погрешности измерения возрастают.
Оптимизация применения РНС.
Дли повышения точности вывода ВС в заданную точку, удаленную £>„ от берега, рекомендуется последнее оп ределение МС производить в оптимальных точках
При использовании угломсрно — да льномерных РНС
D„ KD„. (19 7) |
В табл. 19.2 приведены значения оптимальных удалений последней коррекции счисленных координат МС для разных значений D,,.
Если контроль пути выполняете! с помощью бортовой радиолокацион ной станции, то dOMI=0,6D, l Пр) этом d„„T не может превышать мак симальиой дальности действия БРЛС
При использовании береговых уг ломерных РМ оптимальное удалешв последней точки коррекции МОЖНІ получить только графически. Для это го. задаваясь последовательно раз личными точками на ЛЗП от 0 де Dн, но результатам расчета по фо| муле
Ц; і Щ
sin ы
+ K*4(DH-d)* (19.К)
строят график суммарной СКП вын< — да ВС иа заданную дальность Dt, Наименьшее значение ралиальш й СКП Пгг соответствует оптимальні й
дальности rfmiT. отсчитываемой (Т берега вдоль Л311 (рис. 19.6). Для удобства определения МС по івуч радиомаякам целесообразно подготг вить заблаговременно на карте сеті v линий равных радиопеленгом от каж лого берегового РМ.
При малом числе радиомаяков применяется метод определения МС по одной боковой радиостанции Д. ч этого:
с помощью АРК измеряется КУРі и запоминается момент 73;
по истечении некоторого времени полета с постоянным курсом в момент Т2 измеряется КУР2;
с помощью НЛ-10м рассчитывается удаление ВС от радиомаяка
sin (КУР,-УС) „ sin (КУРа—КУР,) S’ (19 9)
где S — путь, пройденный ВС между моментами Т, и Гг; иа карте прокладывается линия второго ИПС и иа ней от РМ откладывается расстояние £)•>. Это и будет МС на момент Г2.
МС по одной PC можно также определить графически переносом первой линии ИПС иа S=IP(7’2—Ті) ндоль линии фактического пути ВС.
Измерение навигационных элементов При отсутствии других средств для измерения НЭ полета удовлетворительный эффект дает барический способ измерения УС, основанный на сочетании работы барометрического и радиовысотомеров:
УС° = (13870Д/7) (У*/ып<р). (19.10)
Разность высот изобарических поверхностей, измеренная в двух точках,
.і, |(^р Нс) (Нр — Нь)"'<
| 7/р — Я" при 7/6 — const,
(19.11)
где //Р — истинная высота полета, измеренная радиовысотомером; Нс — барометрическая высота, выдерживаемая в полете.
Расчет может выполняться иа НЛ-10м или с помощью графика, по строенного для данного типа ВС (V’=const) и района полета (tp). Для полетов самолета Ил-14 на широте Баренцева моря УС°— 14 А////, где Н берется в метрах, а / — в минутах Точность измерения УС барическим способом Оус = (2-г-2,5)°.
Оптимальная протяженность участка промера УС для ветра со скоростью 40^(7^80 км/ч
SOI1T 1,9- 10э » ((7 sin Ф)^!.
Расчет Sппт приведен иа рис 19.7. Оптимальная протяженность и про должительиость участка измерения
U0 50 60 70 ВО |
Рве. 19.7 Определение S опт ПрИ ИЗ — мерении VC барическим способом
УС для условий (7 = 40 км ч, ц=55° и 1C=260 км/ч составляет 185 км и 43 мин полета. Решение этого примера показано иа рис. 19.7 стрелками. При больших скоростях полета и ветра оптимальная продолжительность измерения сокращается.
Измерения УС барическим способом рекомендуется производить в виде непрерывной серии последователь ных измерений на каждом участке маршрута в течение всего полета над морем При этом конец предыдущего измерения является началом последующего.
Полеты ВС на высотах, меньших 4000 м над береговыми лежбищами морского зверя, запрещаются.