ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА

На вертолетах посадку можно производить несколькими способами: без пробега по земле, или, как называют такую посадку, «по-вертолетному», и с пробегом по земле, т. е. «но-самолетному». Основным способом посадки вертолета является посадка «по-вертолетному», при которой не тре­буется специальной посадочной полосы. Возможность та­ких посадок расширяет область применения вертолетов и позволяет использовать их там, где невозможно использо­вать самолет.

Посадка «по-самолетному» выполняется в тех случаях, когда из-за недостатка располагаемой мощности двигателя невозможно произвести зависание перед посадкой. К этим случаям относятся посадка вертолета в высокогорной ме­стности, посадка с перегрузочным полетным весом и по­садка при наличии высокой температуры наружного воз­духа.

При посадке «по-вертолетному» имеются два элемента посадочной траектории, которые присущи самолету: это вы­равнивание и выдерживание, и один элемент — висение, ко­торый присущ только вертолету. После висения произво­дится вертикальное приземление. Выдерживание при по­садке вертолета незначительно и может даже отсутство­вать. Посадка «по-вертолетному» выполняется следующим образом. Планирование перед посадкой производится на скорости 90—120 км]час. Начиная с высоты 40—50 м взя­тием ручки управления на себя скорость полета плавно га­сится. На скорости 40—60 кмічас по прибору коррекция га­за устанавливается в положение «большой газ» и плавно увеличивается общий шаг несущего винта. Общий шаг уве­личивается до момента зависания вертолета. При отсутст­вии препятствий на подходе висение выполняется на высо­те 1—3 м.

После того как вертолет завис, плавным уменьшением общего шага несущего винта добиваются, чтобы вертикаль-

ная скорость снижения к моменту приземления была около 0,1— 0,2 м/сек.

Убедившись, что вертолет стоит колесами на твердом грунте, уменьшают общий шаг несущего винта до мини­мального значения. Такое уменьшение общего шага исклю­чает раскачку вертолета и подпрыгивания в случае грубого приземления с большой вертикальной скоростью. Таким образом, при посадке «по-верголетному» происходит зна­чительное изменение общего шага несущего винта, который до момента зависания вертолета увеличивается, а затем уменьшается до минимального значения. Увеличение обще­го шага несущего винта происходит, как правило, до значе­ния, соответствующего номинальной или реже взлетной мощности двигателя.

Необходимость использования столь больших мощно­стей двигателя обязывает экипаж следить, чтобы не было во время планирования переохлаждения двигателя, при ко­тором возможна даже его самоостановка.

При посадке вертолета «по-самолетиому» траектория посадки состоит из тех же элементов, что и при посадке самолета: выравнивание, выдерживание и пробег до пол­ной остановки.

На выравнивании уменьшается вертикальная скорость снижения взятием ручки управления на себя. При этом вертолет и плоскость вращения винта наклоняются назад, увеличивается угол атаки несущего винта, что приводит к увеличению его тяги и уменьшению вертикальной скорости снижения. За 100—150 м до места приземления скорость полета должна быть 40—50 км/час и высота полета не бо­лее 3—5 м. Дальнейшее снижение вертолета производится на вертикальной скорости 0,5—1 м/сек с уменьшением ско­рости полета к моменту приземления до 20—25 км/час по прибору. Ввиду того что приближение вертолета к земле происходит под большим углом, перед приземлением не­обходимо ручку управления отдавать от себя, ибо в про­тивном случае может произойти удар хвостовой опорой или рулевым винтом о землю и их поломка. Определение мо­мента отдачи ручки управления от себя требует повышен­ного внимания летчика и четкости в управлении, поэтому посадка «по-самолетному» сложнее по технике выполнения, чем посадка «по-вертолетному». Кроме того, при пробеге вертолета по недостаточно ровной поверхности может воз­никнуть явление «земного резонанса», которое приводит к поломке вертолета.

Проявление «земного резонанса» связано с тем, что вер­толет представляє! собой упругую систему (шасси, фюзе­ляж, несущий и рулевой винты), которая имеет собствен­ную частоту колебаний.

При воздействии на вертолет какой-либо внешней силы, что бывает при пробеге вертолета по неровной поверхности, происходят вынужденные колебания шасси, фюзеляжа и других элементов системы, которые могут совпасть с их собственными колебаниями и вызвать «земной резонанс». Явление «земного резонанса» изучено достаточно полно, и в частности выявлено, что оно может возникнуть при слиш­ком высоких давлениях в амортизационных стойках шасси, малых давлениях в пневматиках колес, а также при недо­статочной затяжке гасителей колебаний вертикальных шар­ниров втулки несущего винта.

^ При возникновении «земного резонанса» в элементах конструкции вертолета возникают большие напряжения, что приводит даже к разрушению некоторых силовых узлов. Кроме того, управление вертолетом становится затрудни­тельным, а в случае интенсивного «земного резонанса» происходит полная потеря управляемости. Предотвратить развитие «земного резонанса» можно уменьшением общего шага несущего винта до минимального значения.

Если при посадке было явление «земного резонанса», вертолет необходимо тщательно осмотреть и проверить, нет ли разрушений элементов конструкции. Особенно тщатель­но следует осмотреть с помощью лупы узлы подвески шас­си, рамы двигателей и редукторов и узлы их крепления, несущий и рулевой винты, узлы стыковки фюзеляжа с кон­цевой балкой, концевой — с хвостовой балкой, узлы крепле­ния стабилизатора и другие силовые узлы вертолета.

Практика эксплуатации вертолетов показала, что наи­более часто явление «земного резонанса» проявляется при пробеге вертолетов.