СБОРКА УЗЛОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ДЕРЕВЯННОЙ КОНСТРУКЦИИ

Приспособления для сборки узловых дета­лей. К узловым деталям относят: нервюры, рамы, шпангоуты, лон­жероны, кильсоны, фанерную обшивку фюзеляжей, лодок, крыльев, обшивку монокок из шпона и т. п. При сборке этих деталей приме­няют плоские и криволинейные шаблоны.

На плоских поверхностях плазов, служащих основанием для сборочных шаблонов, устанавливают фиксаторы, определяющие поло­жение элементарных деталей.

Приспособления с криволинейными поверхностями, так называе­мые болванки, служат в основном для склеивания обшивок из фанеры или выклеивания обшивок агрегатов из шпона и имеют очертания, соответствующие очертаниям агрегата. Сборочные приспособления для узловых деталей имеют прессовые устройства, начиная от

простейших и кончая современными механизированными, т. е. сбо­рочный шаблон является в то же время прессом. Эти приспособления делают преимущественно деревянными или деревянными, но с метал­лической оснасткой. Такие шаблоны дешевы, легки и удобны в обра­щении. Металлом оснащают фиксаторы и те места шаблонов, которые больше всего изнашиваются.

Для сборки узловых деталей, помимо основных сборочных при­способлений, применяют ряд других, например, прессы, стусла, комплектовочные столы И т. п.

Сборка нервюры. Нервюра деревянной конструкции со­стоит из верхней и нижней полок, бобышек и распорок, составля­ющих каркас нервюры и скрепленных фанерной обшивкой или фанерными кницами, наклеиваемыми на одной или обеих сторонах нервюры. Нервюры бывают нормального типа — с шириною полок 8—10 мм и усиленные — с полками шириной 15—20 мм.

Технологический процесс сборки нервюры может быть представлен в виде следующей общей схемы:

1) подготовка к сборке;

2) сборка каркаса;

3) наклеивание фанерной обшивки и книц;

4) зачистка.

Подготовка к сборке в мелкосерийном производстве состоит в подготовке полок и бобышек, заключающейся в обрезке по длине и снимании скоса в головной и хвостовой частях полок и распи­ливании метражных заготовок на распорки по установленным раз­мерам. Заготовки распиливают на распорки с помощью лучковой пилы в стусле, представляющем деревянную коробку, в стенках которой, сделанных из дерева твердой породы, имеются направляю­щие прорезы для пилы, или на торцовом станке. В крупносерийном производстве все детали должны быть заготовлены по установленным размерам в деревозаготовительной мастерской и поданы на сборку в скомплектованном виде. Лишь одна работа может сохраниться в числе подготовительных — это снятие скосов в полках нервюр, так как при переноске и хранении полок со снятыми скосами послед­ние могут быть легко повреждены.

Каркас нервюры собирают в сборочном шаблоне (фиг. 199), пред­ставляющем сосновый щит толщиной 25—30 мм, обклеенный с обеих сторон фанерой толщиной 3—4 мм, к которому прикреплены фикса­торы для деталей и основных элементов нервюры.

Чтобы получить однотипные шаблоны для сборки нервюр данного профиля, при организации серийного производства изготовляют из листовой стали (толщиной 2—3 мм) контрольные шаблоны: шаблон профиля нервюры и шаблон для установки фиксаторов (фиг. 200).

Для запрессовки склеиваемых деталей каркаса на плазу шаблона вдоль полок нервюр на расстоянии 100—150 мм друг от друга укреп­ляют эксцентриковые зажимы.

Готовые шаблоны покрывают два раза масляным лаком.

Производство самолетов—175—20

Сборка каркаса нервюры. Полки нервюры заклал вают в шаблон и склеивают с головной и хвостовой бобышками. Залі в соответствующие гнезда вкладывают остальные бобышки и дета]) нервюры, смазанные в местах сопряжений клеем, после чего карк выдерживают в шаблоне установленный срок.

Фиг. 199. Шаблон для сборки каркаса нервюры.

1—эксцентриковые зажимы; 2— фиксаторы для деталей, а — плаз.

Наклеивание фанерной обшивки и книц Фанерную обшивку и кницы наклеивают поочередно на каждую и сторон каркаса нервюры, причем первое наклеивание произвол

РисИи г он Жеромов

Фиг. 200. Основные контрольные шаблоны.

А — шаблон профиля нервюры; Б — шаблон для установки фиксаторов.

пока каркас не вынут из шаблона, а второе — после того как он будет вынут из шаблонов. Перед наклеиванием обшивок — каркас зачищают рубанком. Процесс наклеивания обшивок и книц сопро — вождается запрессовкой в пневматическом прессе.

Зачистка. При зачистке удаляют заусеницы и выступающие кромки фанерной обшивки, слегка зачищают поверхность обшивки, опиливают выступающие головки гвоздей и делают закругления на острых внешних кромках нервюры, о которые может перетираться полотняная обтяжка крыльев. Зачистку кромок производят на шлифовальном станке, выступающие головки гвоздей зачищают Дра­чевым напильником, а острые кромки закругляют на фрезерном станке.

Коробчатые нервюры перед постановкой второй фанерной обшивки лакируют внутри два раза масляным лаком.

Сборка ажурных рам. Рамы (фиг. 201) отличаются от нервюр конфигурацией контура и взаимным расположением де­талей.

Сборка их имеет много общего со сборкой нервюр и отличается лишь тем, что после наклейки фанерной обшивки контур рамы фре­зеруют, чтобы снять припуски.

На боковой стороне рамы наносят горизонтальную и вертикаль­ную оси фюзеляжа, чтобы, руководствуясь ими, можно было правильно накладывать на раму разметочные и фрезеровочные шаб­лоны, а также проверять положение рамы на стапеле при сборке фюзеляжа.

Аналогичным путем собирают шпангоуты лодок, боковины фюзе­ляжей, турельные доски и т. п. (фиг. 202). Раму надо лакировать внутри перед наклеиванием обшивки с другой стороны.

Сборка лонжерона крыла. Коробчатый лонжерон, чаще всего встречающийся (фиг. 203), отличается от предыдущих деталей своими размерами, поэтому сборка его, имеющая много об­щего со сборкой нервюр и рам, более сложна.

Общий ход процесса сборки коробчатого лонжерона крыла проис­ходит но следующей схеме: 1) подготовительные работы; 2) сборка коробки лонжерона; 3) строгание коробки лонжерона; 4) зафане — ровка коробки лонжерона; 5) фрезерование лонжерона со стороны полок; 6) зачистка лонжерона со стороны полок; 7) постановка гвоздей; 8) общая зачистка.

Подготовительные работы. Детали лонжерона — полки, бобышки, диафрагмы — поступают на сборку в готовом виде. Подготовительные работы перед сборкой заключаются в следу­ющем:

1. Разметка мест постановки бобышек и диафрагм. Эта операция необходима в серийном производстве только для определения на пол­ках мест намазывания клеем, так как местоположение внутренних деталей коробки лонжерона определяется фиксаторами пневма­тического пресса.

2. Проверка бобышек и диафрагм, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо дефектов, вызванных неосторожной переноской или неправильным хранением.

3. Выстрагивание конусной части бобышки, имеющей вдоль кон­тура веерообразно меняющийся уклон.

Сборка коробки лонжерона. Коробку лонжерона склеивают и запрессовывают в пневматическом прессе (см. фиг. 190) предварительно проверяют сопряжения деталей коробки лонжерона, собирая ее без клея.

Строгание коробки лонжерона. Детали коробки лонжерона имеют значительные припуски по ширине. При склеива­нии их происходят сдвиги, и обе поверхности коробки лонжерона по бокам получаются неровными и непригодными для наклейки на них фанерной обшивки. Поэтому боковые стороны склеенной коробки стро­гают вручную или на строгальном станке. Способ строгания зависит не только от масштаба производства, но и от конструкции коробки лонжерона. Волокна полок направлены вдоль коробки, тогда как волокна диафрагм—поперек; при, таком расположении волокон

Фиг. 203. Коробчатый лонжерон крыла.

7— верхняя полка; 2 — нижняя полка: 3 — диафрагма; 4 — бобышка; 6 — обшивка фанерная.

создаются весьма неблагоприятные условия для продольного строга­ния, и ножи станка выбивают из коробки диафрагмы и особенно уголь­ники крепления диафрагм к полкам. Поэтому при строгании коробок лонжеронов на фуговочном или рейсмусовочном станке торцы уголь­ников крепления диафрагм предварительно скашивают и дают при строгании небольшую подачу (2—4 ж/лшн).

За фанеровка коробки лонжеронов. На выстро­ганную коробку лонжерона одновременно с обеих сторон наклеивают фанерную обшивку. Для этого одну сторону коробки промазывают клеем, накладывают полосу фанерной обшивки и в нескольких местах прихватывают ее гвоздями. Таким же способом наклеивают вторую полосу. Фанерные полосы и коробку следует промазывать клеем только в местах соприкосновения деталей.

После наклеивания фанерных полос коробку лонжерона запрессо­вывают в пневматическом прессе (см. фиг. 191).

Фрезерование со стороны полок. После на клейки фанерной обшивки на верхней и нижней полках лонжероь получаются подтеки клея, фанерная обшивка выступает; кроме тогоЗ на полках лонжерона имеются припуски по толщине, составляющий от 0,8 до 1,2 мм. Поэтому лонжерон фрезеруют со стороны полок Эту работу выполняют на фрезерном станке с помощью шаблона в дв перехода: сначала со стороны верхней полки, а затем со стороны нищ^ ней полки. Для каждого перехода применяют шарошку, имеющую на­клон боковой поверхности, равный наклону полок. Можно фрезеровать разные скосы одной и той же цилиндрической шарошкой, если обору-1 довать стол фрезерного станка специальной металлической поворачи­вающейся подкладкой (фиг. 204). В данном случае наклон подкладки должен быть равен углу скоса полки.

При фрезеровании лонжерона со стороны полок оставляют на каждой стороне припуск в 0,2—0,3 мм для последующей зачистки вручную, чтобы получить более гладкую поверхность. Этот припуск снимают ручным фуганком.

Размеры зачищенного лонжерона по высоте проверяют предель­ными скобами, причем допуск составляет от 0 до — f 0,3 мм.

Постановка гвоздей. Эту операцию сохраняют для конструкций лонжеронов, где наряду с клеем предусмотрено также крепление обшивки гвоздями.

Места для гвоздей размечают при помощи фанерного шаблона с выступающими остриями шпилек. или посредством валиков, снаб­женных выступающими шпильками, вбитыми в деревянный валик на расстоянии шага разметки.

В намеченные места фанерной обшивки забивают гвозди.

Общая зачистка. Лонжерон окончательно зачищают, вы­равнивая напильником, стеклянной шкуркой выступающие головки гвоздей, удаляя заусеницы, а также подклеивая задранные места наружного слоя фанерной обшивки.

Процесс сборки лонжерона сопровождается внутренней лаки­ровкой, которая осуществляется тремя способами:

I) лак наносят два раза посредством кисти на внутреннюю поверхность коробки, причем фанерные полосы заранее лакируют по трафарету;

2) лаком заполняют два раза зафанерованный лонжерон;

3) лак наносят пульверизатором в специальной камере.

При втором способе лакировки необходимо, чтобы во всех внут­ренних бобышках и диафрагмах лонжерона были продольные отвер­стия 15—20 мм, чтобы лак мог проходить от одного до другого конца коробки, а для наливания лака в крайних отсеках фанерной обшивки должны быть сделаны отверстия (15—20 мм) с одной стороны лон­жерона.

При лакировании по второму способу лонжерон поворачивают вокруг’ его продольной оси на 360", вследствие чего лак покрывает всю внутреннюю поверхность лонжерона. Количество лака должно составлять, примерно, половину емкости лонжерона. Второй и третий способы лакировки обеспечивают более полное покрытие, но вызы­вают больший расход лака.

Процесс сборки лонжерона можно также организовать аналогично сборке нервюр и рам, пользуясь горизонтальными сборочными шабло­нами, но тогда сборка получается более громоздкой.

Фиг. 205. Верхний кок фюзеляжа.

1 — листы фанеры; 2 — стыковой фанерный пояс.

Изготовление обшивок из фанеры и шпона. Обшивки делают из фанеры и из шпона. Первые склеивают из ли­стов фанеры, предварительно раскроенных и обработанных в дерево­заготовительном цехе, а вторые выклеивают из слоев раскроенного на ленты березового шпона.

Из плоских листов фанеры можно изготовлять обшивки, имеющие плоскую, цилиндрическую или коническую поверхность, тогда как обшивки поверхностей, имеющих двойной радиус кривизны, выкле­ивают из лент шпона.

Обшивку из шпона составляют из нескольких (4—5) слоев лент, располагаемых под углом 90° друг к другу. К оси фюзеляжа ленты шпона располагают обычно под углом 45а, реже под углом 90°.

Ширина лент, в зависимости от кривизны обшивки, бывает от 60 до 180 мм. Для фюзеляжей типа монокок обшивку из шпона обычно делают из двух половин с вертикальной плоскостью разъема. Приме­рами обшивок криволинейной формы могут служить: верхняя часть (кок) фанерной обшивки фюзеляжа (фиг. 205), обшивка монокок (скорлупа) из шпона (фиг. 206).

Приспособления для изготовления обшивок. Основным приспособлением для изготовления обшивок из фанерных

I

листов и обшивок из шпона является б о л в а н, форма которого

:

строго соответствует форме агрегата. Размеры болвана для выклей обшивок из шпона должны быть выдержаны в поперечных и продоі] ных сечениях с точностью ±0,2 мм, иначе на обшивке будет заме волнистость. Болваны для обшивок из фанеры можно делать мей точно, так как листовая фанера более жесткая, но в основных ceqj ниях, служащих базисом для построения болвана, надо соблюду такую же точность.

Болван изготовляют из сосны с влажностью 7—10%, достаток прочным, чтобы он мог выдерживать давление при запрессое (2 кг! см2).

Для облегчения конструкции болваны делают пустотелыми.

Фиг. 206. Обшивка из шпона.

/ — расположение лент шпона; //—готовая скорлупа после выклейки.

Болван для выклеивания из шпона обшивки монокок состоит из I основания и каркаса, зашитого сосновыми брусками. Основание бол-1 вана составляют продольные сосновые брусья сечением 40 х 100 мм, скрепляемые расчалками. На поверхности основания наносят про­дольную ось, отвечающую горизонтальной плоскости фюзеляжа, I и ряд поперечных осей, отвечающих взаимному расположению рам фюзеляжа. Количество поперечных осей зависит от количества рам.

Горизонтальная поверхность основания и намеченные на ней оси слу-1 жат для построения каркаса. Каркас делают из ряда опорных щитов, количество которых равно количеству рам. Каждый щит состоит из ] средней фанерной части (толщиной 3 мм), контур которой строго отве — I чает контуру соответствующей рамы, и сосновых щитов толщиной 25—30мм, наклеенных на обе стороны средней фанерной части. Контур ] сосновых щитов должен отступать внутрь от контура средней фанер — | ной части на 45—50 мм.

Высота щитов берется из расчета возможности изготовления об­шивки с припуском стыковых кромок на 100—120 мм. Расположение опорных щитов на основании болвана (фиг. 207) отвечает боковому положению фюзеляжа или положению половины обшивки, поверну­той на 90°. Такое положение опорного щита является рабочим как при изготовлении болвана, так и при выклеивании половины обшивки на этом болване.

На установленном горизонтально основании болвана наглухо укрепляют опорные щиты, ориентируемые по поперечным осям, и за­шивают сосновыми брусками высотою 50—55 мм, которые пристраги­вают друг к другу и укрепляют на клею и гвоздях. Склеенный болван строгают, ориентируясь по кромкам фанерной части опорных щитов,

Фиг. 207. Болван для выклеивания обшивок из шпона.

А — опорный щит; В — основание; В — склеивание каркаса; Г— готовый болван;

1 — поперечные брусья; 2—основные брусья; 3 — ленты растяжки; і — сосновые бруски; о — опорный щит; е — основание.

и проверяют сечения и профили по продольным и поперечным шабло­нам, изготовляемым из фанеры. Затем болван зачищают драчевым напильником и стеклянной шкуркой и дважды покрывают масляным лаком.

Болван для изготовления обшивки из фанеры отличается от опи­санного тем, что каркас делают не сплошным, а решетчатым.

Склеивание обшивки из фанеры. Листы обшивки, заранее раскроенные и обработанные по шаблонам, склеивают на бол­ване на-ус или соединяют впритык на фанерных поясах. Во втором случае для фанерных поясов на поверхности болвана должны быть выбраны соответствующие пазы. В местах склейки запрессовку про­изводят с помощью стальных лент или пневматических шлангов.

Плоскую обшивку из фанеры склеивают на плоских болванах, применяя при запрессовке плоские сулаги.

Выклеивание обшивки (скорлупы) из шпон J производят различными способами, в зависимости от способа запрем совки. Обшивку можно запрессовывать: I) с помощью гвоздей и фанер, ных сулаг; 2) с помощью резиновых лент; 3) гвоздями с сулагами^ резиновыми лентами (смешанный способ); 4) пневматически.

Первые три способа являются примитивными, и в настоящее вреіцЛ их применяют лишь в индивидуальном и мелкосерийном производства^ Обшивку можно запрессовывать пневматически несколькими спо­собами. В одном случае слои шпона набирают и промазывают клеем на деревянном болване и собранную скорлупу вкладывают в футляр,,

Фиг. 208. Запрессовывание обшивки из шпона пневматическим способом при помощи неподвижного резинового мешка.

1 — подшипник; 2 — болван; 3— поперечины для запирания болвана:

4 — запирающие скобы; 5 — резиновый мешок; в,—железобетонный фут-
ляр; 7— скорлупа.

внутренность которого соответствует форме болвана. Вслед за обшив­кой вводят в футляр резиновый баллон, закрепляемый посредством болтов и штырей, вделанных в кромку футляра, и в баллон впускают сжатый воздух. Чтобы обшивка не приклеивалась к поверхности футляра и баллона, ее покрывают бумагой.

К недостаткам этого способа надо отнести необходимость перено­сить обшивку с болвана в футляр, а также необходимость располагать двумя строго сопряженными формами: выпуклым болваном и вогну­тым футляром.

Во втором случае обшивку набирают на болване и вместе с ним вводят в железобетонный футляр; на поверхности футляра уложен резиновый мешок (фиг. 208), в который впускают сжатый воздух.

После выдерживания в течение 2 час. иод давлением 2 am на болван накладывают решетчатую сулагу и при давлении 0,2 am в течение

6— 8 час. искусственно сушат скорлупу нагретым воздухом, пропу­скаемым по продольным каналам решетки.

Преимущество второго способа перед первым заключается в том, что точного соответствия формы футляра форме болвана в данном слу­чае не требуется, так как форма обшивки обеспечивается точностью формы болвана. Закрепив в положении, указанном пунктиром, второй

болван, можно использовать данное рабочее место для выклеивания второй скорлупы, пока происходит запрессовывание первой.

При пневматическом способе запрессовывания с применением искусственной сушки выклеивание скорлупы требует значительно меньше времени, так как время набора слоев на клею и закладывания в пресс составляет до 50 мин., а выдержка в прессе и искусственная сушка — 8—10 час., тогда как для запрессовывания с помощью гвоз­дей или резиновых лент требуется до 200 час. при естественной сушке и 70—90 час. при искусственной сушке. Кроме того, при пневмати­ческом способе запрессовка получается более равномерной и каче­ственной.

Ленты шпона для выклеивания скорлупы заготовляют заранее, обрабатывая их но шаблону на фрезерном станке.

Контур лент фрезеруют в пачках.

Для заготовки лент шпона шириною 160—180 мм для одной скор­лупы (половины обшивки) требуется 3,5—4 час.

Приведенные данные относятся к обшивке монокок длиною 4,5—5 м.

Контроль качества узловых деталей. При контроле качества узловых деталей по материалу руководствуются нормами технических условий, разработанными в ведомственных стандартах.

Качество работы проверяют путем наружного осмотра и опреде­лением соответствия размеров деталей конструктивным размерам. Для проверки размеров пользуются контрольными скобами и шабло­нами. Надлежащее внутреннее расположение деталей обеспечивается путем проверки сборочных приспособлений по контрольным шабло­нам. Благодаря сопряженности контрольных шаблонов достигается взаимозаменяемость деталей.

В отношении внешнего вида детали требуется, чтобы не было за­усениц, острых кромок в тех местах, где деталь соприкасается с полот­ном, выступающих и слишком утопающих (более чем на 0,2 мм) го­ловок гвоздей, трещин, вмятин, отдираний наружных слоев фанеры.

Трудоемкость сборки узловых деталей. При­мерно трудоемкость сборки характерных узловых деталей самолета биплан с размахом 9—12 .и и длиною фюзеляжа 4,5—5 м и для лодки морского самолета длиной 10—12 м составляет (час.):

1. Сборка промежуточной нервюры неразрез­

Данные трудоемкости распределяются в процентном отношении по отдельным группам работ следующим образом:

1. Коробчатая нервюра крыла

Подготовка полок. ………………………………………………………. 2

Сборка каркаса нервюры……………………………………………… 50

Выдержка в запрессованном состоя­нии после запрессовки

Строжка и фанеровка одной стороны…………………………….. 14

Выдержка в прессе и вне пресса

Внутренняя лакировка 2 раза…………………………………………… 12

Строжка и фанеровка другой стороны……………………………… 14

Выдержка в прессе и вне пресса Зачистка 8

2. Ажурная рама фюзеляжа

Сборка каркаса рамы……………………………………………………….. 44

Выдержка в запрессованном состо­янии после запрессовки

Строжка и фанеровка одной стороны………………………………… 11

Выдержка в запрессованном состо­янии после запрессовки

Внутренняя лакировка 2 раза…………………………………………… 15

Сушка

Строжка и фанеровка другой стороны………………………………… п

Выдержка в прессе и вне пресса

Фрезерование контуров…………………………………………………… 17

Зачистка……………………………………………………………………………. 2

3. Шпангоуты лодки

Подготовительные работы………………………………………………… 5

Сборка каркаса в шаблоне………………………………………………… 32

Строжка каркаса……………………………………………………………….. 30

Внутренняя лакировка и фанеровка…………………………………… 25

Фрезеровка контура………………………………………………………….. 8

4. Коробчатый лонжерон крыла

Разметка полок и проверка бобышек……………………………….. 4,8

Сборка коробки лонжерона…………………………………………… 15,9

Выдержка в прессе и вне пресса

Строжка коробки…………………………………………………………… 12,8

Внутренняя лакировка 2 раза………………………. •……………… 11,6

Сушка

Фанеровка коробки…………………………………………………………… 8,2

Выдержка в прессе и вне пресса

Фрезерование лонжерона со стороны полок…………………… 11,2

Зачистка лонжерона со стороны полок……………………………. 16,5

Разметка и постановка гвоздей (не обязательно) . . . 14,2

Общая зачистка………………………………………………………………… 4,8

у

5. Коробчатый кильсон лодки

Подготовительные работы…………………………………………….

Сборка каркаса………………………………………………………………

Строжка каркаса……………………………………………………………

Внутренняя лакировка и фанеровка………………………………..

Фрезерование со стороны полок и зачистка…………………….

6. Обшивка из шпона для фюзеляжа типа монокок

Заготовка лент шпона

Разметка листов шпона и сколачивание в пачки. . 3,6

Разрезание на ленты…………………………………………………………… 1(9

Торцовка пачки лент………………………………………………………….. 2,7

Срезка лент на-ус…………………………………………………………….. 29,7

Склейка лент……………………. :……………………………………….. 43,2

Выдержка в прессе и вне пресса

Зачистка в местах склейки…………………………………………………. 8,1

Фрезерование контура лент………………………………………………. 10,8

Выклеивание обшивки

Подготовка болвана………………………………………………………….. 5,5

Увлажнение лент шпона…………………………………………………….. 9,5

Наложение на болван первого слоя лент шпона без

клея…………………………………………………………………………….. 9,8

Наложение последующих четырех слоев с намазкой

клеем……………………………………………………………………….. 48,6

Запрессовка……………………………………………………………………….. 5,5

Выдержка в прессе

Наложение решетчатой сулаги для искусственной

сушки………………………………………………………………………….. 8,7

Сушка

Зачистка скорлупы…………………………………………………………… 12,4

Поточная сборка узловых деталей. В крупно­серийном производстве сборку узловых деревянных деталей необ­ходимо организовать по поточному методу. При сборке громоздких деталей (обшивка фюзеляжа, лонжерон крыла и т. п.) на неко­торых этапах работы бригады рабочих переходят от одного рабо­чего места к другому, но детали некрупные (рамы, нервюры) можно легко передавать с одного рабочего места на другое по линии технологического потока.

В качестве примера рассмотрим поточную сборку коробчатой нер­вюры крыла. Весь процесс состоит из следующих операций:

1) сборка каркаса нервюры в шаблоне;

2) выдерживание в запрессованном состоянии и сушка 6—12 час.;

3) зачистка одной стороны каркаса и постановка на клею на эту сторону фанерной обшивки;

4) запрессовывание и выдерживание в прессе (6 час.);

5) выдерживание после снятия пресса (12 час.);

6) снятие нервюры с шаблона и лакирование внутри первый раз;

7) выдерживание 12 час.;

8) лакирование внутри второй раз;

9) выдерживание 24 часа;

10) зачистка другой стороны каркаса и постановка на клею на эту сторону фанерной обшивки, лакированной предварительно (на под­готовительном стенде) по трафарету;

11) запрессовывание и выдерживание в прессе (6 час.);

12) выдерживание после снятия пресса (12 час.)!

13) постановка гвоздей;

14) зачистка.

Каждая из этих операций в свою очередь может быть подраздел на более мелкие переходы с учетом ритма сборки нервюры. Орган ция процесса поточной сборки нервюры представлена на фиг.

Процессы, производимые вручную, выполняют последовательно на общем сборочном столе. В надлежащих местах расположены прессы для склеивания и стеллажи для сушки. Последняя операция — за­чистка—расчленена на: 1) зачистку контура на шлифовальном станке, 2) закругление кромок на фрезерном станке и 3) общую зачистку на отдельном столе; отсюда нервюру передают на проверочный стол контрольного отдела.

Можно также организовать поток, выполняя больше работ на каждом стенде, причем стенды располагать самостоятельно, в виде отдельных сложных рабочих. мест. В этом случае в работу выдают пар­тию нервюр, которую передают но линии потока от одного стенда к другому.

Механизация ручных работ. Столярно — сборочные

работы при узловой и агрегатной сборке следует возможно более механизировать, применяя механизированный инструмент—электро­фуганки. пневмо — и электродрели, электроотвертки, пневмо — и элек­трофрезы, вариофлексы и т. п. Для некоторых же процессов можно применить обработку на станках. Так, для строгания коробок лон­жеронов, которое выполняют вручную с помощью ручного элек­трофуганка, можно с успехом при­менить фуговочный или рейсмусо — вочный станок.

При рассверливании отверстий для болтов, шурупов и заклепок, раззенковывания отверстий, как пра­вило, пользуются электро — или пнев- модрелыо. Для завинчивания шуру­пов применяют электрические от­вертки. Зачистку деталей, например фанерных стенок лонжерона в местах склейки секций фанерной обшивки или скорлупы монокок, выполняют с помощью вариофлекса и комплекта специальных насадок. Для снятия веерообразно меняющихся скосов вдоль контура деталей с успехом применяют пневматические фрезы.

Некоторые ручные работы. мож­но механизировать, приспособив для этого те или иные станки. Например, для зачистки отверстий нервюр для лонжеронов, которую нельзя Произ — зачистки драчовым напильником.

ВОДИТЬ на ШЛИфОВаЛЬНОМ станке, /—напильник; 2 — деталь; 3 — стол МОЖНО применить станок С Драчевым станка; 4 — направляющие; S — шатун.

напильником (фиг. 210), а вместо того

чтобы сверлить отверстия в фанерных стенках нервюры для приши­вания к полкам полотна, можно просекать отверстия пуансоном под прессом.

Стахановские методы работы. Расчленение опе­раций, разделение их по степени квалификации рабочих и механи­зация ручных работ являются основными методами стахановской работы. Особенное значение стахановские методы имеют в самолето­строении при освоении новых объектов.

Усовершенствование механических методов обработки выражается в увеличении скоростей резания и подач, без снижения чистоты обработки.

Дальнейшее совершенствование процессов обработки авиадеталей необходимо вести по линии организации потока процессов механи­ческой обработки, перевода ручных подач на механические и органи­зации механической передачи заготовки от одного станка к другому.

Такая организация вполне возможна при массовых работах. НапД| мер, это можно применить при организации поточного раскроя пиЯ материалов на планки и рейки, а также в производстве метражнИ заготовок одного сечения.

Особенное значение в производстве деревянных агрегатов имещ многостаночное обслуживание и совмещение профессий, являющиеся одной из форм стахановской работы и вскрывающие мощные внутри# ние производственные ресурсы.

В массовых работах многостаночное обслуживание приобретав! значение при работе на станках с автоматической подачей материала! например, при разделке брусков на планки для полок лонжеронов крыльев и других деталей, производимой на кругло-пильных продоль-; ных станках с автоматической подачей. Совмещение профессий нахо — дит отражение в сборочных процессах, где столяр, занимающийся сборкой деталей, в то же время свободно работает на ленточно-пиль! ном, кругло-пильном, фуговочном, рейсмусовочном, сверлильном,.’ шлифовальном и других станках. Одновременно этот же столяр-сбор­щик выполняет и некоторые слесарные работы, например, установку’ узловых металлических деталей на деревянные с выполнением рас­клепки трубчатых заклепок, керновки болтов и т. д.

Примером такой работы с совмещением профессий представляет сборка лонжеронов и подготовка их к сборке крыльев. Столяр, собрав коробку лонжерона, строгает ее на фуговочном и рейсмусовочном станках и затем, после внутренней лакировки, наклеивает фанерную обшивку. После строгания и зачистки лонжерона со стороны полок столяр сверлит отверстия для болтов и трубчатых заклепок по кон­дуктору на сверлильном станке или электрической дрелью и далее ставит металлические узловые детали на трубчатых заклепках и болтах.

Совмещают также менее квалифицированную столярную работу с лакировочной и некоторыми малярными работами, например, обклей — кой агрегатов полотном, наклейкой киперных лент на полки нервюр, обклейкой миткалевой лентой деревянных деталей в местах поста­новки металлических деталей.

Приведенные примеры совмещения профессий в производстве де­ревянных агрегатов имеют место при организации конвейерных про­цессов сборки деталей. В этом случае недогрузка рабочего по данной специальности на стенде дополняется загрузкой его по другой специальности в соответствии с ритмом производственного процесса-

ГЛАВА VH