ПУТИ ЭКОНОМИИ ТОПЛИВА В ПРОЦЕССЕ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

21.1. Принцип оценки штурманского обеспечения экономичности полета

Экоиомичткль полета ВС в штур­манском отношении определяется в основном по экономии топлива, т. е. сравнением избыточного расхода топ­лива по отношению к некоторому ми пимальному его количеству, соответ ствующечу оптимальным (нанвыгод вешним) условиям полета Q

вас ч Qmln

В основе определения рациональ­ных путей экономии топлива в про­цессе самолетовождения лежит прин цип влияния частных факторов:

условий полета и режимов работы тигателей, обеспечивающих нанмень шнй километровый расход топлива С„м;

исключения непроизводительного полета YS, т. е. полета без продви­жения но маршруту и сближения с аэродромом посадыг

Qv СЬЧ і Скм Л5=>-гпіп,

(21 І)

г ie. Sa — общая длина воздушной трассы.

К непроизводительному расходу топлива приводит полет на этапе ма­неврирования ВС в районах аэро іро — мов вылета и посадки

Общее удлинение воздушных трасс по сравнению с ортодромическим рас­
стоянием между пунктами вылета и посадки

П

VS’h. t V |S0(seca-l)l, V

і і

1 ASJ," Sf’ + ASt. (21.2)

где S„, a — участки маршрута и углы излома (рис. 21.1); VS», удлинение пути при маневрировании в районе аэродрома относительно минимально необходимого; S, — удлинение пу­ти, вызванного случайными фактора ми: обходом грозовых очагов, уходом на запасной аэродром, погрешностя­ми самолетовождения.

Для уменьшения километрового расхода топлива создаются условия, позволяющие выполнять полет на бо­лее экономичных режимах работы двигателей или уменьшающие путь, проходимый ВС относительно возду­ха. Например, за счет увеличения ис­тинной воздушной скорости полета При V’np(M) = Con.4t или под влиянием попутного ветра U»t.