ПУТИ ЭКОНОМИИ ТОПЛИВА В ПРОЦЕССЕ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ
21.1. Принцип оценки штурманского обеспечения экономичности полета
Экоиомичткль полета ВС в штурманском отношении определяется в основном по экономии топлива, т. е. сравнением избыточного расхода топлива по отношению к некоторому ми пимальному его количеству, соответ ствующечу оптимальным (нанвыгод вешним) условиям полета Q
вас ч Qmln
В основе определения рациональных путей экономии топлива в процессе самолетовождения лежит прин цип влияния частных факторов:
условий полета и режимов работы тигателей, обеспечивающих нанмень шнй километровый расход топлива С„м;
исключения непроизводительного полета YS, т. е. полета без продвижения но маршруту и сближения с аэродромом посадыг
Qv СЬЧ і Скм Л5=>-гпіп,
(21 І)
г ie. Sa — общая длина воздушной трассы.
К непроизводительному расходу топлива приводит полет на этапе маневрирования ВС в районах аэро іро — мов вылета и посадки
Общее удлинение воздушных трасс по сравнению с ортодромическим рас
стоянием между пунктами вылета и посадки
П
VS’h. t V |S0(seca-l)l, V
і і
1 ASJ," Sf’ + ASt. (21.2)
где S„, a — участки маршрута и углы излома (рис. 21.1); VS», удлинение пути при маневрировании в районе аэродрома относительно минимально необходимого; S, — удлинение пути, вызванного случайными фактора ми: обходом грозовых очагов, уходом на запасной аэродром, погрешностями самолетовождения.
Для уменьшения километрового расхода топлива создаются условия, позволяющие выполнять полет на более экономичных режимах работы двигателей или уменьшающие путь, проходимый ВС относительно воздуха. Например, за счет увеличения истинной воздушной скорости полета При V’np(M) = Con.4t или под влиянием попутного ветра U»t.