СБОРКА ФЮЗЕЛЯЖЕЙ И ЛОДОК ДЕРЕВЯННОЙ КОНСТРУКЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРКИ

Фюзеляжи деревянной конструкции можно в основном подразд лить на рамочные и стоечные.

Основное различие состоит в том, что фюзеляжи рамочные имен обшивку фанерную или выклеенную из шпона, которая создает жес кость фюзеляжа и устойчивость его формы, а стоечные представляв пространственную ферму, которой придают жесткость с помощью’

стальных проволочных pa<q чалок; фанерную обшивн ставят только на тех участ ках, где нет расчалок.

Независимо от типов фюзе ляжей сборка их состоит из следующих операций:

1) подготовительные рабо­ты и предварительная уста-і новка металлических деталей;

2) сборка каркаса фюзеляжа?.

3) радиопроводка; 4) постач новка обшивки; 5) оклеива­ние или обтягивание полот­ном; 6) окраска внутренняя;

7) окраска внешняя; 8) уста­новка металлических деталей; 9) установка. мотофермы.

Подготовительные работы. Основную часть подготовительных работ составляет подготовка стоек или рам; при этом снимают скос вдоль наружного контура рам и делают прорезы для лонжеронов и стрингеров. Скос приходится снимать вручную, так как этот скос, соответствующий наклону образующей боковой поверх­ности фюзеляжа, располагается веерообразно. При этом применяют копировальный шаблон и ручную пневматическую фрезу (фиг. 231).

Прорезы для лонжеронов и стрингеров необходимо делать после того, как рамы собраны. Лучше всего это делать во время подготовки фюзеляжа к сборке, так как в этом случае прорезанные места менее всего могут быть повреждены, и ответственность за выполнение этих прорезов несет тот же мастер, который ведет сборку каркасов фюзе­ляжей. Прорезы предварительно размечают на раме но разметочным шаблонам, а с помощью малок наносят уклоны прорезов на боковых гранях рамы соответственно уклону лонжеронов и стрингеров фюзе­ляжей. Выпиливают прорезы лучковой пилой или на ленточно-пиль­ном станке и подчищают стамеской. Ширину прорезов проверяют предельными скобами.

Сечение лонжеронов проверяют скобами, а те места, где будут свер­лить отверстия для болтов, обматывают на клею миткалевой лентой, чтобы предохранить древесину от скалывания волокон при

сверлении.

Предварительная установка металличе­ских деталей. Все металлические детали, которые нельзя или неудобно ставить в процессе сборки фюзеляжа и, напротив, удобнее ставить заранее, необходимо устанавливать при подготовительных работах. К таким работам относятся:

1) установка на болтах различных направляющих роликов;

Фиг. 232. Предварительная установка стыковых башмаков на раме

фюзеляжа.

/’—[стыковой узел; 2 — отверстие фиксатора.

2) сверление отверстий для направляющих пистонов, постановка этих пистонов и их развальцовывание;

3) крепление медных лент радиопроводки к рамам вдоль их внут­реннего контура;

4) установка кронштейнов жесткого трубчатого управления хво­стового оперения;

5) установка оси костыля по контрольному шаблону на одной из рам хвостовой части фюзеляжа.

В некоторых конструкциях фюзеляжей стыковые узлы надо вить заранее, так как в дальнейшем другие детали закрывают к доступ. Такие узлы являются наиболее ответственными, и при их ус новке необходимо соблюдать условия взаимозаменяемости. На фиг. представлена установка стыковых башмаков на раму такого фюзел Правильность положения стыкового узла проверяют штырем, котор продевают через отверстия фиксаторов приспособления и стыко~ отверстие башмака. После закрепления стыковых узлов по мень мере двумя контрольными болтами штыри убирают и дальнейшее п крепление стыковых узлов болтами (или трубчатыми заклепками) п изводят вне приспособления. Расположение фиксаторов в этом прис соблении увязывают при помощи контрольных шаблонов с распол-* жением стыковых узлов крылрев на стапеле для регулировки крь

Фиг. 233. Сборка фюзеляжа монокок в стационарном стапеле.

1 — положение опорной лапки после поворота; 2 — опорная лапка, складывающаяся внутрь; 3—рама; і — опорные Гюбышки: 5 —запираю­щие планки; в — болты крепления опорного щита; ? —опорный щит.

Сборка каркаса фюзеляжа. Стапели для сборки фюзеляжа рамочной конструкции бывают стационарные и вращающиеся. На фиг. 233 представлен стационарный стапель, служащий для сборки каркаса фюзеляжа типа монокок. Он состоит из опорных щитов с опорными бобышками, фиксирующими положение рам фюзеляжа, и складывающихся лапок. Рамы фюзеляжа закрепляют на опорных щитах поворачивающимися планками. Когда каркас собран, планки поворачивают на 90°, а опорные лапки скла­дывают. Затем каркас сдвигают с опорных бобышек и поднимают вверх. Боковой стрингер, занимающий при сборке каркаса нижнее положе­ние, необходимо ставить после снятия каркаса со стапеля.

На опорных щитах наносят риски вертикальной и горизонтальной осей, с которыми при установке на щиты рам фюзеляжа должны сов­падать риски осей рам.

Периодически после 4—5 закладок каркаса фюзеляжа проверяют правильность расположения опорных щитов. Для этого нивелиром

проверяют расположение в одной горизонтальной плоскости горизон­тальных осей всех опорных щитов, а отвесами — расположение вер­тикальных осей в одной вертикальной плоскости и вертикальность опорной поверхности щитов. Наконец, через отверстия в опорных щи­тах вдоль продольной оси стапеля протягивают нитку, которая должна совпадать сточками пересечения горизонтальной и вертикальной осей.

Перпендикулярность плоскости щитов продольной оси стапеля проверяют при помощи длинной (3—4 м) линейки, прикрепленной го­ризонтально к переднему опорному щиту в его центре, и двух прово­лок или тросов, идущих от концов линейки к центру заднего щита.

Такие стапели могут быть деревянными или металлическими; в них можно почти полностью собрать каркас, а обшивку можно поставить только на одной половине каркаса.

На фиг. 234 изображен стапель для сборки фюзеляжа с обшивкой, склеенной из листов фанеры.

Стапель состоит из опорных стоек, прикрепленных болтами к брусьям его основания, и ряда опорных поперечин. Опорные стойки служат для установки рам фюзеляжа, а опорные поперечины — для расположения лонжеронов. Стапель построен для расположения каркаса фюзеляжа низом вверх.

На участках стапеля, где нельзя установить опорные стойки для рам фюзеляжа, применяют съемные фиксирующие шаблоны.

Такой стапель позволяет ставить обшивку на каркас фюзеляжа с трех сторон: две боковины и обшивку низа. Верхний кок ставят после снятия фюзеляжа со стапеля.

На фиг.235 представлен вращающийся стапель для сб фюзеляжа монокок. Опорная стальная труба этого стапеля имеет J менное сечение, уменьшающееся к хвостовой части фюзеляжа. Под ники укреплены в стойках, причем высоту задней стойки можно і пять. Раму фюзеляжа закрепляют на опорных щитах стапеля при мощи поворотных планок, насаженных с обеих сторон щита на об оси. Опорные щиты прикреплены наглухо болтами к фланцам; пол* ние опорных щитов фиксируется конусными шпильками. Ст проверяют тем же методом, что и стационарный. Чтобы снять фюз со стапеля, надо вынуть конусные шпильки, а затем снять фюзе с опорной трубы вместе с опорными щитами и фланцами. Рамы опорные щиты надевают вне стапеля.

Расположение горизонтальных осей опорных щитов в одной гори­зонтальной плоскости надо проверять нивелиром при каждом закла­дывании каркаса фюзеляжа. На этом стапеле молено ставить обшивку фюзеляжа с обеих сторон каркаса.

К недостаткам этого стапеля надо отнести невозможность заменять в случае поломки или дефекта какую-нибудь раму, не прибегая к съемке со стапеля ряда других рам.

С б о р к у к а р к а с а фюзеляжа производят следующим образом:

1) рамы фюзеляжа закрепляют на опорных щитах и проверяют по осям правильность положения их;

2) лонжероны и стрингеры устанавливают в заранее вырезанных гнездах, закрепляют их на клею и запрессовывают струбцинами, давая соответствующую выдержку;

3) фанерные пояса для фюзеляжей монокок прикрепляют на клею и гвоздях к рамам и стрингерам;

4) зачищают каркас под обшивку.

Радиопроводка. Медные ленты (или проволоку) радиопро­водки. идущие вдоль лонжеронов фюзеляжа, удобнее прикреплять к лонжеронам, пока еще не поставлена фанерная обшивка. Места на лонжеронах под лентой необходимо закрасить. Концы лент в дальней­шем припаивают к металлическим узловым деталям фюзеляжа. .

Фиг. 236. Установка обшивки на обратном стапеле.

Установка о б ш и в к и. Для установки обшивки, склеен­ной из листов фанеры или выклеенной из шпона скорлупы монокок, необходимо предварительно разметить места намазывания клеем и установки гвоздей. Эту разметку производят либо по агрегату, либо (в крупносерийном производстве) по макету. Обшивку накладывают на каркас фюзеляжа или макет, плотно притягивают к нему с помощью металлических поясов и изнутри размечают карандашом. Места для гвоздей намечают снаружи с помощью специальных фанерных по­лос (или вращающихся валиков), снабженных заостренными шпиль­ками.

Клей намазывают на обе соприкасающиеся поверхности каркаса фюзеляжа и обшивки, затем их выдерживают (открытая пропитка) и накладывают обшивку на каркас.

При наклеивании обшивки для запрессовывания пользуются став ными поясами с натяжными болтами на концах или съемными пнеаЛ тическими прессами, представляющими резиновый шланг, заклюцм ный в изогнутую по форме фюзеляжа коробку. При склеивании скоЛ лупы с каркасом фюзеляж выдерживают иод прессом 4—6 час. и посЛ снятия пресса — не менее 12 час. Обшивку устанавливают на том )Д стапеле, на котором собирают каркас фюзеляжа. Если стапель не врЛ щающийся, то вторую половину обшивки фюзеляжа необходимо стЯ вить на обратном стапеле (фиг. 236); последний состоит из 2-Ж поперечных опорных щитов, обитых войлоком, которые расположена на продольных опорных брусьях. Конструкция стапеля должна обеЯ печивать горизонтальное положение плоскости симметрии фюзеляже

После установки фанерной обшивки ставят гвозди и зачищакж всю обшивку.

Оклеивание фюзеляжа тканью. Наружную по* верхность фюзеляжа для лучшего предохранения ее от атмосферные влияний оклеивают тканью. Предварительно поверхность надо поде готовить к оклейке путем зачистки, грунтовки и шпатлевки.

Оклеивание производят тканью (маркизет-суровье № 164 или 165)1 на нитроклее АК-20. Для этого на подгртовленные поверхности нано-f сят жирный слой нитроклея и накладывают ткань, разглаживая мор — ., шинки и пузыри тряпичным или марлевым тампоном. После наложе-1′ ния ткани немедленно наносят второй жирный слой нитроклея.

После оклеивания сушат 12 час., а затем слегка зачищают стеклян-1 ной шкуркой № 0.

Те участки, где нет фанерной обшивки, обтягивают полотном, вы­полняя это после внутренней окраски.

При оклеивании и окраске фюзеляжа удобно пользоваться приспо­соблением, которое позволяет поворачивать фюзеляж вокруг гори­зонтальной оси.

Окраска внутренняя. Для подготовки к окраске внут­ренние поверхности фюзеляжа зачищают стеклянной шкуркой и тща­тельно удаляют пыль, опилки и мусор.

Затем кистью наносят два слоя эмалевой краски светлоголубого (АЭ-14) или светлосерого (АЭ-9) цвета, причем после нанесения первого слоя выдерживают 20 час., а после второго —24 часа.

Места, наиболее подвергающиеся действию влаги (пол, хвостовая часть), надо предварительно покрыть грунтом АЛГ-2 и просушить в течение 20 час.

Перед нанесением второго слоя краски поверхности надо зачистить стеклянной шкуркой № 0.

Второй слой лучше наносить после окончания монтажа внутренних деталей фюзеляжа и облета самолета; до этого второй слой надо делать только в тех местах, которые будут недоступны в дальнейшем: под бензобаками, арматурой и т. п.

При поточном производстве для оклеивания и окрашивания фюзе­ляжа применяют конвейер (фиг. 237), проходящий через пульвериза — ционные и сушильные камеры.

f

Окраска внешняя. Для подготовки ткани под окраску на нее наносят два слоя нитрошпатлевки АШ-22. Первый слой наносят шпателем, а второй шпателем или пульверизатором. В последнем слу­чае нитрошпатлевку разжижают разжижителем РДВ.

Первый слой сушат 2 часа, а второй 1—2 часа и затем зачищают стеклянной шкуркой № 1.

В особых случаях, чтобы получить наиболее ровную поверхность, наносят третий слой нитрошпатлевки АШ-22 с помощью пульвериза­тора и сушат его 3—4 часа, а затем зачищают стеклянной шкуркой № 0.

Фиг. 237. Конвейер для оклеивания и окрашивания фюзеляжа.

Для уничтожения следов рисок от шкурки поверхность протирают мягким тряпичным тампоном, смоченным в растворителе РДВ.

После шпатлевки наносят с помощью пульверизатора алюминие­вый аэролак второго покрытия АЦАл(п) и сушат 3—4 часа. Оконча­тельно окрашивают после облета машины.

Перед окончательной окраской поверхность промывают и устра­няют нитрошпатлевкой царапины, неровности и т. п.

Верхние части фюзеляжа окрашивают посредством пульвериза­тора защитным аэролаком второго покрытия AI13 (п), а нижний — алюминиевым АПАл(п).

Каждый аэролак наносят в два слоя, причем после первого слоя сушат 2—3 часа, а после второго—6—8 час. и не менее 16 час. в случае вывода машины на аэродром.

Для улучшения аэродинамических свойств после окраски зафане — рованные поверхности фюзеляжа полируют после облета самолета.

Установка металлических деталей. Наиболее о ственными металлическими деталями являются: стыковые уз узлы крепления мотофермы, узлы крепления шасси. Эти уз устанавливают с помощью металлических фиксаторов, сопряженн с соответствующими фиксаторами основных узлов присоединяем к фюзеляжу агрегатов: крыльев, мотофермы, шасси и др.

Установку фиксаторов проверяют по контрольным шаблона которые в свою очередь должны быть сопряжены с контрольні шаблонами для узлов агрегатов самолета, стыкуемых с фюзеляж Так как фиксаторы для узлов фюзеляжа установлены стациона,..^ на фундаменте, то для установки этих узлов фюзеляж необходимо снимать с конвейера или устраивать фиксаторы по пути следования фюзеляжа на фундаментальной опоре, не связанной с конвейерной лентой.

Фиг. 238. Установка мотофермы для мотора с водяным охлаждением.

Установка мотофермы. Для этого пользуются стацио­нарным приспособлением с фиксаторами; последние определяют по­ложение отверстий для болтов, которыми прикрепляют мотор к мотоферме. В зависимости от типа мотора плоскость расположения фиксаторов бывает вертикальной (для звездообразных моторов воздушного охлаждения) или горизонтальной (для моторов с водяным охлаждением).

На фиг. 238 представлено приспособление для постановки мото­фермы мотора с водяным охлаждением, причем фюзеляж расположен низом кверху. Базисной поверхностью для фюзеляжа служит гори­зонтальная плоскость аб, тогда как базисной поверхностью для мо­торных брусьев мотофермы и расположения фиксаторов отверстий креп­ления мотора к опорным брусьям мотофермы служит горизонтальная плоскость в. Последняя является верхней поверхностью балок U служащих опорой для моторных брусьев .мотофермы; фиксаторами положения фюзеляжа являются хомут 2 — для передней части и струбцина 3— для хвоста.

При установке мотофермы для звездообразного мотора с воздушным охлаждением фиксатором для мотофермы служит стальной щит, уста­новленный вертикально и имеющий отверстия для фиксации кольца мотофермы (фиг. 239). Фиксирующие отверстия отвечают отверстиям для болтов, которыми прикрепляют мотор к кольцу мотофермы.

После укрепления мотофермы посредством болтов к фиксирующему щиту ее прикрепляют болтами к мотораме.

7 — фиксатор для установки мотофермы. 2 — мотоферма; Я — мо­торная рама; 4—фиксатор оси костыля; 5 — фиксаторы узлов крепления крыла к центроплану; Я — направляющие для пере­движения фиксатора; ! — фиксирующий болт.

— лонжерон;’7—стойка; .1 — хвостовая стойка; — поперечины; S — стыковые узлы.