Штурманское обеспечение экономичности в процессе подготовки к полету

Оснонными направленнями досін жения экономичности ври подготовке h полету являются спрямление ВТ и выделение экипажу наивыгоднейшего эшелона. Отрицательное влияние на экономичность оказывают: завышен ное количество заправляемого топли­ва на полет; неоправдыпаемость прог­нозов погоды н готовности аэродромп посадки, задержки с вылетом.

Спрямление воздушных трасс,

обеспечивающее сокращение расстоя­ния, проходимого ВС в полете (21.2). дает существенную экономию топлива. Кал* 1Ын пропуск Г1ПМ (рнс. 21.2) позволяет сократить путь:

V (so «с а, т So s«c ^2) —

— (Si —S"). (21 9)

Величину сокращения пути удобнее определять по графику на рис. 21.3

Выбор наивыгодиейшего эшелона иа этапе подготовки к полету заклю­чается в предоставлении для полета эшелона, наиболее близкого к опти­мальной высоте (табл. 21.1). Расчет //ни ни может производиться рЗЗЛНЧ — ними способами.

Наиболее простой учитывает даль­ность полета, а иногда и температуру воздх ха

Для большей точности выбора Днаив учитываются также метеороло­гические факторы: ветер и температу­ра на высоте полета.

Наиболее совершенный способ пре (усматривает выполнение серии рас­четов количества расходуемого топли­ва на различных эшелонах.

В результате сравнения определи ется наивыгодненшнй. Этот способ реализуется в ЭВМ с большим быст­родействием н объемом памяти. Ос-

Рис. 21 2. Увеличение длины ЛЗП от боконого смещения Г1ПМ

повная проблема, затрхдняющая внедрение. — сложность информаци­онного обеспечения фактическими (прогностическими) данными о ветре и температуре на всех эшелонах но маршруту.

Более простой и доступный экипа­жам (дежурным штурманам) — спо­соб сравнения изменения расхода топ — шва на двух снежных эшелонах и влияния ветра. Нели попутная состав ляющая ветра оказывает большее влияние на расход топлива за счет сокращения полетного времени, чем снижение высоты, то полет на низшем эшелоне целесообразен, так как при­ведет к меньшему количеству расхо — туемого топлива. Для этого должно соблюдаться условие

W„ WB>C„ Ся, (21.10)

где С., Wn — средние значения часо­вого расхода топлива и путевой ско-

WO ZOO 300 &.

Рис. 21.3, Определение Дз при енря — илении ВТ

рости на высшем выбранном эшело­не (см. табл. 21.1): Си. УЯ— срелние значення часового расхода топлива и путевой скорости на соседнем низшем эшелоне полета.

Другой упрощенный способ осно­ван на расчете ее шчины приращении эквивалентного ветра на низшем эше­лоне. Прн соблюдении неравенства

в > ьи» ~ VB (С„ С,- 1) (21.11)

экономичнее лететь на низшем эшело­не. Если уменьшение встречной со­ставляющей эквивалентного ветра или увеличение попутной превышает U.,, то целесообразно снижать эше­лон полета (рис. 21.4). Порядок рас­чета указан стрелками. Например, ес­ли на эшелоне 10 100 м попутная составляющая ветра больше ЛН»= = 40 км/ч, то вместо 11 100 м эконо­мичнее летать на 10 100 м.

Избыточная полетная масса ВС.

не учтенная при ИШР топлива, или завышенное количество заправляємо го топлива приводят к увеличению расхода его в полете. Дополнитель ный расход за весь полет

Q,„г ^п х

(2ГЛ2,

‘"‘нол. рагч /

ГДЄ Ліаол 4>: ГЛаол-расч — МЛССЭ ВС

фактическая и расчетная; k„ — коэф фициеит пропорциональности, ранный прн полете «по потолкам» 0.7. на крейсерских высотах — 0.8 и ниже нх — 0,9

Автоматизированная система

штурманского обеспечения полетов

(АСШОП). построенная на базе ЭВМ. рассчитывает исходные данные тля полета по маршруту, вырабаты­вает полетную штурманскую докумен­тацию с учетом фактических (прогно­стических) метеоусловий и оптимизи­рует параметры полета. Повышение точности исходных данных позволяет снизить погрешности самолетовожде­ния, повысить экономичность и рсг лярность полетов, которая достигает 1—2 мин при пролете КО п 4—5 мин на посадке.

Неучет экипажами и службой УВД рекомендаций АСШОП прн вы боре наивы одненшего эшелона при водит к увеличению расхода топлива до 10%. Оправдываемость расчетов составляет 80 — 89%.

Рис. 21.4. Определение v для

Ту-154 (М 0.82) при выборе наи выгоднейшего эшелона полета