Штурманское обеспечение экономичности в процессе подготовки к полету
Оснонными направленнями досін жения экономичности ври подготовке h полету являются спрямление ВТ и выделение экипажу наивыгоднейшего эшелона. Отрицательное влияние на экономичность оказывают: завышен ное количество заправляемого топлива на полет; неоправдыпаемость прогнозов погоды н готовности аэродромп посадки, задержки с вылетом.
Спрямление воздушных трасс,
обеспечивающее сокращение расстояния, проходимого ВС в полете (21.2). дает существенную экономию топлива. Кал* 1Ын пропуск Г1ПМ (рнс. 21.2) позволяет сократить путь:
V (so «с а, т So s«c ^2) —
— (Si —S"). (21 9)
Величину сокращения пути удобнее определять по графику на рис. 21.3
Выбор наивыгодиейшего эшелона иа этапе подготовки к полету заключается в предоставлении для полета эшелона, наиболее близкого к оптимальной высоте (табл. 21.1). Расчет //ни ни может производиться рЗЗЛНЧ — ними способами.
Наиболее простой учитывает дальность полета, а иногда и температуру воздх ха
Для большей точности выбора Днаив учитываются также метеорологические факторы: ветер и температура на высоте полета.
Наиболее совершенный способ пре (усматривает выполнение серии расчетов количества расходуемого топлива на различных эшелонах.
В результате сравнения определи ется наивыгодненшнй. Этот способ реализуется в ЭВМ с большим быстродействием н объемом памяти. Ос-
Рис. 21 2. Увеличение длины ЛЗП от боконого смещения Г1ПМ |
повная проблема, затрхдняющая внедрение. — сложность информационного обеспечения фактическими (прогностическими) данными о ветре и температуре на всех эшелонах но маршруту.
Более простой и доступный экипажам (дежурным штурманам) — способ сравнения изменения расхода топ — шва на двух снежных эшелонах и влияния ветра. Нели попутная состав ляющая ветра оказывает большее влияние на расход топлива за счет сокращения полетного времени, чем снижение высоты, то полет на низшем эшелоне целесообразен, так как приведет к меньшему количеству расхо — туемого топлива. Для этого должно соблюдаться условие
W„ WB>C„ Ся, (21.10)
где С., Wn — средние значения часового расхода топлива и путевой ско-
WO ZOO 300 &. Рис. 21.3, Определение Дз при енря — илении ВТ |
рости на высшем выбранном эшелоне (см. табл. 21.1): Си. УЯ— срелние значення часового расхода топлива и путевой скорости на соседнем низшем эшелоне полета.
Другой упрощенный способ основан на расчете ее шчины приращении эквивалентного ветра на низшем эшелоне. Прн соблюдении неравенства
в > ьи» ~ VB (С„ С,- 1) (21.11)
экономичнее лететь на низшем эшелоне. Если уменьшение встречной составляющей эквивалентного ветра или увеличение попутной превышает U.,, то целесообразно снижать эшелон полета (рис. 21.4). Порядок расчета указан стрелками. Например, если на эшелоне 10 100 м попутная составляющая ветра больше ЛН»= = 40 км/ч, то вместо 11 100 м экономичнее летать на 10 100 м.
Избыточная полетная масса ВС.
не учтенная при ИШР топлива, или завышенное количество заправляємо го топлива приводят к увеличению расхода его в полете. Дополнитель ный расход за весь полет
Q,„г ^п х
(2ГЛ2,
‘"‘нол. рагч /
ГДЄ Ліаол 4>: ГЛаол-расч — МЛССЭ ВС
фактическая и расчетная; k„ — коэф фициеит пропорциональности, ранный прн полете «по потолкам» 0.7. на крейсерских высотах — 0.8 и ниже нх — 0,9
Автоматизированная система
штурманского обеспечения полетов
(АСШОП). построенная на базе ЭВМ. рассчитывает исходные данные тля полета по маршруту, вырабатывает полетную штурманскую документацию с учетом фактических (прогностических) метеоусловий и оптимизирует параметры полета. Повышение точности исходных данных позволяет снизить погрешности самолетовождения, повысить экономичность и рсг лярность полетов, которая достигает 1—2 мин при пролете КО п 4—5 мин на посадке.
Неучет экипажами и службой УВД рекомендаций АСШОП прн вы боре наивы одненшего эшелона при водит к увеличению расхода топлива до 10%. Оправдываемость расчетов составляет 80 — 89%.
Рис. 21.4. Определение v для |
Ту-154 (М 0.82) при выборе наи выгоднейшего эшелона полета