Штурманское обеспечение съемочных работ

Съемочные работы выполняют!.; из предельно малых высотах со стро гим выдерживанием истинной зысоты полета н заданных маршрутов. Эт< требует специального шту рманскогп обеспечения — частого контроля теку щею места ВС; контроля за яравиль ностью показаний барометрических высотомеров; четкого сопряжения смежных маршрутов прн полетах по заданным горизонталям; обеспечения безопасности самолетовождения в го­рах.

Расстояния между контрольными ориентирами, по которым уточняется ЛФП,

п* — о*с (20.10)

Кеч Д»п

должны строго выдерживаться в по лете. Допустимая погрешность задан ного маршрута о, обычно равна

доп

2—4 мм в масштабе применяемой ра бочей карты, точность визуального определения МС и нанесения его на карту соответствует 1—2 м в масшта бе карты. Д. ія рабочей карты мае штаба 1 . 100 000 5Ко = 0,26/Л’еЧ. Рад личным значениям Кеч соответствуют потребные расстояния между кон грольными ориентирами:

К,.ч. . 0.05 0,06 0.07 0.08 0.00

.SKl), км.5.2 4,3 3.7 3.25 2.9

Выполнение контроля пути с ча СТОТОЙ W обеспечит затаи

ный уровень точности самолетовожде ни я.

Наибольшую сложность представ ляют поисково-съемочные полеты, вы полняемые на предельно малых вы сотах с выдерживанием постоянной истинной высоты при полете вдоль заданных горизонталей и поперек склона.

При выполнении полета поперек склона «подъемом» вверх с сохранс иием постоянной истинной высоты всегда должно соблюдаться условие: потребная вертикальная скорость по дета должна быть не более допусти­мой для данного типа ВС (19.6).

При полете вдоль заданных гори­зонталей на постоянной истинной вы еот( сложно одновременно выдержи­вать постоянные значения истинной и абсолютной высот. Для обеспечения этого используются и барометричес­кий н радиовысотомеры совместно.

Получение правильного значения абсолютной высоты в полете невоз можно без тарировки барометричес­кого высотомера (рис. 20.2). Она вы­полняется в следующем порядке:

на карте выбирается характерная возвышенность с высотой рельефа Нрш, близкой к заданной горизон­тали;

в момент пролета над ней по ра­диовысотомеру фиксируется истинная высота, а на барометрическом высо­томере рукояткой изменения давле­ния ро устанавливают отсчет абсо­лютной ВЫСОТЫ, равный На6с = Нре + + Яист;

ВС выводится на заданную гори­зонталь //гор При этом радиовысото­мер должен показывать заданную ис — тиниую высоту работы Н.,лд, а баро

метрический ВЫСОТОмер НаПс =//гор

+ //зад.

Вследствие того что с течением времени меняется давление на уровне іємли, установленное на высотомере Ро не будет уже соответствовать фактическому давлению, приведенно­му к уровню моря. Это требует пов­торной тарировки высотомера. В про­тивном случае произойдет «сполза­ние» ВС с заданной горизонтали (рис. 20.3). Если давление надает, то ВС «сползает» вниз по склону на ве­личину где к — барометрическая ступень, ран­ная 8,25 м мбр, р’—изменение дав­ления за время между тарировками барометрического иысотомера.

Если давление растет, то ВС. наоборот, поднимается по склону

вверх. В результате задание на полет не выполняется

Необходимый интервал тарировки барометрического высотомера в часах определяется из формул:

0,36- (20.11)

0,36

где ‘р —тенденция изменения дзвле ния за последние 3 ч

Первая формула применяется, ког la установлена допустимая ошибка в выдерживании высоты полета //д. п. вторая — когда установлено допусти мое боковое уклонение 2л„в от за данной горизонтали.

Если 2Доп=Ю0 м при р — =0,5 мбр, разности высот горизонта­лей Д/і—50 м и заложением между ними </=1800 м, то! цнг = 2 ч. Это значит, что через каждые 2 ч требу­ется выполнять тарировку барометри ческою высотомера

Особую сложность в выполнении полета но горизонталям претстапли ют сопряжения deyx маршрутов в горных условиях при соединении ю — лнн. Для плавного вписывания в еле

Рис. 20.3. «Сползание» ВС с задан­ной горизонтали при изменении атмо­сферного давления

дующий участок маршрута выполня­ется специальный маненр, осущест вляемый двумя способами (рис. 20.4). При первом способе ВС выполняет разворот на угол Р по истечении рас­четного времени прямолинейного по­лета после прохода точки А (рис. 20.4, а), а при втором — предва­рительный разворот на угол и после пролета точки А, а затем уже разво­рот на угол р (рис. 20.4,6).

Исходными данными для расчета и построения маневра являются: по­ложение точки пересечения касатель­ных к горизонталям «вершина угла отрога» А и угол между ними — «угол отрога» ф.

При первом способе па кар­те измеряется угрл q, рассчитывают ся: угол Р, длина прямолинейного

участка — Sm н продолжительность по­лета на нем /„:

Р = 180 ф ;

МПУ„ = МПУ, ± (180—ф);

Если угол отрога ф=60с, V— = 190 км’ч (53 м/с). /2 = 780 м, то

Р= 180° + 60°=240°, S„ = 780 ctg 30° = = 1350 м, /„=1350 53 = 26 с.

Это значит, что пролетев 26 с пос­ле прохода вершины отрога А, необ­ходимо развернуться на угол 240° и далее следовать то выхода снова в точку А. При этом МГ1У2=МПУ|± ± 120°.

Рис. 20.4 Способы сопряжения со СЄДННХ у 42CTKOB съемочных марш­рутов

Второй способ более эконо­мичен, но сложнее в выполнении. После измерения на карте угла ф рассчитываются

Р_ 360°— 2 arc sin

а — 0,5(Р — ф) — 90°; МПУ2 -=МПУ, ± (180—ф).-

(20.13)

Для условий первого способа име­ем: ф = 60°; Р = 360°—2-25°40’^308°: «і = 0,5 (308°—60°) — 90е = 34°; МПУ2= =МПУ,±120°.

Это значит, что в момент пролета вершины отрога (точка Л) следует начать разворот на угол 34°, затем выполнить разворот в обратную сто роиу на угол 308’. После этого еле дует довернуть ВС в противополож ную сторону на угол 34°. Если манев ры были выполнены правильно, то при проходе вершины отрога у ВС будет МПУ2=МПУ,±120°.

Для облегчения маневрирования удобно отсчет курсов и углов разве рота пронзво тить но гнрополукомпа — с V, установив его на начальный ОК=0. Для упрощения расчетов уг лов аир можно использовать таб­личный способ.

Эффективность применения каж дого из этих способов может быть оценена сравненном продолжнтсль ности маневрирования в процессе разворота на следующий участок.

Суммарная продолжи­тельность разворота первым способом

Ч-Ц 0.0175(180° ф)

вторым способом

r ;

/"- 0,0175— І540°—ф) —

со>0,5ф „

— 4 arc мп————- 1. (20 15)

Продолжительность. маневрирова­ния при птором способе практически не зависит от угла <р. Для условий изменения угла (| от 20 до 120е про­должительность мат пророгация из­меняется от 105 до 95 с в то время как при маневрировании первым сно собой это время изменяется от 223 то 96 с При v>I"0c оба способа по продолжительности идентичны.

Обеспечение безопасности самоле­товождения достигается предотвра­щением столкновения ВС с земной поверхностью. В соответствии с этим полеты запрещаются:

ь замкнутых долинах п горних ущельях, ширина которых па задан­ной высоте меньше трех радиусов разворота ВС при крене 20° (19.5);

против Солнца в равнинной и хол­мистой местностях на истинных высо­тах менее 100 м, а в горной — менее 200 м при высоте Солнца над горн зонтом менее 15′ и курсовом угле менее 30° (20.fi) и (20.9).