СБОРКА САМОЛЕТА ПС

Рассмотрим сборку самолета ПС в условиях крупносерийного производства с применением поточно-конвейерного метода сборки. j

Самолет ПС представляет собою цельнометаллический почтово-пас­сажирский моноплан с низко расположенными крыльями, клепаной $ конструкции, с двумя моторами воздушного охлаждения и убираю — *’ щимся шасси.

Работа цеха окончательной сборки делится на следующие этапы:

1) стыковка крыльев;

2) домонтаж электропроводки и бензопроводки;

3) домонтаж управления самолетом и его регулирование;

4) установка капотов и обтекателей;

5) установка воздушных винтов;

6) установка шасси.

С конвейера монтажно-сборочного цеха на конвейер цеха оконча­тельной сборки поступает фюзеляж, состыкованный с центропланом и установленными моторами и оперением. В фюзеляже уже сделан монтаж: электро — и радиооборудования, приборов и их проводки, управления самолетом и мотором, оборудования кабин, бензомасло- системы (насколько это возможно на несостыковаином самолете).

Из крыльевого цеха поступают вполне собранные и смонтированные консольные части крыльев. С кооперированных заводов поступают шасси и винты.

Для удобства работы, чтобы операторы не мешали друг другу, самолет разбит на 10 рабочих зон, что вполне возможно, учитывая значительные размеры самолета. В каждой зоне одновременно рабо­тает не более одной пары рабочих, которые меняют занятые ими зоны от стенда к стенду. В незанятых зонах можно производить контроль и приемку отдельных операций. Разбивка произведена по следующим зонам:

Зоны Шифр

1. Центроплан………………………………………………….. Ц

2. Фюзеляж……………………………………………………. Ф

3. Кабина пилота…………………………………………………. КП

10. Левый разъем консоли с центропланом. . . РЛ

Окончательная сборка занимает 9 стендов; на первом стенде про­изводят стыковку консольных частей крыла с центропланом. Пере­чень основных сборочных работ приведен в табл. 77.

Т а б л и ц а 77

Сборка самолета ПС

Л? опера­ции

Выполняемая работа

О

аз

В

о X

QJ 2

г у

go

і

1

Стенд № 1 (фиг. 363)

Стыковать консоль крыла с центропланом (правая сторона) . .

2

2

2

3

Развернуть отвецстия (правая сторона) . …………………………………………

Поставить конусные болты (правая сторона)……………………………………

2

4—6

То же, что и 1. 2, 3 (левая сторона)…………………………………………………..

2

7-8

Соединить бензопровод в месте разъема консолей крыла и

по 2

центроплана (правая и левая стороны)…………………………………………………

1-2 і

Стенд 2

Включить провода в коробки разъема на стыке консоли и

центроплана (правая и левая стороны) ………………………………………………..

по 2

3

Протянуть тросы триммеров элеронов и отрегулировать управ-

ление элеронами, щитками и триммерами элеронов……………………………..

по 2

4-5

Смонтировать летнее шасси (правая и левая стороны)……………………..

1—2

Стенд № 3

Отрегулировать контакты подъема и спуска шасси (правая и

1

левая стороны) ………………………………………………………………………………….

3

Залить смесью гидравлическую систему шасси, продолжить

тормозную проводку по шасси и отрегулировать управление

3

4-5

шасси и тормозами…………………………………………………………………………….

Поставить обтекатели летнего шасси (правая и левая стороны)

‘ по 2

Стенд № 4

1

Сдать сигнализацию шасси контролю и представителю заказ-

1

чина……………………………………………………………………………………………

1

Сдать управление шасси, тормозами и щитками контролю и

|

3-^4

предъявить для осмотра представителю заказчика……………………….

2

Установить внутренний капот мотора (правая и левая стороны)

по 2

I_

Стыковка крыльев и регулировка самолета. Из монтажно-сборочного цеха при помощи мостового крана фюзеляж, состыкованный с центропланом и смонтированный, поступает на стыковочный стенд цеха окончательной сборки.

Стыковочный стенд имеет следующее оборудование:

1.Подъемник центроплана, обеспечивающий установку самолета в линию полета, для чего подъемник может перемещать центроплан по трем взаимноперпендикулярным направлениям.

2. Четыре контрольных стойки под нижние стаканы первого и второго лонжеронов центроплана. Стойки снабжены вертикальными указателями, а стойки первого лонжерона, помимо этого, еще гори­зонтальными указателями.

зводство самолетов—175—31

3. Фиксатор под одним из хвостовых шпангоутов фюзел; Фиксатор служит для ориентировки продольной оси самолета входит в специальный стаканчик, имеющийся в этом шпангоуте.

4. Два приспособления для установки отъемных частей крьілі Эти приспособления снабжены механизмом, дающим возможн перемещать крыло в трех взаимноперпендикулярных направлен и устанавливать отъемную часть крыла под требуемым установочні углом атаки, углом поперечного V и выносами, руководствуясь казаниями указателей контрольных стоек.

5. Две контрольных стойки под одну из концевых нервюр крылы Указатель контрольной концевой крыльевой стойки входит в п клепанный для этой цели стаканчик на пересечении этой конце нервюры с одним из лонжеронов и фиксирует эту точку однов менно в вертикальной и горизональной плоскостях, чем обеспе’ вается вынос и поперечное V крыла. Надлежащая величина устаї вочного угла атаки крыла обеспечивается тем, что стаканы отьемні части крыла входят в стаканы центроплана, уже установленного Пі требуемым установочным углом атаки.

6. Два специальных станка для развертывания стыковых отве стий отъемной части крыла и центроплана. Станок представляет меті лическую колонну с двумя столами, расположенными на разно высоте, для развертывания верхних и нижних отверстий. Сто. могут перемещаться в продольном направлении. На столах распі ложены электромоторы, вращающие штангу с универсальными ша нирами, на конце которой закрепляют развертку.

Центроплан с фюзеляжем устанавливают на подъемник, раси лагая центроплан так, чтобы указатели нижних стаканов переднего лонжерона находились на пуле шкалы. Затем с помощью подъемника, меняют установочный угол атаки центроплана так, чтобы указатели нижних стаканов второго лонжерона находились на нуле. Допуск при установке ±1,5 мм.

В действительности нижний стакан первого лонжерона на изве­стную величину h оказывается выше нижнего стакана второго лонже­рона, но это превышение учитывают соответствующим размещеним шкал указателей на контрольных стойках.

Теперь самолет установлен в линию полета, т. е. его продольная ось расположена горизонтально, и ее необходимо фиксировать по отношению К стенду В горизонтальной ПЛОСКОСТИ. Для ЭТОГО служит 1 стаканчик в одном из хвостовых шпангоутов и специальный фиксатор ] на стенде. Фиксатор должен входить в стаканчик.

После такой точной фиксации центроплана с фюзеляжем от­носительно стенда приступают к навешиванию отъемных частей крыла.

Отъемную часть крыла устанавливают на ложементы подъемного приспособления для отъемной части и при помощи механизмов этого приспособления стаканы лонжеронов отъемной части крыла вводят в стаканы лонжеронов центроплана. Этим путем выдерживают уста­новочный угол атаки.

Затем при помощи тех же механизмов стаканчик, находящийся в месте стыка одной из концевых нервюр с первым лонжероном отъемной части крыла, совмещают с указателями контрольной стойки отъемной части так, чтобы вертикальный и горизонтальный указатели стояли на нуле шкалы.

Теперь отъемная часть крыла установлена полностью, или, как говорят, отрегулирована, т. е. выдержаны: угол поперечного V, уста­новочный угол атаки и вынос крыла.

После этого переходят к чистовому развертыванию стыковых отверстий лонжерона отъемной части крыла и центроплана, пользуясь указанными выше двумя специальными станками, расположенными на стенде с обеих сторон фюзеляжа. Перед развертыванием в стыко­вые отверстия вводят бородки и по мере развертывания отверстий бородки выбивают, а в развернутые отверстия легкими ударами мо­лотка вводят конусные болты. Стыковку и развертывание ведут одно­временно с обеих сторон.

После окончания развертывания все стыковые болты выбивают, крылья расстыковывают, отводят их в стороны и очищают от опилок и масла стаканы лонжеронов, зачищают заусеницы и проверяют от­верстия нормальным конусным калибром, а также осматривают их.

Затем приступают к окончательной стыковке отъемных частей крыла с центропланом. Для этого стаканы лонжеронов покрывают техническим вазелином и путем забивания в стыковые отверстия мед­ных конусных бородков добиваются полного совпадения отверстий в стаканах лонжеронов отъемной части и центроплана. После этого медные бородки удаляют, а покрытые вазелином конусные болты вво­дят легкими ударами молотка в отверстия, на болты надевают шайбы, завинчивают доотказа гайки, просверливают отверстия в болтах и ставят шплинты. Места стыковки покрывают лаком, чтобы предохра­нить их от коррозии.

Описанный способ стыковки значительно производительнее и лучше, чем применявшийся ранее способ установки и регулировки крыльев с помощью нивелира, угломера или уровня, но его можно применять только в крупносерийном производстве.

Технологический процесс установки на са­молет убирающегося шасси (фиг. 366). Шасси состоит из амортизационной стойки с масляно-пневматическим амортизато­ром 7 и вилкой колеса, двух боковых подкосов 2 и 3, ломающегося подкоса из двух частей — верхней пирамиды 4 и нижней вилки 5, гидравлического подъемника 6 и полубаллонного колеса. Все узлы поступают окончательно обработанными, с начисто развернутыми отверстиями стыковки, обработанными торцевыми сопрягаемыми по­верхностями. Узлы подвески шасси на лонжеронах центроплана са­молета также окончательно обработаны и установлены в стапеле. Для стыковки шасси фюзеляж устанавливают на тележках или ко­зелках в линию полета в «высоком положении». Вначале стыкуют пирамиду 4 с узлами на втором лонжероне центроплана. Для этого два уха пирамиды совмещают с вильчатыми узлами центроплана и

d стыковые отверстия легкими ударами молотка вводят бород^ Затем поочередно бородки выбивают и на их место ставят стыков*

болты, предварительно смазанные техническим ] вазелином. На стыковые болты навинчивают ] корончатые гайки и в заранее просверленные отверстия вводят шплинты. Амортизацией-| ную стойку подают на сборку соединенной с двумя боковыми подкосами на специальной тележке. Верхнее стыковое отверстие аморти­зационной стойки совмещают с вильчатым узлом на первом лонжероне центроплана и в него при помощи молотка вводят медный бородок с незначительным конусом. После этого со­вмещают с узлами первого лонжерона верхние ушки боковых подкосов, в стыковые отвер­стия которых также вводят медные бородки. Добившись при помощи бородков совмещения отверстий ушков и вилок, поочередно выко­лачивают бородки и вводят вместо них стыко­вые болты, смазанные техническим вазелином, навинчивают корончатые гайки, вводят в заранее просверленные отверстия шплинты и разводят их. Подвесив амортизационную стойку и укрепив боковые подкосы, устанавливают гидравлический подъем­ник шасси. Совмещают ушко цилиндра подъемника с вилкой узла,

установленного на верхнем поясе второго лонжерона центроплана,, вводят в стыковые отверстия бородок, затем совмещают ушко штока с вильчатым узлом вилки и также вводят в стыковое отверстие бо­родок. После совмещения стыковых отверстий верхний бородок вы­колачивают и заменяют его болтом, смазанным техническим вазели­ном, навинчивают на болт гайку и шплинтуют ее. При помощи струн, натягиваемых между узлами 7—8 и 9—10, проверяют, находятся ли шарниры 7, 8, 10 и 11 в одной плоскости при крайнем нижнем поло­жении штока подъемника. Если это условие не выдержано, то доби­ваются совмещения шарнира с плоскостью 8—9—10, вынимая боро­док из отверстия ушка штока, ввинчивая или вывинчивая ушко штока. Совместив шарнир с плоскостью 8—9—10, совмещают при помощи бородка отверстие в ушке штока с отверстием вилки; выко­лотив бородок, вводят стыковой болт, смазанный техническим вазе­лином, навинчивают корончатую гайку и шплинтуют его. Установив шасси, переходят к проверочным операциям. Вновь проверяют при помощи струн совмещение точки 11 с плоскостью 8—9—10. Специаль­ным макетом со шкалой проверяют величину выноса шасси. Вынос шасси измеряется по оси колеса относительно оси первого лонже­рона. Допуск на вынос шасси обычно колеблется в пределах 30—40 мм, при этом разность выносов правого и левого шасси не должна пре­вышать 10—15 мм. Вручную поднимают шасси и проверяют кинема­тику уборки шасси и работу шарнирных соединений, опускают шасси в нижнее положение, проверяют суммарный люфт вращения вилки колеса относительно вертикальной оси. Допуск на вертикальный люфт принимается обычно не свыше 1°. Состыковав и проверив шасси, приступают к установке колес. Отвинчивают контровочную гайку на вилке колеса, снимают шайбу и вводят полубаллонное колесо в вилку. Совмещают отверстие во втулке колеса с отверстиями вилки и вво­дят ось колеса, предварительно смазанную техническим вазелином. Надевают шайбу и навинчивают контровочную гайку, которую, в свою очередь, контрят, отгибая шайбу. Затем ставят болты крепления тор­мозного диска колеса с вилкой колеса, завинчивают их и контрят проволокой. При выполнении стыковочных работ по шасси приме­няют инструменты: молоток, набор медных бородков, гаечные ключи, отвертку, специальный ключ для конгровой гайки оси колеса, пассатижи. После проведения этих операций приступают к монтажу гидравлической системы подъема шасси, тормозной системы и сигна­лизации шасси и проверке их работы.