СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. 3.1. Основные понятия

 

3.1.1. Авиационно-техническая база.

АТБ

Производственно-структурная служба эксплуатационного предприятия, осуществляющая техническое обслуживание авиационной техники, подготовку летательных аппаратов к полетам (к использованию по назначению) и имеющая для этих целей наземные сооружения, необходимое оборудова­ние и исполнителей

3.1.2. Руководство по технической эксплуатации.

РЭ

Документ, содержащий техническое описание и инструкцию по эксплуатации, куда включены все сведения, необходимые для правильной технической эксплуатации авиационной тех­ники и комплектующих изделий для нее

3.1.3. Регламент технического обслуживания. РО

3.1.4. Регламентная работа

Документ, устанавливающий режим технического обслужи­вания летательного аппарата данного типа Работа, предусмотренная регламентом технического обслу­живания

3.1.5. Технологическая карта тех­нического обслуживания

Документ, определяющий содержание и порядок выполнения работы по техническому обслуживанию, последовательность операций, технические требования, применяемые средства и необходимые трудовые затраты

3.1.6. Дополнительная работа

Работа не предусмотренная регламентом технического об­служивания и выполняемая по необходимости.

Примечание. Примерами дополнительных работ являются работы по ликвидации неисправностей, а также связан­ные с попаданием в отсеки агрессивных или ядовитых веществ, поражением коррозией деталей, узлов в труд­нодоступных местах, повреждением летательного аппа­рата вследствие перегрузок и т. д.

3.1.7. Карточка учета неисправно­сти авиационной техники.

КУН АТ

Эксплуатационный документ, регистрирующий выявляемые в полете и при техническом обслуживании отказы и неис­правности изделий авиационной техники и используемый для определения их надежности и проведения мероприятии по обеспечению безопасности полетов

3.1.8. Карта-наряд на техническое обслуживание

Организационный документ, содержащий задание на прове­дение формы технического обслуживания данного вида в соответствии с эксплуатационной документацией

3.1.9. Пооперационная ведомость на техническое обслуживание

Нормативный и организационный документ, содержащий объем и перечень работ, выполняемых на изделии авиацион­ной техники в определенной последовательности, целесооб­разной для данной авиационно-технической базы и изделия

3.1.10. Предполетный осмотр

Технический осмотр, проводимый экипажем летательного аппарата по проверке работоспособности и правильности функционирования изделий и систем в объеме требований «Руководства по летной эксплуатации».

Примечание. Технический осмотр по ГОСТ 16504-81.

 

 

Термин

Определение

3.1.11. Разовый осмотр

Технический осмотр совокупности однотипных изделий, проводимый по специальному указанию или бюллетеню.

Примечание. Специальное указание может быть обуслов­лено: появлением на каком-либо изделии дефекта, влияющего иа безопасность или регулярность полетов; необходимостью проверки комплектности ЗИП, борто­вой документации и т. д.

3.1.12. Инспекторский осмотр

Технический осмотр по определению технического состоя­ния летательных аппаратов, по проверке организации и каче­ства их технического обслуживания или выполнения дорабо­ток, по проверке состояния средств технического и наземно­го обслуживания и ведение эксплуатационной документации, проводимый в объеме и в сроки, устанавливаемые норматив­но-технической документацией или назначаемые по указа­нию

3.1.13. Контрольный осмотр

Технический осмотр летательного аппарата, проводимый после его восстановления (в случае повреждения), получения из ремонта, при продлении срока действия удостоверения о годности летательного аппарата к полетам, при продлении ресурса или списании.

Примечание. Разовый, инспекторский и контрольный ос­мотры относятся к специальным видам осмотров

3.2. Виды технического обслуживания *

3.2.1. Оперативное техническое

Техническое обслуживание, выполняемое перед вылетом и

обслуживание

после посадки летательного аппарата в целях обеспечения его готовности к полету или стоянке

3.2.2. Базовое техническое обслу-

Оперативное техническое обслуживание, выполняемое на

живание

аэродроме постоянного базирования летательного аппарата до и после выполнения рейса или задания

3.2.3. Транзитное техническое

Оперативное техническое обслуживание, выполняемое на

обслуживание

промежуточном аэродроме посадки летательного аппарата при выполнении рейса или задания, а также в конечном пункте перед обратным рейсом.

Примечание. Промежуточным аэродромом посадки может быть аэродром базирования летательного аппарата.

3.2.4. Техническое обслуживание в

Техническое обслуживание, выполняемое в специально

стационарных условиях

предназначенных местах, оборудованных специальными средствами технического обслуживания

’Термины видов технического обслуживания и ремонта по признакам применяемых методов следует образовывать в соответствии с терминами методов технического обслуживания н ремон­та, например, «Поэтапное периодическое техническое обслуживание», «Поэтапный капитальный

ремонт» и т. д.

Термин

Определение

3.2.5. Техническое обслуживание в полевых условиях

Техническое обслуживание, выполняемое на временном аэ­родроме или специально созданной опорной базе. Примечание. Примерами полевых условий являются места временного базирования летательного аппарата при вы­полнении авиационных химических работ в сельском хозяйстве, в местах работы геологических партий, экс­педиций и др.

3.2.6. Специальное техническое обслуживание

Внеплановое техническое обслуживание, выполняемое после полета в экстремальных условиях, когда внешние воздейст­вия превышали уровень, соответствующий нормальным ус­ловиям эксплуатации.

Примечание. Примерами экстремальных условий являются попадание летательного аппарата в пыльную бурю, град, грозу, в зону турбулентной атмосферы; грубая посадка, посадка до взлетно-посадочной полосы, посадка с мас­сой, превышающей посадочную

3.3. Методы технического обслуживания

3.3.1. Поэтапный метод техниче­ского обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором комплекс операций расчленяется на отдельные этапы и распределяется по видам меньшей трудоемкости с сохранением периодично­сти операций

3.3.2. Посистемный метод техни­ческого обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором его органи­зация и специализация исполнителей осуществляются по определенным функциональным системам летательного ап­парата

3.3.3. Зонный метод технического обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором его органи­зация и специализация исполнителей осуществляются по зонам конструкции летательного аппарата

3.3.4. Метод закрепленного техни­ческого обслуживания

3.3.5. Бригадный метод техниче­ского обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором исполните­ли выполняют техническое обслуживание только данного летательного аппарата

Метод технического обслуживания, при котором бригада исполнителей, специализирующихся по типам изделий или по операциям технического обслуживания, выполняет их на группе летательных аппаратов одного или нескольких типов

3.3.6. Одноразовый метод техни­ческого обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором весь объем заданной формы регламента выполняют в течение одного обслуживания до окончания всех регламентных и дополни­тельных работ

3.3.7. Кооперированный метод технического обслуживания

Метод, при котором операции технического обслуживания и доработки выполняются на нескольких типах летательных аппаратов разных авиационных предприятий одним специа­лизированным предприятием на основе их кооперирования и взаимодействия

Термин

Определение

3.3.8. Метод технического обслу­живания летным экипажем

Метод технического обслуживания, выполняемый летным экипажем при посадке на аэродром (или в гидроаэропорту), где не предусмотрен инженерно-технический состав, в объе­ме предполетного осмотра

4.1.1. Ремонтный завод

4. СИСТЕМА РЕМОНТА 4.1. Основные понятия

Самостоятельное предприятие, предназначенное для вы­полнения ремонта изделий авиационной техники, а также для выполнения доработок н переоборудования летатель­ного аппарата

4.1.2. Руководство по ремонту

Документ, содержащий общие указания по организации и технологии ремонта изделия для восстановления его ре­сурса (срока службы) или восстановления после повреж­дения (выхода из строя) составных частей изделия

4.1.3. Ремонтный фонд

Изделия, снятые с эксплуатации вследствие отработки ресурса (срюка службы), отказа, повреждения, по результа­там диагностирования, ремонт которых технически воз­можен и экономически целесообразен

4.1.4. План-графнк отхода авиа­ционной техники в ремонт

Документ, устанавливающий на основе перспективного плана налета авиационной техники последовательность (очередность) и сроки начала и окончания ремонта лета­тельных аппаратов, его двигателей и комплектующих из­делий, пригодных для ремонта

4.2.1. Аварийный ремонт лета­тельного аппарата

4.2. Виды ремонта

Внеплановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности составной части летательного аппарата после ее повреждения, вызванного внешними воздействиями, не предусмотренными в нормативно-технической документа­ции.

Примечание. Повреждение может быть вызвано полетом в экстремальных условиях, наездом на летательный ап­парат при стоянке, столкновением с препятствием илн другим летательным аппаратом при рулении и т. п.

4.2.2. Ремонт в стационарных условиях

Ремонт, выполняемый в специально предназначенных мес­тах, оборудованных стационарными средствами ремонта

4.2.3. Ремонт в полевых усло­виях.

Полевой ремонт

Ремонт, выполняемый вне завода.

Примечание. Примерами полевого ремонта являются ре­монт на месте вынужденной посадки летательного ап­парата вне аэродрома, в местах временного базирова­ния при выполнении авиационных химических работ в сельском хозяйстве, обслуживании экспедиций и т. п.

Термин

Определение

4.3. Методы ремонта

4.3.1. Поэтапный метод ремонта

Метод планового ремонта, при котором объем ремонта

изделия расчленяется на части и выполняется поэтапно, дополнительно к объемам определенных видов техниче­ского обслуживания

4.3.2. Поэтапно-блочный метод

Метод планового ремонта, при котором объем ремонта

ремонта

летательного аппарата расчленяется на части по системам, агрегатам, узлам или зонам конструкции и выполняется поэтапно, дополнительно к объемам определенных видов технического обслуживания

4.3.3. Стендовый метод ремонта

Метод ремонта, при котором весь комплекс операций вы­полняется на одном рабочем месте

4.3.4. Зонный метод ремонта

Метод ремонта, при котором организация всего объема ремонта летательного аппарата и специализация исполни­телей осуществляются по зонам конструкции

4.3.5. Индивидуальный метод

Метод ремонта, при котором один исполнитель выполняет

ремонта

все операции ремонта изделия

4.3.6. Кооперированный метод

Метод ремонта, при котором объем изделия авиационной

ремонта

техники выполняется кооперированными предприятиями на основе их взаимодействия

4.3.7. Бригадный метод ремонта

Метод ремонта изделия, выполняемого бригадой специа­лизирующихся по операциям исполнителей

5. ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

5.1. Показатель эффективности

Количественная характеристика эффективности системы

системы технического обслужи-

технического обслуживания и ремонта авиационной тех-

вания и ремонта авиационной

иики

техники

5.2. Наработка на иеисправ-

Отношение суммарной наработки изделия к математиче-

ность, выявленную в полете и на

скому ожиданию числа нарушений исправности его со-

земле

ставных частей, выявленных в полете и при всех видах технического обслуживания за определенное время экс-

плуатации

5.3. Средний процент задержан-

Отношение (в процентах) числа задержек вылетов сверх

ных вылетов из-за неисправно-

допустимого времени и отстранений воздушного судна от

сти техники

полета из-за неисправности к общему числу вылетов в рас­сматриваемый период эксплуатации

5.4. Средняя продолжительность

Отношение количества задержек отправлений самолетов в

задержки отправлений в рейс по

рейс по техническим причинам к общему количеству за-

техническим причинам

держек отправлений в рейс по тем же причинам

5.5. Удельная суммарная трудо-

Отношение суммарной трудоемкости технических обслу-

емкость технического обслужи-

живаний (ремонтов) за рассматриваемый этап эксплуата-

ван ия (ремонта)

ции к величине налета самолетов за этот же этап

5.6. Средняя стоимость восста-

Математическое ожидание стоимости восстановления ра-

новления

ботоспособного состояния

Термин

Определение

5.7. Удельная суммарная про­должительность технического обслуживания (ремонта)

Отношение суммарной продолжительности технических обслуживании (ремонтов) за рассматриваемый этап экс­плуатации к величине налетов самолетов за этот же этап

5.8. Удельная суммарная стои­мость технического обслужива­ния (ремонта)

Отношение суммарной стоимости технических обслужива­нии (ремонтов) за рассматриваемый этап эксплуатации к величине налета самолетов за этот же этап

5.9. Удельные суммарные мате­риальные затраты на техниче­ское обслуживание (ремонт)

Отношение суммарной стоимости запасных частей и мате­риалов для технических обслуживании (ремонтов) за рас­сматриваемый этап эксплуатации к величине налета само­лета за этот же этап

5.10. Средняя продолжитель­ность к-й формы технического обслуживания

Математическое ожидание продолжительности выполне­ния к-й формы технического обслуживания

5.11. Средняя продолжительность к-й плановой работы по ТО

Математическое ожидание времени выполнения к-й плано­вой работы по техническому обслуживанию

5.12. Коэффициент исправности парка воздушных судов

Отношение времени (количества часов или суток), в тече­ние которого (которых) воздушные суда данного типа на­ходились в исправном состоянии к общему фонду кален­дарного времени за отчетный период (сутки, месяц, квар­тал, год).

Примечание. Исправное состояние по ГОСТ 27.002-89.

5.13. Интенсивность использо­вания парка воздушных судов

Средний годовой налет часов на каждое воздушное судно данного типа