Диаграмма Рида поперечной остойчивости
Если углы крена превосходят 10—12°, то, как было сказано, при пользовании формулами (16) и (17) можно получить неверные результаты, так как они выведены из условия неизменного положения метацентра. В этом случае надлежит пользоваться обычным выражением момента.
Представим себе, что для целого ряда различных значений углов крена (10, 20, 30°) мы по формуле (16) вычислили каким — либо способом величину плеча восстанавливающей пары и, проведя две взаимно перпендикулярные оси Ох и Оу, называемые осями координат (ось Ох называется осью абсцисс, Оу — осью ординат), отложим на оси Ох, начиная от точки О, в некотором масштабе величины углов 10, 20, 30°, а на оси Оу — соответственно величины плеч восстанавливающей пары.
Зная, что углу 6° = 10° соответствует величина плеча 0,35, восставляем из точек А и Е перпендикуляры; пересечение их даст точку А’. Проделав такое построение и для других углов и получив целый ряд точек В’, О, соединяя их плавной кривой, получаем диаграмму Рида (рис. 16) для суждения об остойчивости корабля. _________________________
Если помножить плечо KL на постоянное число G, то получим момент восстанавливающей пары. От умножения переменного числа на постоянное характер кривой останется тот же, изменится только масштаб, поэтому на оси Оу наряду с масштабом плеч можно нанести и масштаб моментов и в дальнейшем оперировать уже с моментами.
С помощью диаграммы Рида имеется возможность непосредственно получить ответы на следующие вопросы при суждении об остойчивости корабля:
а) устойчивое ли это равновесие?
1Є
б) вернется ли корабль в прежнее положение после прекращения действия вызвавшей крен силы?
в) как велпк предельный угол крена, который можно сообщить кораблю, для того чтобы он не опрокинулся?
Пусть кренящий момент равняется величине т (рис. 16). Корабль будет находиться в равновесии при таком угле крена, когда кренящий момент будет равен восстанавливающему. Этот угол можно получить следующим образом: отложим на оси ординат величину кренящего момента т, но будем помнить, что
он по знаку (направлению действия) противоположен восстанавливающему моменту, и через полученную точку проведем линию, параллельную оси Ох, тогда точка пересечения горизонтали с кривой и даст искомые углы крена.
Таких точек пересечения получаем две: av соответствующую меньшему значению бД и а2 — большему углу 62°.
Допустим, что корабль получил угол крена Ь°, при котором по величине кренящий и восстанавливающий моменты равны и действие кренящего момента т прекратилось. По диаграмме мы видим, что на угле 0Х° остается восстанавливающий момент противоположного знака; под его воздействием корабль начнет уменьшать крен и возвратится в положение, определяемое углом 0Э=О°, т. е. в положение вертикального плавания. Отсюда делаем вывод, что корабль обладает остойчивостью.
Если взять положение а2, то при увеличении угла ОД видим, что восстанавливающий момент будет меньше кренящего и корабль в положении, соответствующем углу больше 0Д, не будет в состоянии равновесия, так как крен будет увеличиваться.
Следовательно, наибольший угол, до которого можно допускать крен под действием внешней силы, определится точкой касания к кривой, если касательная проведена параллельно оси. (На рис. 16 предельный угол крена равен приблизительно 30°.)
Остойчивость корабля при действии постоянного по величине кренящего момента, таким образом, определяется частью диаграммы, лежащей выше прямой ахаг, изображающей кренящий момент.
Величина начальной метацентрической высоты может быть определена при помощи диаграммы Рида следующим образом: из точки О (начала координат) проведем касательную к кривой, а на оси абсцисс отложим в принятом масштабе отрезок, равный 57°,3 (угол, соответствующий длине дуги, равной радиусу); восставленный перпендикуляр и будет соответствовать искомой величине (см. рис. 16).
Обычно начальная часть диаграммы на значительном протяжении сливается с касательной, проведенной через начало координат (примерно до 20°). До того угла, где кривая и касательная незначительно отличаются друг от друга, можно в кораблестроении с достаточной для практики точностью считать, что формула метацентрической остойчивости справедлива.