ЛА-17Р
Россия
Разведывательный БПЛА однократного использования Ла-17Р (ТБР-1, изделие 204) принадлежит к первому поколению беспилотных разведывательных летательных аппаратов. Его разработка началась в 1959 г. За основу была взята летающая мишень Ла-17М, созданная в 1953 г. На вооружение Ла-17Р был принят в 1962 г., испытания проводились на полигоне НИИ ВВС в Ахтубинске. Управление БПЛА в полете осуществлял автопилот по заранее введенной в него программе и по радиокомандам с наземной станции. На завершающем этапе полета маршевый двигатель выключался, и машина производила приземление на выбранный участок местности (луг, поле ит. п.). Для облегчения визуального контроля за посадкой в процессе снижения работал пиротехнический трассер, закрепленный на левой консоли крыла. Каких-либо систем приземления этот БПЛА не имел и производил посадку прямо на мотогондо-
М’ —
л’. Повторное применение самолета не предусматривалось. После модернизации была установлена парашютная система спасения.
В 1965 г. появилась на свет модифицированная версия Ла-17РМ. Работы по аппаратам семейства Ла-17 в ОКБ-301 продолжались до середины 60-х гг. и были прекращены в связи с переориентацией ОКБ на создание космических систем и передачей материалов по всем вариантам Ла-17 казанскому КБ СА, позднее переименованному в ОКБ «Сокол». Ла-17Р состоял на вооружении советских ВВС почти 20 лет. Его последние экземпляры были сняты с эксплуатации в начале 80-х гг. Комплекс под обозначением УР-1 поставлялся в Сирию. В конце 60-х гг. в КНР Ла-17М был скопирован и под обозначением СК-1 был принят на вооружение. Летающая мишень Ла-17М производилась на Смоленском авиационном заводе до начала 90-х гг. В 1985-1987 гг. Министерство обороны ежегодно закупало до 700 аппаратов. Они и сейчас используются для тренировки личного состава ПВО и ВВС.
Ла-17 создан по нормальной аэродинамической схеме и представляет собой цельнометаллический среднеплан с прямоугольными в плане крылом и оперением. Фюзеляж состоит из трех отсеков.
В носовом размещаются электрогенератор с приводом от небольшого двухлопастного вентилятора, вращаемого набегающим потоком воздуха, и разведывательная аппаратура.
Центральный отсек представляет собой топливный бак, в торцы которого встроены шарообразные воздушные баллоны.
— Я*
В хвостовом отсеке располагаются агрегаты электро — и радиооборудования и автопилот АП-118 (позднее АП-122).
Двигатель разметается в мотогондоле под центральным отсеком фюзеляжа. БПЛА оснащен маршевым двигателем РД-9БКР (упрощенный вариант двигателя РД-9Б без форсажной камеры). На модернизированном Ла-17РМ применяется более экономичный двигатель Р-1ІК-300. Кроме того, под крылом у бортов фюзеляжа смонтированы два пороховых ускорителя, которые после старта автоматически сбрасываются.
Для предполетной подготовки и запуска Ла-17Р используется буксируемая стартовая установка
|
Ж’ —
СУТР-1, созданная на базе лафета зенитного орудия С-60 (по другим источникам — КС-19). Позднее для тактических разведчиков Ла-17Р и Ла-17РМ была создана самоходная ПУ САТР-1 на базе автомобиля ЗиЛ-134К. Для обеспечения транспортировки беспилотного разведчика на самоходной ПУ проведена еще одна доработка — введено складное крыло. На БГІЛА установлена следующая разведывательная аппаратура: фотоаппарат АФА-40, АФА-20, БАФ-21 или АЩФА-5М; телекамера «Чибис»; аппаратура радиационной разведки «Сигма».
СК-1 китайского производства |
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Ла-17Р Ла-17РМ
Размах крыла, м…………………………………….. 7t50……….. 7 50
Длина, м…………………………………………………. 8,98………… 8,98
Высота, м…………………………………………… 2,982… 2 98
Масса. кг……………………………………………….. 3100…… 3100
Скорость максимальная, км/ч____ 750-900…………….. 900
Радиус действия, км……………………………….. 260…………. 400
Практический потолок, м………………………. 7000 _ 15 000
Минимальная высота полета, м……………….. 100…………. 600