ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА

1.Краткие сведения о схеме и конструкции вертолета

В

ертолет Ми-2 (рис. 1) построен по одновинтовой схеме с руле­вым (хвостовым) винтом (РВ), предназначенным для путевого управле­ния и уравновешивания реактивного момента несущего винта (НВ).

Конструктивно вертолет представляет собой клепаную, клеесварную цельнометаллическую конструкцию обтекаемой формы с двумя газотур­бинными двигателями ГТД-350 конструкции С. П. Изотова.

Вертолет МИ-2 является многоцелевым и выпускается в следующих вариантах:

транспортно-санитарном, предусматривающем перевозку четырех больных на носилках и одного сопровождающего медработника (санитарный вариант) и восьми человек или 700 кГ груза (транспорт­ный вариант). Кроме того, вертолет оборудован внешней грузовой под­веской, позволяющей перевозить грузы весом до 800 кГ, а также стрелой с лебедкой грузоподъемностью до 120 кГ, с помощью которой можно вы­полнять спасательные работы на режиме висения над землей или над водой;

пассажирском — для перевозки четырех-пяти пассажиров и бага­жа на расстояние до 280 км, для восьми пассажиров на расстояние до 190 км. Вертолет в пассажирском варианте имеет комфортабельную светлую кабину со звукоизоляцией, с мягкими сиденьями и другое бы­товое оборудование;

сельскохозяйственном — для выполнения работ в сельском хозяйстве по обработке с воздуха полей, садов и лесов жидкими или сыпучими химикатами широкого назначения;

учебно-тренировочном, отличающемся от транспортно-са­нитарного варианта тем, что в кабине устанавливается двойное (дуб­лированное) управление рулевым винтом (педали), циклическим шагом несущего винта (ручка циклического шага) и общим шагом несущего винта (ручка «шаг-газ»).

Для полетов на дальнее расстояние на вертолете устанавливаются два подвесных топливных бака, вес топлива в которых входит в полез­ную нагрузку. Такой вариант вертолета называется перегоночным:

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА

Рис. 1. Общий вид вертолета Ми-2

Переоборудование вертолета Мдг-2 из одного варианта в другой не требует большой затраты времени и может быть произведено в поле­вых условиях.

‘ Вертолет Ми-2 ростоит из следующих основных элементов: фюзеляжа с хвостовой и. концевой балками и управляемым стабилизатором, сило­вой (двигательной) установки, несущего и рулевого (хвостового) вин­тов, трансмиссии, системы управления, трехопорного шасси и предохра­нительной хвостовой опоры/аэронавигационного оборудования, электро­оборудования, радиооборудования и вспомогательного оборудования.

Фюзеляж вертолета Состоит из носовой и центральной части, хвостовой и концевой балок (рис. 2).

В носовой части фюзеляжа находится кабина пилота, в централь­ной*— грузопассажирская кабина. Вместе они составляют кабину вер­толета. Вход в кабину осуществляется через переднюю дверь, располо­женную справа в носовой части фюзеляжа, и заднюю дверь, располо­женную слева сзади центральной части фюзеляжа. Передняя дверь имеет механизм аварийного сброса и стопор замка, управляемый изнутри кабины. Задняя дверь имеет замок под ключ и, кроме того, — дополни­тельный замок, предназначенный для предупреждения случайного от­крывания двери в полете. Слева в носовой части фюзеляжа распола­гается сдвижной блистер, который также имеет механизм аварийного сброса на случай покидания вертолета в воздухе.

Внутри носовой части фюзеляжа слева располагается сиденье для пилота, а справа от него может устанавливаться съемное сиденье для непостоянного члена экипажа или пассажира. Здесь установлены при­борные доски, пульты управления, злектрощитки и командные рычаги управления.

В центре кабины на контейнере топливного бака установлен’диван с общей спинкой для шести пассажиров —три пассажира сидят по по­лету, три — против полета. Сзади справа у шпангоута № 9Ф устанавли­вается восьмое сиденье для пассажира, а в санитарном варианте — столик и сиденье для медработника.

За шпангоутом № 9 в обтекателе фюзеляжа образован радиоотсек, доступ в который осуществляется через дверцу в стенке этого шпангоу­та. Спереди в носовой части фюзеляжа имеется контейнер, закрываемый крышкой. В контейнере устанавливаются две аккумуляторные батареи 12-САМ-28.

Носовая часть фюзеляжа спереди, снизу и с боковых сторон имеет остекление, улучшающее обзор из кабины пилота.

Центральная часть фюзеляжа типа полумонокок выполнена из набо­ра шпангоутов, стрингеров, балок и работающей обшивки. Центральная часть фюзеляжа с обоих бортов имеет квадратные окна, одно из кото­рых установлено в задней входной двери.

Хвостовая балка типа полумонокок выполнена из каркаса и рабо­тающей обшивки. Присоединяется хвостовая балка к центральной час­ти фюзеляжа с помощью болтов. Над хвостовой балкой проходит хвос­товой вал трансмиссии, закрытый легкосъемным кожухом. Параллель­но валу проходят тросы управления рулевым винтом и стабилизатором! На балке устанавливаются стабилизатор, хвостовая опора и ацтенны радиостанций.

Концевая балка типа монокок присоединяется к промежуточному редуктору ПР-2, который в свою очередь присоединен к переходнику хвостовой балки. Соединение выполнено на болтах. На фланце кон­цевой балки установлен хвостовой редуктор ХР-2 со светосигнальным маяком и рулевым винтом.

Над кабиной вертолета расположены два газотурбинных двигателя ГТД-350, главный редуктор ВР-2, агрегаты гидравлической, противо­пожарной, противообледенительной, масляных систем и другое оборудо­вание. Такое расположение двигателей, систем и агрегатов позволило значительно увеличить объем грузопассажирской кабины.

На вертолете установлено трехопорное шасси, включающее две глав­ные (основные) ноги и переднюю ногу. Кроме того, имеется хвостовая опора. Ноги шасси и хвостовая опора не убираются в полете. Все ноги шасси и хвостовая опора имеют жидкостно-газовые амортизаторы. Амортизаторы главных ног имеют демпферы для предотвращения и га­шения колебаний типа земной резонанс. Колеса главных ног шасси имеют тормоза, управляемые от воздушной системы. Колеса передней ноги шасси — спаренные, ориентирующиеся при рулении. Хвостовая опора имеет сменную текстолитовую няту. Стойки главных ног шасси и хвостовая опора — пирамидального типа.

Трансмиссия вертолета предназначена для передачи мощности дви­гателей на несущий и рулевой винты с требуемым числом оборотов.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА

Рис. 2. Компоновочная схема вертолета Ми-2:

/ — аккумуляторный отсек; 2— переднее обогреваемое стекло; 3 — отсек двигателей; 4 — вентилятор­ная установка; 5 — главный редуктор; 6—автомат перекоса; 7 — несущий винт; 8 — кожух хвосто­вого вала трансмиссии; 9 — хвостовой вал г трансмиссии; 10 — промежуточный редуктор; 11 — руле­вой винт; 12 — хвостовой редуктор; 13 — концевая балка; 14 — стабилизатор; 15 — хвостовая опора; 16 — хвостовая балка; 17 — радиоотсек; 18 — заднее сиденье пассажира; 19 — ферма левой главной ноги шасси; 20 — диван пассажиров; 21 — сиденье пилота; 22 — передняя нога шасси

Трансмиссия состоит из трех (главного промежуточного и хвостового) редукторов, двух главных валов, вала хвостовой трансмиссии и тормо­за несущего винта. Главный редуктор ВР-2 установлен на плите над потолочной панелью кабины и обеспечивает понижение оборотов на не­сущий винт и передачу на хвостовой вал. На главном редукторе уста­новлен автомат перекоса, несущий винт, ‘вентиляторная установка, гид­роблок ГБ-2, генератор переменного тока ГО-16ПЧ8, авиационный компрессор АК-50М1Г, тормоз несущего винта, агрегаты зажигания и датчики.

Крутящий момент от двигателей к главному редуктору передается через главные валы. Главные валы имеют универсальные шарниры и скользящие шлицевые соединения, позволяющие компенсировать воз­можные угловые и линейные перемещения между двигателями и глав­ным редуктором.

Промежуточный редуктор ПР-2 изменяет только направление хвос­товой трансмиссии на угол 30° в соответствии с изгибом хвостовой бал­ки. Направление вращения и число оборотов в промежуточном редук­торе не изменяются.

Хвостовой редуктор, на ведомом валу которого установлен рулевой винт, обеспечивает изменение направления оси вала и необходимое понижение оборотов винта. Хвостовой редуктор имеет механизм изме­нения шага рулевого вшпа.

Хвостовой и концевой валы имеют универсальные шарниры и шли­цевые скользящие соединения для компенсации возможных перекосов и линейных перемещений при работе трансмиссии.

Несущий винт состоит из втулки и трех лопастей. Каждая лопасть присоединяется к втулке через три шарнира: горизонтальный, верти­кальный и осевой. На вертикальных шарнирах установлены гидравли­ческие демпферы.

Лопасти несущего винта — цельнометаллические, прямоугольной формы в плане. На лопастях установлены электронагревательные эле­менты, служащие для предупреждения и устранения обледенения лопас­тей в полете. Противообледенительные устройства лопастей питаются от генератора переменного тока через специальный токосъемник, уста­новленный на втулке несущего винта. Начало обледенения лопастей сигнализируется датчиком, установленным во входном патрубке венти­лятора, и система противообледенения включается автоматически, но может быть при необходимости включена пилотом вручную. Лопасть имеет визуальный сигнализатор давления воздуха в лонжероне.

Рулевой винт двухлопастный, толкающий, изменяемого шага. Он служит для уравновешивания реактивного момента несущего винта и для управления. Винт приводится во вращение через трансмиссию от двигателей через главный и промежуточный редуктор, а на режиме са- мовращения — через ту же трансмиссию от несущего винта. В этом случае рулевой винт становится тянущим.

Лопасти рулевого винта цельнометаллические, присоединяются к втулке посредством осевых шарниров и одного общего горизонтального шарнира. Лопасти рулевого винта имеют такое же противообледени — тельное устройство, как и лопасти несущего винта. Для подачи электри­ческого тока на противообледенительное, устройство лопастей рулевого винта на ХР-2 установлен свой токосъемник.

Управление вертолетом осуществляется путем изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения величины силы тяги рулевого винта. Кроме того, в систему управления вертолетом входит управляемый стабилизатор, связанный с системой управления общим шагом несущего винта.

В продольно-поперечное управление и управление общим шагом не­сущего винта включены гидроусилители, работающие от гидросистемы.

Гидроусилители работают по принципу следящей системы и восприни­мают на себя все нагрузки в управлении.

В систему продольного и поперечного управления также включены загрузочные механизмы, создающие необходимый градиент усилий на ручке циклического шага и позволяющие уравновешивать эти усилия на установившихся режимах полета.

Конструктивно управление вертолетом сведено к следующим орга­нам управления: ручке циклического шага (продольное и поперечное управление), ручке объединенного управления («шаг-газ» — стабилиза­тор), педалям путевого управления и электрическим переключателям управления загрузочными механизмами.

На вертолете установлены: противопожарная система двигателей и главного редуктора с первой автоматической очередью включения и двумя принудительными очередями включения; воздушная система для управления тормозами колес ног шасси и сельскохозяйственной аппара­турой; система отопления и вентиляции кабины; топливная система дви­гателей, основной мягкий бак которой размещается в отсеке пола кабины; две маслосистемы двигателей и внешняя маслосистема главно­го редуктора ВР-2.

Для обеспечения полета вертолета на дальние расстояния по бортам его устанавливаются два подвесных топливных бака.

В сельскохозяйственном варианте на вертолете по бортам фюзеляжа устанавливаются баки с патрубками для распыла порошкообразных хи­микатов или баки со штангами, оборудованными форсунками для раз­брызгивания жидких химикатов.

Оборудование вертолета разделяется на приборное оборудование, электрооборудование, радиооборудование и вспомогательное оборудо­вание.

Приборное оборудование состоит из группы аэронавигационных при­боров и группы приборов, контролирующих работу двигателей, транс­миссии, управления и систем. Все приборное оборудование расположено на приборной доске и верхних электропультах в кабине пилота.

Электрооборудование вертолета предназначено для освещения, сиг­нализации, дистанционного управления различными механизмами, а также для питания потребителей. Электрооборудование разделяется на систему постоянного тока и систему переменного тока.

Источниками питания постоянного тока являются два стартер-гене­ратора и две аккумуляторные батареи 12-САМ-28.

Источником переменного тока является однофазный генератор ГО-16ПЧ8.

На вертолете установлено следующее радиооборудование: команд­ная радиостанция Р-860; связная коротковолновая станция Р-842; ра­диокомпас АРК-9; радиовысотомер РВ-УМ; самолетное переговорное устройство СПУ-7; система опознавания — изделие 020м.

— Установленное электро-, радио — и приборное оборудование позволяет эксплуатировать вертолет в сложных метеорологических условиях как днем, так и ночью.