ОПТИМАЛЬНАЯ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ

Ограничение срока службы летательных аппаратов обусловли­вается не только материальным, ио и моральным износом. Это иа практике проявляется в том, что устаревшие типы летательных ап­паратов списывают с эксплуатации.

Оптимальная долговечность летательного аппарата определяет­ся экономически наивыгоднейшим сроком службы, ограниченным одновременно влиянием материального и морального износа. Опре­деление оптимальной долговечности летательного аппарата в такой постановке представляет собой сложную инженерную задачу. По­этому представляется целесообразным рассмотреть определение оптимальной долговечности летательного аппарата с учетом лишь материального износа.

Принципиальная сущность методики определения оптимального срока службы по материальному износу сводится к тому, чтобы за траты на использование летательного аппарата, куда входят затра­то

ты иа приобретение, эксплуата­ционные расходы, расходы на профилактическое обслуживание я капитальный ремонт за весь период эксплуатации, отнесенные к единице выполненной работы, обеспечить минимальными Об­щеизвестно, что себестоимость использования летательного ап­парата а изменяется во времени и зависит от срока его службы (рис. 2.12, кривая 4)

Подпись:Удельные амортизационные расходы иа восстановление с уве­личением срока службы летательного аппарата уменьшаются по гиперболическому закону (кривая /). Это объясняется тем, что сумма первоначальной стоимости летательного аппарата распре­деляется на все большее время его использования по прямому на­значению Сказанное справедливо лишь в том случае, если в рас­четах удельные амортизационные отчисления производятся для каждого конкретного срока службы.

С увеличением срока службы летательного аппарата возраста­ют удельные расходы на техническое обслуживание и капитальный ремонт (кривая 3). Существуют также другие статьи расходов, вхо­дящие в удельные эксплуатационные расходы (например, величина основной заработной платы), отнесенных к единице производствен­ной работы Этн расходы остаются практически постоянными (кривая 2).

Графическое суммирование кривых /—3 дает кривую 4. Как видно из графика, каждому сроку службы соответствует точка кри­вой 4, представляющая собой среднюю величину удельных рас­ходов.

Удельные расходы иа использование летательного аппарата из­меняются во времени. Так, в начальный период эксплуатации они уменьшаются, достигая минимума при <opt, далее они снова воз­растают.

Оптимальную долговечность можно найти не только графиче­ским способом, но и аналитическим.

Затраты на использование летательного аппарата в течение все­го ресурса складываются из разовых (приобретение летательного аппарата) с=А, пропорциональных времени использования Ci=Bt (сюда входят расходы на хранение, топливо, техническое обслужи­вание) и прогрессирующих c3=Dtn.

Следовательно, суммарные затраты определятся в следующем виде: C—c^c^c^A + Bt+Dt".

Если теперь разделить суммарные затраты С на время исполь­зования і, то получим среднее значение удельных расходов:

V==f+B+°r’ •

Подпись: s

Для определения оптимальной долговечности (opt необходимо найти минимум функции cya=f{t).

Для этой ЦСІИ, продифференцировав функцию сЇД=?(/) по вре­мени и приравняв нулю ее первую производную после преобразова­ний, получим.

ОПТИМАЛЬНАЯ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ(2 £3)

Это выражение и является аналитическим решением в общем виде задачи определения оптимальной долговечности летательного аппарата по материальному износу.