ОПТИМАЛЬНАЯ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Ограничение срока службы летательных аппаратов обусловливается не только материальным, ио и моральным износом. Это иа практике проявляется в том, что устаревшие типы летательных аппаратов списывают с эксплуатации.
Оптимальная долговечность летательного аппарата определяется экономически наивыгоднейшим сроком службы, ограниченным одновременно влиянием материального и морального износа. Определение оптимальной долговечности летательного аппарата в такой постановке представляет собой сложную инженерную задачу. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть определение оптимальной долговечности летательного аппарата с учетом лишь материального износа.
Принципиальная сущность методики определения оптимального срока службы по материальному износу сводится к тому, чтобы за траты на использование летательного аппарата, куда входят затрато
ты иа приобретение, эксплуатационные расходы, расходы на профилактическое обслуживание я капитальный ремонт за весь период эксплуатации, отнесенные к единице выполненной работы, обеспечить минимальными Общеизвестно, что себестоимость использования летательного аппарата а изменяется во времени и зависит от срока его службы (рис. 2.12, кривая 4)
Удельные амортизационные расходы иа восстановление с увеличением срока службы летательного аппарата уменьшаются по гиперболическому закону (кривая /). Это объясняется тем, что сумма первоначальной стоимости летательного аппарата распределяется на все большее время его использования по прямому назначению Сказанное справедливо лишь в том случае, если в расчетах удельные амортизационные отчисления производятся для каждого конкретного срока службы.
С увеличением срока службы летательного аппарата возрастают удельные расходы на техническое обслуживание и капитальный ремонт (кривая 3). Существуют также другие статьи расходов, входящие в удельные эксплуатационные расходы (например, величина основной заработной платы), отнесенных к единице производственной работы Этн расходы остаются практически постоянными (кривая 2).
Графическое суммирование кривых /—3 дает кривую 4. Как видно из графика, каждому сроку службы соответствует точка кривой 4, представляющая собой среднюю величину удельных расходов.
Удельные расходы иа использование летательного аппарата изменяются во времени. Так, в начальный период эксплуатации они уменьшаются, достигая минимума при <opt, далее они снова возрастают.
Оптимальную долговечность можно найти не только графическим способом, но и аналитическим.
Затраты на использование летательного аппарата в течение всего ресурса складываются из разовых (приобретение летательного аппарата) с=А, пропорциональных времени использования Ci=Bt (сюда входят расходы на хранение, топливо, техническое обслуживание) и прогрессирующих c3=Dtn.
Следовательно, суммарные затраты определятся в следующем виде: C—c^c^c^A + Bt+Dt".
Если теперь разделить суммарные затраты С на время использования і, то получим среднее значение удельных расходов:
V==f+B+°r’ •
Для определения оптимальной долговечности (opt необходимо найти минимум функции cya=f{t).
Для этой ЦСІИ, продифференцировав функцию сЇД=?(/) по времени и приравняв нулю ее первую производную после преобразований, получим.
(2 £3)
Это выражение и является аналитическим решением в общем виде задачи определения оптимальной долговечности летательного аппарата по материальному износу.