ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ НОРМИРОВАНИЯ

Номенклатура показателей. Ддя анализа и оценки технологич­ности необходимы количественные показатели, характеризующие конструкцию летательного аппарата в отношении выполнения тре­бований эксплуатационной технологичности К показателям предъ­являют следующие требования: максимальный учет факторов, оп­ределяющих эксплуатационную технологичность; возможность использования показателей при расчетах и нормирования показате­лей в технических требованиях на вновь создаваемые типы лета­тельных аппаратов и их агрегатов; удобство применения показате­лей на практике при оценке уровня эксплуатационной технологич­ности на этапах испытаний и эксплуатации; чувствительность к изменению факторов, влияющих иа уровень эксплуатационной тех­нологичности.

і

Полноту учета большого количества самых разнообразных фак­торов, определяющих эксплуатационную технологичность, трудно оценить каким-либо одним показателем Поэтому используют сово­купность показателей, состоящую из обобщенных (технико-эконо­мических) и единичных (технических) показателей. К числу основ­ных показателей относят.

удельные затраты времени па выполнение технического обслу­живания и ремонта А/ на I ч налета. Этот показатель характери­зует приспособленность летательного аппарата к проведению на нём профилактических мероприятий по техническому обслужива­нию п ремонту, определяемых характеристиками безотказностн;

среднее время устранения внезапных отказов в межпрофилак — тический период

интенсивность устранения отказов (восстановления) ц, харак­теризуемая числом выполняемых операций в единицу времени, вероятность устранения отказа (восстановления работоспособ­ности) летательного аппарата Pv{/^/s} за заданный интервал вре — мегш его стоянки Этот показатель представляет собой вероят­ность того, что случайное время t устранения отказа не превышает заданного времени 4- Он характеризует приспособленность лета­тельного аппарата к проведению текущего ремонта в межпрофи — лактнческнй период, связанного с обнаружением и устранением внезапных отказов при ограниченных затратах времени;

удельная трудоемкость технического обслуживания и ремонта Д’т (человеко-часов на I ч налета). Этот показатель характеризует велнччну трудоемкости, потребной для поддержания безотказно­сти работы летательного аппарата и всех его систем на заданном уровне,

удельная стоимость запасных частей я материалов при выполне­нии технического обслуживания и ремонта Кз (рублей на I ч нале­та) Этот показатель характеризует частоту сменяемости комплек­тующих изделий на летательном аппарате и стоимость их замен.

К единичным дополнительным относят показатели эксплуатаци­онной технологичности, характеризующие отдельные свойства кон­струкции летательного аппарата. Номенклатура их выбирается прежде всего с учетом конструктивно-производственных факторов: доступности, легкосъемностя, взаимозаменяемости, контролепри­годности, преемственности н др.

Подпись: /Нормирование показателей. Важным этапом обеспечения экс­плуатационной технологичности является нормирование ее показа­телей для задания в общих требованиях ма новые типы летатель­ных аппаратов.

При решении этой задачи следует исходить из общих тенденций изменения основных параметров, характеризующих эффективность процесса технической эксплуатации, а также достигнутого уровня эксплуатационной технологичности лучших образцов отечественных и зарубежных летательных аппаратов.

Удельные затраты времени на выполнение технического обслу­живания и ремонта К( с использованием приведенных в гл. I фор-

мул (1.6) и (17) можно пред­ставить через коэффициенты Лин и у:

Подпись: (3.1)Подпись:ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ НОРМИРОВАНИЯПодпись:к У О — Л„.„)

‘ Л„.„ (І + у) ‘

Увеличение коэффициента ис­пользования летательного аппа­рата по назначению X* н возмож­но при условии снижения удель­ных затрат времени на выполне­ние технического обслуживания и ремонта Kt (рис З 1)

При решении вопроса о нор­мировании таких показателей эксплуатационной технологично­сти, как удельная трудоемкость Кт и удельная стоимость запас­ных частей и материалов Кз, сле­дует исходить прежде всего из условия обеспечения требуемого уровня себестоимости перевозок 1 ткм, и, в частности, удельной стоимости технического обслужи­вания и ремонта летательного ап­парата Суд.

Подпись: Сделав допущения, что заданный темп снижения по годам сред-ней себестоимости перевозов 1 ткм идентичен темпам для разных групп летательных аппаратов, разделенных по массе конструкции, и что структурный состав парка летательных аппаратов в ближайшей перспективе будет оставаться неизменным, можно определить изменение нормативного значения себестоимости перевозок 1 ткм а по годам для летательных аппаратов разных групп (рис 3.2). Чтобы пользоваться приведенными кривыми для решения по-ставленной задачи, необходимо также знать длительность процесса создания нового типа летательного аппарата. Нормативное

При определении нормативно­го значения себестоимости 1 ткм для вновь создаваемого типа ле­тательного аппарата в качестве основных исходных данных ис­пользуются: заданный темп сни­жения средней себестоимости пе­ревозок 1 ткм по годам эксплуа­тации с учетом перспективы, за­висимость этой себестоимости от массы пустого летательного ап­парата гп и продолжительность создания летательного аппарата.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ НОРМИРОВАНИЯ
ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ НОРМИРОВАНИЯ

Рис 33 Зависимости значений удельной стоимости запасных частей и материа­лов Лз (о) и удельной производственной зарплаты Зуд (б) от удельной стоимо­сти технического обслуживания и ремонта Суя (А — Ил-18, ф —Ан-12: ■ ~

Tj -101 А-Ан-24)

значение себестоимости перевозок 1 ткм рекомендуется принимать по второму году после внедрения летательного аппарата в экс­плуатацию

Таким образом, определив нормативное значение себестоимости перевозок 1 ткм для интересующего нас типа летательного аппара­та и зная долю затрат в ней на техническое обслуживание и ре­монт, можно определить удельную стоимость СуД данного типа летательного аппарата в расчете на 1 ч налета или 1 ткм. Доля затра — на обслуживание и ремонт в себестоимости перевозок 1 ткм для основного парка летательных аппаратов в последние годы со­ставляет около 12%.

Б свою очередь, стоимость обслуживания и ремонта складыва­ется из различных видов затрат, в том числе производственной зар­платы (косвенно характеризующей трудоемкость обслуживания и ремонта) и затрат на запасные части и материалы. На основе об­работки статистических данных получены зависимости удельной стоимости запасных частей « материалов Кз и удельной производ­ственной зарплаты 3„, от удельной стоимости технического обслу­живания н ремонта летательного аппарата Суд в руб/ч налета (рнс 33)

Полученные статистические данные хорошо аппроксимируются линейными зависимостями вида

/С3=0,485СуД—4,896; Зу,=0,295СуП-1,156.

Зная удельную стоимость Суя для интересующего нас типа лета­тельного аппарата, с помощью приведенных зависимостей можно определить требуемые значения показателей Кз и К? (по данным

О Зуд)

Показатель эксплуатационной технологичности Ру(<о*3), ха­рактеризующий вероятность устранения отказа за заданное время тесно связан с проблемой обеспечения регулярности полетов.

Следовательно, при решении вопроса о нормировании данного по­казателя необходимо исходить из условия обеспечения своевре­менного вылета летательного аппарата после его кратковременно., стоянки в аэропорту с продолжительностью, не превышающей за данное время. Обеспечение требуемых значений Py(tt^ls) должно осуществляться за счет конструктивно-технологических мероприк ти”й по повышению эксплуатационной технологичности летательных аппаратов

Нормативные значения основных показателей в общих требова­ниях ни авиационную технику рекомендуется задавать в зависимо сти от некоторых основных характеристик летательных аппаратов, известных на рамних стадиях <пх создания. Такими характеристика­ми могут быть, масса конструкции, коммерческая загрузка, стои­мость нового летательного аппарата, его годовой палет, продол жительность стоянки между полетами и др.

На основе обобщения практики эксплуатации установлено, что удельные затраты временя на техническое обслуживание и ремонт Kt в ч/ч налета выражаются зависимостью от годового налета ле­тательного аппарата Тт• ЛГ,=—; 0,198.

Гг

Показатель удельной трудоемкости обслуживания и ремонта Кт в чел-ч/ч налета для летательного аппарата в целом удобно представить в виде

Л"т=2,8 4 0,165 гп,

где ш — масса пустого летательного аппарата, т.

Показатель удельной стоимости запасных частей и материалов Ка в руб/ч налета определяется в зависимости от стоимости нового летательного аппарата С„:

/С3=9,5- 10~6С„.

Приведенные эмпирические зависимости включены в общие’ требования к новым типам летательных аппаратов. Эти нормативы при оценке технологичности могут быть использованы в качестве эталонных.