ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ НОРМИРОВАНИЯ
Номенклатура показателей. Ддя анализа и оценки технологичности необходимы количественные показатели, характеризующие конструкцию летательного аппарата в отношении выполнения требований эксплуатационной технологичности К показателям предъявляют следующие требования: максимальный учет факторов, определяющих эксплуатационную технологичность; возможность использования показателей при расчетах и нормирования показателей в технических требованиях на вновь создаваемые типы летательных аппаратов и их агрегатов; удобство применения показателей на практике при оценке уровня эксплуатационной технологичности на этапах испытаний и эксплуатации; чувствительность к изменению факторов, влияющих иа уровень эксплуатационной технологичности.
і
Полноту учета большого количества самых разнообразных факторов, определяющих эксплуатационную технологичность, трудно оценить каким-либо одним показателем Поэтому используют совокупность показателей, состоящую из обобщенных (технико-экономических) и единичных (технических) показателей. К числу основных показателей относят.
удельные затраты времени па выполнение технического обслуживания и ремонта А/ на I ч налета. Этот показатель характеризует приспособленность летательного аппарата к проведению на нём профилактических мероприятий по техническому обслуживанию п ремонту, определяемых характеристиками безотказностн;
среднее время устранения внезапных отказов в межпрофилак — тический период
интенсивность устранения отказов (восстановления) ц, характеризуемая числом выполняемых операций в единицу времени, вероятность устранения отказа (восстановления работоспособности) летательного аппарата Pv{/^/s} за заданный интервал вре — мегш его стоянки Этот показатель представляет собой вероятность того, что случайное время t устранения отказа не превышает заданного времени 4- Он характеризует приспособленность летательного аппарата к проведению текущего ремонта в межпрофи — лактнческнй период, связанного с обнаружением и устранением внезапных отказов при ограниченных затратах времени;
удельная трудоемкость технического обслуживания и ремонта Д’т (человеко-часов на I ч налета). Этот показатель характеризует велнччну трудоемкости, потребной для поддержания безотказности работы летательного аппарата и всех его систем на заданном уровне,
удельная стоимость запасных частей я материалов при выполнении технического обслуживания и ремонта Кз (рублей на I ч налета) Этот показатель характеризует частоту сменяемости комплектующих изделий на летательном аппарате и стоимость их замен.
К единичным дополнительным относят показатели эксплуатационной технологичности, характеризующие отдельные свойства конструкции летательного аппарата. Номенклатура их выбирается прежде всего с учетом конструктивно-производственных факторов: доступности, легкосъемностя, взаимозаменяемости, контролепригодности, преемственности н др.
Нормирование показателей. Важным этапом обеспечения эксплуатационной технологичности является нормирование ее показателей для задания в общих требованиях ма новые типы летательных аппаратов.
При решении этой задачи следует исходить из общих тенденций изменения основных параметров, характеризующих эффективность процесса технической эксплуатации, а также достигнутого уровня эксплуатационной технологичности лучших образцов отечественных и зарубежных летательных аппаратов.
Удельные затраты времени на выполнение технического обслуживания и ремонта К( с использованием приведенных в гл. I фор-
мул (1.6) и (17) можно представить через коэффициенты Лин и у:
к У О — Л„.„)
‘ Л„.„ (І + у) ‘
Увеличение коэффициента использования летательного аппарата по назначению X* н возможно при условии снижения удельных затрат времени на выполнение технического обслуживания и ремонта Kt (рис З 1)
При решении вопроса о нормировании таких показателей эксплуатационной технологичности, как удельная трудоемкость Кт и удельная стоимость запасных частей и материалов Кз, следует исходить прежде всего из условия обеспечения требуемого уровня себестоимости перевозок 1 ткм, и, в частности, удельной стоимости технического обслуживания и ремонта летательного аппарата Суд.
При определении нормативного значения себестоимости 1 ткм для вновь создаваемого типа летательного аппарата в качестве основных исходных данных используются: заданный темп снижения средней себестоимости перевозок 1 ткм по годам эксплуатации с учетом перспективы, зависимость этой себестоимости от массы пустого летательного аппарата гп и продолжительность создания летательного аппарата.
Рис 33 Зависимости значений удельной стоимости запасных частей и материалов Лз (о) и удельной производственной зарплаты Зуд (б) от удельной стоимости технического обслуживания и ремонта Суя (А — Ил-18, ф —Ан-12: ■ ~
Tj -101 А-Ан-24)
значение себестоимости перевозок 1 ткм рекомендуется принимать по второму году после внедрения летательного аппарата в эксплуатацию
Таким образом, определив нормативное значение себестоимости перевозок 1 ткм для интересующего нас типа летательного аппарата и зная долю затрат в ней на техническое обслуживание и ремонт, можно определить удельную стоимость СуД данного типа летательного аппарата в расчете на 1 ч налета или 1 ткм. Доля затра — на обслуживание и ремонт в себестоимости перевозок 1 ткм для основного парка летательных аппаратов в последние годы составляет около 12%.
Б свою очередь, стоимость обслуживания и ремонта складывается из различных видов затрат, в том числе производственной зарплаты (косвенно характеризующей трудоемкость обслуживания и ремонта) и затрат на запасные части и материалы. На основе обработки статистических данных получены зависимости удельной стоимости запасных частей « материалов Кз и удельной производственной зарплаты 3„, от удельной стоимости технического обслуживания н ремонта летательного аппарата Суд в руб/ч налета (рнс 33)
Полученные статистические данные хорошо аппроксимируются линейными зависимостями вида
/С3=0,485СуД—4,896; Зу,=0,295СуП-1,156.
Зная удельную стоимость Суя для интересующего нас типа летательного аппарата, с помощью приведенных зависимостей можно определить требуемые значения показателей Кз и К? (по данным
О Зуд)
Показатель эксплуатационной технологичности Ру(<о*3), характеризующий вероятность устранения отказа за заданное время тесно связан с проблемой обеспечения регулярности полетов.
Следовательно, при решении вопроса о нормировании данного показателя необходимо исходить из условия обеспечения своевременного вылета летательного аппарата после его кратковременно., стоянки в аэропорту с продолжительностью, не превышающей за данное время. Обеспечение требуемых значений Py(tt^ls) должно осуществляться за счет конструктивно-технологических мероприк ти”й по повышению эксплуатационной технологичности летательных аппаратов
Нормативные значения основных показателей в общих требованиях ни авиационную технику рекомендуется задавать в зависимо сти от некоторых основных характеристик летательных аппаратов, известных на рамних стадиях <пх создания. Такими характеристиками могут быть, масса конструкции, коммерческая загрузка, стоимость нового летательного аппарата, его годовой палет, продол жительность стоянки между полетами и др.
На основе обобщения практики эксплуатации установлено, что удельные затраты временя на техническое обслуживание и ремонт Kt в ч/ч налета выражаются зависимостью от годового налета летательного аппарата Тт• ЛГ,=—; 0,198.
Гг
Показатель удельной трудоемкости обслуживания и ремонта Кт в чел-ч/ч налета для летательного аппарата в целом удобно представить в виде
Л"т=2,8 4 0,165 гп,
где ш — масса пустого летательного аппарата, т.
Показатель удельной стоимости запасных частей и материалов Ка в руб/ч налета определяется в зависимости от стоимости нового летательного аппарата С„:
/С3=9,5- 10~6С„.
Приведенные эмпирические зависимости включены в общие’ требования к новым типам летательных аппаратов. Эти нормативы при оценке технологичности могут быть использованы в качестве эталонных.