Ресурс (срок службы)

Учитывая особое место понятий «ресурс (срок службы)» в обеспечении и поддевании летной годности ВС дополнительно к стандартизованным их оп­ределениям необходимы следующие пояснения.

Для авиационной техники ГА в целях обеспечения безопасности, надежно­сти и эффективности эксплуатации могут задаваться:

■ ресурс (срок службы) до списания (технический);

■ назначенный ресурс (срок службы);

■ гарантийный ресурс (срок службы);

■ межремонтный (до 1-го ремонта) ресурс (срок службы),

■ далее при упоминании ресурса аналогичные требования и положения распространяются и на срок службы изделия.

Указанные виды ресурсов для различных изделий могут определяться и (или) устанавливаться в комплексе, раздельно или не устанавливаться совсем при эксплуатации по техническому состоянию.

Ресурс до списания задается для ВС в целом и основных комплектующих изделий исходя из требований экономичности при условии обеспечения безо­пасности эксплуатации. Ресурс до списания может отрабатываться поэтапно.

При поэтапной отработке ресурса до списания могут устанавливаться:

■ начальный назначенный ресурс;

■ назначенный ресурс.

Порядок обеспечения и отработки в эксплуатации ресурса до списания опре­деляется совместно разработчиком и заказчиком (эксплуатантом), отражается в технических условиях (ТУ) на ВС и комплектующие изделия и устанавливается договором на поставку ВС.

Гарантийный ресурс изделия определяет период действия гарантийных обя­зательств изготовителя (исполнителя работ) и должен обеспечивать соответст­вие качества поставляемой продукции (проводимых работ) установленным в договоре на поставку (выполнение работ) или эксплуатационной документации требованиям. В пределах гарантийного ресурса, как правило, должны устранять без дополнительной оплаты эксплуатантом отказы изделия или заменяться не­качественные изделия (повторно выполняться работы) при соблюдении экс­плуатантом (заказчиком) условий эксплуатации, хранения, транспортирования и установки изделия, определенных ТУ на ВС и КИ (договором на выполнение работ).

Гарантийные ресурсы (сроки службы), устанавливаемые изготовителями ВС и КИ, как правило, охватывают заданный период наработки (календарный срок) с начала эксплуатации ВС в целом и КИ.

Срок хранения изделия с момента изготовления до начала эксплуатации мо­жет входить в гарантийный срок службы, что должно быть отражено в эксплуа­тационной документации на изделие и ТУ на ВС.

Гарантийные ресурсы, устанавливаемые исполнителем восстановительных работ для ВС и основных изделий, охватывают заданный период эксплуатации ВС в целом и (или) комплектующих изделий после выполнения этих работ.

Межремонтный ресурс изделия определяется условиями обеспечения на­дежности и экономичности эксплуатации парка изделий данного типа и уста­навливает ограничение по применению этих изделий, независимо от их факти­ческого технического состояния.

Первый ремонт выполняется при наработке изделий с начала эксплуатации, равной ресурсу до первого ремонта, далее могут устанавливаться межремонтные ресурсы до отработки ресурса до списания.

Межремонтные (до 1-го ремонта) ресурсы могут устанавливаться для ВС в целом и отдельных изделий. Величина межремонтных ресурсов определяется разработчиками ВС и изделий из условий обеспечения ресурса до списания ВС или изделия или устанавливается эксплуатантом и исполнителем работ (ремон­та), исходя из технического состояния изделий, технологий и организации вы­полнения работ при условии обеспечения безопасности, экономичности и эф­фективности эксплуатации данного типа изделий и (или) ВС в целом.

Общие принципы формирования системы ресурсов авиационной техники понимаются следующим образом.

Ресурс до списания является технико-экономической характеристикой со­вершенства изделия авиационной техники и представляет ожидаемый предел экономически эффективного использования изделия по назначению в реальных условиях эксплуатации, который технически заложен в конструкцию при проек­тировании и может быть достигнут и даже превзойден в процессе эксплуатации после проведения комплекса работ по обеспечению безопасности и надежности эксплуатации, подтверждения соответствия установленным требованиям и оп­ределения условий обеспечения выполнения этих требований. Поэтому ресурс до списания задается, а условия его подтверждения (или не подтверждения) ре­гулируются экономическими и техническими взаимоотношениями разработчи­ка, изготовителя и эксплуатанта, устанавливаемыми на основе договорных от­ношений в соответствии с действующими законами и нормативными докумен­тами.

Обеспечение и подтверждение части заданного ресурса до списания реали­зуется, при необходимости, установлением назначенного (начального назначен­ного) ресурса изделиям авиационной техники, которое производится после вы­полнения комплекса ресурсных работ, обосновывающих безопасную и надеж­ную эксплуатацию изделий в установленных пределах наработки (срока служ­бы) с определением всех необходимых, с позиций безопасности и надежности, условий и ограничений на процессы летной и технической эксплуатации. Прак­тически может быть подтверждена как возможность эксплуатации изделия сверх первоначально заданного ресурса до списания, так и невозможность его дости­жения.

В перечень условий и ограничений, обеспечивающих возможность эксплуа­тации изделия в пределах назначенного ресурса, как правило, включаются кон­трольно-восстановительные работы (КВР) по контролю технического состояния, ремонту или замене элементов (деталей, узлов, блоков) изделия, которые долж­ны быть выполнены на различных этапах отработки назначенного ресурса. По общности технологических или организационных условий выполнения эти ра­боты группируются в комплексы, выполняемые через заданные интервалы нара­ботки ВС в целом, часто с использованием специального оснащения, оборудо­вания, документации и специалистов. При этом может быть организационно и экономически целесообразно выполнять КВР на специализированных предпри­ятиях, которые осуществляют их качественно, с оказанием дополнительных ус­луг (таких как восстановление внешнего вида, соответствия нормам техниче­ских параметров и др.), не связанных непосредственно с безопасностью экс­плуатации ВС в целом. В этом случае периодичность выполнения КВР может устанавливаться как межремонтный ресурс в целом для ВС, так и отдельным его изделиям, что закрепляет организационное оформление условий выполнения комплексов КВР на специализированном предприятии или в подразделении экс­плуатанта. Таким образом, межремонтный ресурс устанавливает не технические, а организационные формы выполнения условий отработки ресурса до списания (назначенного ресурса), связанные с восстановлением технического состояния изделия авиационной техники, и не является обязательным к назначению.

Ресурс до списания (назначенный) также может не устанавливаться для ВС в целом, а определяется экономической целесообразностью восстановления лет­ной годности ВС и условиями ее поддержания на рассматриваемом интервале (этапе) эксплуатации ВС.

Условия обеспечения летной годности ВС устанавливает изготовитель, раз­работчик и реализует эксплуатант, который определяет для себя экономическую целесообразность проведения работ по обеспечению летной годности ВС при отработке назначенного ресурса с целью продолжения дальнейшей эксплуата­ции ВС. При экономической нецелесообразности выполнения работ по поддер­жанию летной годности ВС (большой объем доработок и т. д.) эксплуатант мо­жет прекратить дальнейшую эксплуатацию экземпляра ВС, хотя технические качества ВС могут обеспечивать его дальнейшую эксплуатацию на уровне установленных требований, но с большими затратами средств, труда или вре­мени.

Изложенные выше термины, определения и пояснения к ним положены в ос­нову систем ТОиР ВС гражданской авиации России.