Девиация и принцип ее списывания

Чувствительный элемент магнитного компаса определяет курс вертолета не от магнитного меридиана, а от направления резуль­тирующей ЯР, образующейся в результате сложения горизонталь­ных составляющих магнитного поля Земли Я и магнитного поля вертолета Я в. Собственное магнитное поле вертолета создается ферромагнитными массами вертолета и его работающим электро — и радиооборудованием.

Ферромагнитные массы по магнитным свойствам можно услов­но разделить на твердое и мягкое железо. Твердое железо дли­тельное время сохраняет полученную намагниченность и создает
постоянное магнитное поле вертолета, не зависящее от курса вертолета. Мягкое железо не имеет остаточного магнетизма. Оно намагничивается пропорционально напряженности магнитного поля. Магнитное поле мягкого железа меняет свою полярность и напряженность при разворотах вертолета.

Подпись: Рис. 2.14. Магнитные силы, дей-ствующие на компас Результирующее магнитное поле Нв, действующее на чув­ствительный элемент компаса, можно_ предста^ить_ как сумму сил Я, А’у В С’, 25′, Ег

(рис. 2.14).

Сила Н — горизонтальная со­ставляющая магнитного поля Земли, направлена по магнитно­му меридиану и девиации не соз­дает.

Подпись:   Сила А’ создается мягким же­лезом, направлена перпендику­лярно к магнитному меридиану и вызывает постоянную девиа­цию (риа 2.15, а).

Сила В’ создается твердым железом, направлена по про­дольной оси вертолета и вызывает полукруговую девиацию (рис. 2.15^6).

Подпись: Рис. 2.15. Характер девиации, вызываемой силами А БС', D'y Е'

Сила С’ создается также твердым железом, направлена под углом 90° к силе В Создает тоже полукруговую девиацию (рис. 2.15, в).

Сила D’ создается мягким железом. Она направлена относи­тельно магнитного меридиана под углом двойного магнитного кур­са вертолета и вызывает четвертную девиацию (рис. 2.15, г).

Сила Е’ создается также мягким железом, направлена пер­пендикулярно к силе D’ и вызывает четвертную девиацию (рис. 2.15, <?).

Суммарная девиация, вызываемая действием всех названных сил, выражается следующей приближенной формулой:

Дк=А + В sin МК+ С cos МК+D sin 2МК + Е cos 2МК, (2.6)

где А, В, С, D, Е — приближенные коэффициенты, характеризую­щие величину девиации, создаваемой соответствующими силами. Численно каждый из них равен максимальной девиации в граду­сах, создаваемой соответствующими силами.

Для повышения точности определения курса по компасу необ­ходимо периодически определять и устранять девиацию, т. е. вы­полнять девиациониые работы.

Для определения и устранения постоянной девиации вертолет последовательно устанавливается на компасные курсы, кратные 45°: 0,45, 90, 135° и т. д. На этих курсах с помощью девиационного пеленгатора или теодолита с магнитной буссолью определяется магнитный курс вертолета и величина девиации по формуле Ак = МК —КК.

Определение фактического магнитного курса может выпол­няться пеленгацией продольной оси вертолета и по курсовым уг­лам пеленгуемых ориентиров (КУО) с использованием зависимо­сти МК = МПО —КУО.

Для определения девиации компасный курс на КС «Гребень» отсчитывается по указателю контрольно-проверочной аппаратуры (КПА), на КС ГМК-1А — по указателю на коррекционном меха­низме.

Приближенные коэффициенты девиации рассчитываются по формулам:

Подпись: А =Ак0 + Ак4б АК90 + Ак, Я5 + Ак,80 4- ДК22б Ч — АК;70 + АКз1б ^ 8

Д — Д

D_ К90 К270 .

2

Подпись: (2.7)г___ АК0 ~ Ак, ео .

Г) АК,-. ^ Ак» Ак31, .

4

р __ ДК„ ~ АКВ0 + АК18о ~ Ак.,0

Постоянная девиация (установочная ошибка) устраняется раз­воротом индукционного датчика на величину А (по ходу часовой

стрелки при положительном значении А, против хода часовой стрелки при отрицательном).

Устранение полукруговой девиации производится на компас­ных курсах 0 и 90°. После установки вертолета на компасный курс 0° винтами С и Ю компенсатора девиации на коррекционном ме­ханизме КС «Гребень-1» (винтом С — Ю девиационного прибора) доводятся показания указателя до ККиспр = ККнач — С, где ККнач — показания указателя до компенсации.

На компасном курсе 90° аналогичным образом компенсирует­ся коэффициент В с использованием регулировочных винтов В и 3 компенсатора девиации (винта В — 3 девиационного прибора). Показания указателя курса доводятся до значения ККиспр= = ККнач — в.

Для устранения девиации на КС «Гребень-1» со знаком плюс пользуются винтами Ю и В, со знаком минус — винтами С и 3.

Четвертная (остаточная) девиация определяется и компенси­руется на 24 курсах, кратных 15°. Устранение четвертной девиа­ции осуществляется лекальным устройством коррекционного ме­ханизма, имеющим 24 регулировочных винта. Вращением соот­ветствующего курсу регулировочного винта показания указателя курса доводятся до значений фактического магнитного курса.

Девиационные работы на совмещенных компасах заключаются в компенсации полукруговой и установочной ошибки и составле­нии графика остаточной девиации.

Для определения и компенсации полукруговой девиации вер­толет устанавливается последовательно на магнитные курсы 0, 90, 180, 270° с точностью до ±2°. На курсе 0° вращением винта С — Ю девиационного прибора показания совмещенного магнитного компаса доводятся до значения фактического магнитного курса, на курсе 90° вращением винта 3 — В девиационного прибора по­казания компаса также доводятся до фактического магнитного курса. На курсах 180 и 270° девиация доводится соответствующи­ми винтами до половинного значения.

Девиация и принцип ее списывания Подпись: (2.8)

Установочная ошибка компенсируется поворотом корпуса сов­мещенного магнитного компаса на величину

где Дк180 и Дк270 — исправленные девиации на курсе 180 и 270°.

Остаточная девиация определяется при установке вертолета на курсы, кратные 15°.

Полученные значения наносятся на бланк и осредняются плав­ной кривой (рис. 2-16), являющейся графиком остаточной де­виации.

Девиационные работы на магнитных компасах и курсовых си­стемах выполняются в соответствии с инструкцией при работаю­щих двигателях и включенном электрорадиооборудовании. Они выполняются одновременно на всех компасах под руководством

Девиация и принцип ее списывания

штурмана подразделения при участии экипажа и специалиста ин­женерно-авиационной службы. Результаты девиационных работ заносятся в протокол, который хранится в формуляре вертолета.