Путевая устойчивость и управляемость

Путевой устойчивостью называется способность верто­лета самостоятельно восстанавливать нарушенное путевое равновесие после прекращения действия возмущающей силы.

У вертолета соосной схемы путевая устойчивость обес­печивается в основном вертикальным оперением. Для по­вышения эффективности вертикального оперения при воз­никновении скольжения, а следовательно и повышения пу­тевой устойчивости, оперение выполнено двухкилевым. Кили развернуты внутрь на 12,5° и снабжены неуправля­емыми предкрылками (рис. 5.13).

На режимах набора высоты, горизонтального полета и планирования на режиме минимальной мощности на ско­ростях КПр=230—250 км/ч вертолет обладает путевой ста­тической устойчивостью при скольжении. С уменьшением скорости путевая статическая устойчивость по углу сколь­жения уменьшается и на 1/лр=140 км/ч при правых сколь­жениях с р=4—5° вертолет становится нейтральным, а при углах р>10° появляется статическая путевая неустой­чивость (рис. 5.14). Указанная особенность существенного влияния на пилотирование вертолета не оказывает. Путе­вая управляемость во всем диапазоне приемлема.

На режиме самовращения при скорости Улр<70— 80 км/ч эффективность путевого управления заметно сни­жается из-за уменьшения эффективности вертикального оперения и обратного действия реактивных моментов. Выполнять довороты необходимо координированно, а по­садку— против ветра. На режиме висении минимальный запас путевого управления появляется при предельно до­пустимом боковом ветре 10 м/с слева и равен 18,3%.

Изменение высоты полета от 0 до практического по­толка не вызывает заметного изменения в характеристиках устойчивости вертолета. При полете на высотах, близких к практическому потолку, отмечается свойственное всем вертолетам увеличение инертности вертолета при реаги­ровании на отклонение рычагов управления.

По характеристике динамической устойчивости мате­риалы испытаний показывают, что ‘в полете без автопило­та вертолет в возмущенном движении с освобожденным управлением имеет в продольном отношении слабовыра — женную (близкую к нейтральности) колебательно-апери­одическую неустойчивость, в боковом — колебательную не-

устойчивость, которая с увеличением скорости уменьшает­ся и на Уцр=250 км/ч близка к нейтральности.

Рис. 5.14. Отклонение педалей в зависимости от скорости по­лета и угла скольжения