Высота полета, методы ее измерения
Высота полета Я— расстояние по вертикали от уровня, принятого за начало отсчета, до нижней точки вертолета. Она измеряется в метрах с помощью радио — и барометрических высотомеров. Ориентируясь по их показаниям, строят и выдерживают заданный профиль полета. Высота является одним из основных параметров навигационного режима полета и одним из тактических элементов вертолетной авиации.
Рис. 3.9. Классификация высот и полетов: а — высот по уровню отсчета; б — полетов по высоте |
В зависимости от уровня начала отсчета различают следующие высоты полета (рис. 3.9, а):
— истинную Яист, отсчитываемую от точки местности, над которой находится вертолет в данный момент;
— абсолютную Яабс> отсчитываемую от уровня моря;
— барометрическую Ябар, отсчитываемую от изобарической поверхности атмосферного давления, установленного на барометрическом высотЬмере. Эта высота может быть: относительной Яотн, если она отсчитывается от давления аэродрома; приведенной Ядрив, если она отсчитывается от уровня минимального давления по маршруту, приведенного к уровню моря; высотой эшелона Яэш, если она отсчитывается от условной поверхности с атмосферным давлением 760 мм рт. ст. (1013,2 мбар).
По значениям высот над рельефом местности или водной поверхностью полеты подразделяются на следующие (рис. 3.9,6):
— на предельно малых высотах — от 15—30 м до 200 м;
— на малых высотах — от 200 м до 1000 м;
— на средних высотах — от 1000 м до 4000 м;
— на больших высотах — от 4000 м до 12 000 м;
— на полеты в стратосфере — выше 12 000 м.
Несмотря на то что высоту измеряют от нескольких уровней, а полеты выполняют на высотах от 15—30 м и более, безопасность полетов по высоте обеспечивается строгим выполнением правил использования уровней атмосферного давления, от которых она измеряется, непрерывным контролем за ее выдерживанием. Вертолет, находящийся в точке А (рис. 3.9), может иметь различные численные значения и наименования высот. Все их надо знать, уметь переходить от одной высоты к другой и использовать в полете.
При постановке задачи на полет задается, как правило, относительная высота, а для пуска ракет и бомбометания — истинная. Знание высот #прИВ и Яотн позволяет выдерживать установленный профиль полета, выполнять заход на посадку, обеспечивая безопасность от столкновения воздушных судов в воздухе. Знание истинной высоты необходимо для обеспечения от столкновения с земной поверхностью и препятствиями на ней, выполнения пуска ракет и бомбометания, определения навигационных элементов при использовании оптического визира.^ Она измеряется радиовысотомером или определяется расчетом.
Основными методами измерения высоты являются радиотехнический и барометрический.
Радиотехнический метод, применяемый в радиовысотомерах, основан на использовании свойств электромагнитной энергии распространяться с постоянной скоростью (с) и способности отражаться от земной поверхности. Измеряется время (‘/) от момента излучения прямого сигнала до прихода отраженного, что позво- лет определить истинную высоту полета #ист = ^/2.
При включенном приборе ее значение в метрах отсчитывается на индикаторе. На вертолетах устанавливаются радиовысотомеры (РВ) малых высот, измеряющие высоту полета вблизи земли с точностью 1—2 м. Они имеют световую и звуковую сигнализацию об опасном приближении к земной поверхности. Установив значение опасной высоты, летчик при снижении получит информацию о выходе вертолета на эту высоту. РВ используются для контроля за истинной высотой полета. В автоматизированных системах управления они применяются как датчики высоты.
Барометрический метод измерения высоты основан на измерении атмосферного давления, убывающего с высотой. Метод используется в барометрических высотомерах (рис. 3.10), в которых вместо шкалы давления установлена шкала высоты. Корпус высотомера через статический трубопровод и приемник воздушного давления сообщен с окружающей вертолет атмосферой. При изме-
нении высоты статическое давление рн изменяется, происходит деформация анероидов, что на индикаторной части выражается изменением положения стрелок, указывающих по шкале высоту в метрах. Начальное давление р0, от которого идет отсчет высоты, устанавливается на высотомере летчиком. Передаточно-множительный механизм для высот от 0 до 11 000 м решает формулу
Я = RГСр In (Ро/рн), (3.7)
где R — удельная постоянная воздуха;
Тср — средняя абсолютная температура воздуха в слое измеряемой высоты;
Ро, Рн — атмосферное давление начальное и в слое полета вертолета.
Рис. 3.10. Схема барометрического высотомера: / — шкала высоты; 2 — стрелка, указывающая высоту полета; 3 — статический трубопровод; 4 — шкала давлений; 5 — индекс отсчета давления; 6 — блок анероидов; 7 — кремальера механизма установки давления; 8 — корпус |
Из формулы (3.7) видно, что для определения высоты барометрическим методом необходимо измерять среднюю абсолютную температуру слоя воздуха от земли до высоты полета: Тср=(Т0 + + ТН)/2, атмосферное давление у земли и на высоте полета. Но высотомером учитываются лишь фактические давления р0 и ря, а температура воздуха учитывается при тарировке шкалы для стандартных условий (Г0 = 288 К, /Гр=0,0065°/М)> т. е. в механизме прибора учет температуры воздуха осуществляется по температуре у земли и вертикальному градиенту температуры ТН=Т0 — tTVH. Это, естественно, приводит к методическим погрешностям в измерении высоты.