КОНСТРУКЦИЯ ВЕРТОЛЕТА

Глава 8
ФЮЗЕЛЯЖ

Фюзеляж служит для размещения экипажа, грузов, обо­рудования, агрегатов и систем вертолета и является свя­зывающим звеном всей конструкции, воспринимающим как распределенные, так и сосредоточенные нагрузки.

Фюзеляж представляет собой цельнометаллический по — лумонокок балочно-стрингерного типа. Он состоит из пе­редней и хвостовой частей, хвостового оперения и гондолы двигателей.

§ 1. ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА

Передняя часть фюзеляжа конструктивно состоит из каркаса, обшивки, остекления, дверных проемов и люков. Силовой каркас включает в себя:

— поперечный набор;

— продольный набор;

— окантовки люков, дверных и оконных проемов;

— полы кабины экипажа и грузовой кабины.

Поперечный набор состоит из двадцати шпангоутов,

пять из них (4, 7, 9, 10а и 16)—силовые, имеющие узлы для восприятия сосредоточенных нагрузок.

Продольный набор состоит (рис. 8.1) из двух лонжеро­нов /, двух верхних силовых балок 2, двух нижних про­дольных балок 5, набора стрингеров 3 и местных продоль­ных профилей и балочек. Лонжероны и балки связывают между собой шпангоуты каркаса в единую систему. Стрин­геры служат для подкрепления обшивки.

Верхние силовые балки воспринимают нагрузку от си­ловой установки. Они имеют узлы крепления двигателей, площадки узлов крепления редуктора, кронштейны креп­ления прибора 10. Нижние продольные балки несут узлы крепления балочных и кассетных держателей, а также на­правляющие для загрузки бомбоотсека.

Окантовки дверных проемов и люков компенсируют вырезы в фюзеляже.

Передняя часть Хвостовая часть

Пол кабины экипажа 7 выполнен из дюралюминиевых листов и трехслойных панелей с сотовым заполнителем. На нем крепятся кресла летчика и штурмана, каркас нейт­рального пульта, площадки под педали и ручки управле­ния.

Пол грузовой кабины 6 от бортов фюзеляжа до про­дольных балок выполнен из восьми отдельных трехслойных панелей, а между продольными балками — из листового дюралюминия с четырьмя люками доступа в бомбоотсек. На полу крепятся кресло штурмапа-опсратора, узлы креп­ления оборудования, лебедки ІЗЛ-47, приспособления для подъема в бомбоотсек средств поиска и поражения.

Передняя часть фюзеляжа по целевому признаку разде­ляется на следующие отсеки: кабину экипажа, грузовую кабину, контейнеры топливных баков и бомбоотсек.

Кабина экипажа расположена между шп. 1—4а, она имеет левую и правую (более широкую) сдвижные назад двери, фиксируемые в различных положениях. Левая дверь может быть заперта снаружи ключом, правая — с помощью флажка только изнутри. Для аварийного сброса левой две­ри имеется ручка, расположенная в передней части проема, а для сброса правой двери — две ручки в передней и задней частях дверного проема. Ручки аварийного сброса дверей окрашены в красный цвет. Герметизация дверей осущест­вляется резиновым уплотнением.

Пилотажно-навигационные приборы, приборы контроля работы силовой установки и систем вертолета расположены на приборной доске летчика (рис. 8.2[1]). Там же располо­жены табло аварийной и предупреждающей сигнализации. На правой части приборной доски размещены приборы и оборудование для работы штурмана.

На потолке кабины экипажа расположен верхний пульт управления (рис. 8.3), в состав которого также входят ле­вая, правая боковые панели и блок светосигнализации, включающий в себя табло уведомляющей сигнализации (рис. 8.4*).

Центральный пульт (рис. 8.5) размещен между сиденья­ми летчика и штурмана. С левой стороны центрального пульта закреплен пульт управления двигателями и тормо­зом несущих винтов.

Пульт проверки работы регулятора предельных режимов (РПР) расположен слева под приборной доской летчика (рис. 8.6).

1 — табло-кнопка ЦСО; 2 — табло сигнальные ТС-2к; 3 — индикатор дальности н бипированный прибор ДА-30; S — табло сигнальное ТС-2ж; 6 — авиагоризонт оборотов винтов ИТЭ-1Т; 8 — сдвоенный указатель оборотов двигателей ИТЭ-2Т; кнопка-табло; // — указатель) режимов работы двигателей; 12 — термометр масла .

светильник; 14 — манометр масла редуктора УИ1-8; 15 — табло сигнальное ТС-2ж; 16 — блоки УС и ПС из комплекта ДИСС; 17 — индикаторы температуры гидросмеси; 18 — прибор навигационный плановый ПНП-72-4м; 19 — сдвоенный указатель температуры газов 2УТ-6к; 20 — указатель топливомера УТО-2к; 21 — табло сигнальное ТС-5ж; 22 — индикаторы давления гидросистем и насосной станции; 28 — вольтметр В-: амперметр А-2; 25 — вольтметр ВФ0.4-150; 26— амперметр АФ1-150; 27 — высотомер барометрический

28 — кнопка-табло; 29 — кнопіа 2КНР контроля сигнализации; 30 — переключение посадочных фар—основ­ной н резервной; 31 — прибої навигационный плановый ПНП-72-4м; 32—блок 6 ДИСС; 33 —табло сигналь­ные; 34 — указатель радиов лсотомера А-031-4-2; 35 —прибор командный пилотажный ПКП-77; 36—указатель

скорости УС-350; 37 — табло сигнальные ТС-2к; 38 — термометр ТСТ-282С выходящих газов АИ-9; 39 у — ука­затель манометра тормозов УИ(-40; 40 — указатель положения шага винтов

Рис. 8.4. Боковые панели и блок светосигнализации

Рис. 8.5. Центральный

ШТУРМА::

Рис. 8.6. Пульт проверки РПР 0Ї

Управление сбросом оружия производится с пульта (рис. 8.7), расположенного справа от штурмана под при­борной доской.

Распределительное устройство РУ-10 (рис. 8.8) располо­жено на потолке проема, соединяющего кабину экипажа с грузовой кабиной. На панели устройства размещены авто­маты защиты цепей питания шин и цепей литания потре­бителей.

Пульт оператора (рис. 8.9[2]) расположен в грузовой ка­бине рядом с креслом штурмана-оператора так, что, когда штурман-оператор разворачивается спиной к правому бор­ту вертолета, пульт находится перед ним.

Кресла экипажа не катапультируемые, обеспечивают удобное размещение в полете и обслуживание на земле. В чашках кресел размещаются парашюты с носимым аварий­ным запасом.

Кресло летчика (рис. 8.10), регулируемое по высоте и на­клону спинки. Высота сиденья изменяется в пределах 160 мм с фиксацией в пяти промежуточных положениях с помощью ручки /, расположенной справа в нижней части кресла. На­клон спинки назад изменяется от 14 до 25° относительно вертикали с фиксацией в трех положениях от ручки 2, рас­положенной справа от чашки сиденья. С помощью ручки 3, расположенной на сиденье слева, спинка может укладыва­ться вперед до упора в чашку, что облегчает доступ к ап­паратуре, расположенной за сиденьем.

Кресло штурмана (рис. 8.11), не регулируемое по высо­те, имеет устройство наклона спинки назад и складывается вперед до упора в чашку. Фиксация наклона спинки назад осуществляется от ручки, расположенной справа от чашки сиденья, а складывание спинки вперед — от рукоятки на задней стороне спинки. Складывание спинки сиденья впе-

Рис. 8.7. Пульт управления сбросом оружия

ред обеспечивает проход на рабочее место штурмана-опера — тора и аварийное покидание им вертолета.

Кресло оператора (рис. 8.12), не регулируемое по высо­те, имеет механизм изменения наклона спинки назад в пре­делах от 14 до 20° с фиксацией только в крайних положени­ях. Кресло разворачивается на 105° влево от продольной

оси фюзеляжа с фиксацией в восьми положениях от ручки, расположенной слева чашки сиденья.

Рис. 8.12. Сиденье штурмана-оператора

Сиденья членов экипажа оборудованы привязными рем­нями: одним плечевым и двумя поясными.

В грузовой кабине размещаются рабочее место штурма­на-оператора, специальное оборудование, оборудование си­стем вертолета и топливные баки № 5, которые расположе­ны по левому и правому бортам. По левому борту кабина имеет сдвижную назад дверь с окнами из оргстекла. Над проемом двери расположена ручка аварийного сброса двери.

Пол грузовой кабины, нижние продольные балки, ниж­ние стенки шпангоутов, обшивка и нижние панели (рис. 8.1)’ образуют отсеки (контейнеры) топливных баков № 1—4 (4).

Между нижними продольными баками и шп. 4—14 рас­положен бомбоотсек, ограниченный сверху полом грузовой кабины и закрываемый снизу двумя складывающимися при открытии створками. Створки (рис. 8.13) открываются дву-

Рис. 8.13. Механизм открытия створок бомболюка

мя механизмами. На механизмах управления установлены блоки концевых выключателей, которые служат для сигна­лизации положения створок и подключения вспомогатель­ной гидросистемы в случае отказа основной.

Отсек прибора 10 изделия «Рось-В» расположен между шп. 14—16. Снизу он закрывается двумя створками, имею­щими механизм открытия, аналогичный механизму откры­тия створок бомбоотсека.

Управление открытием и закрытием створок бомбоотсе­ка осуществляется переключателем Б/ЛКЖ ОТК. Р. — Б/ЛЮК ЗАКРЫТ, расположенным на центральном пуль­те. Положение створок контролируется по сигнальному табло на блоке светосигнализации.

Управление створками прибора 10 осуществляется с пульта оператора переключателем ВЫПУСК — УБОРКА с предварительной установкой переключателей ГАС — АПМ в положение ГАС, КОНТРОЛЬ УПР. ЛЕБЕД. в по­ложение СТВОРКИ. При открытом положении люка на пульте оператора горит табло ЛЮК ГАС ОТКР-