КОНСТРУКЦИЯ ВЕРТОЛЕТА
Глава 8
ФЮЗЕЛЯЖ
Фюзеляж служит для размещения экипажа, грузов, оборудования, агрегатов и систем вертолета и является связывающим звеном всей конструкции, воспринимающим как распределенные, так и сосредоточенные нагрузки.
Фюзеляж представляет собой цельнометаллический по — лумонокок балочно-стрингерного типа. Он состоит из передней и хвостовой частей, хвостового оперения и гондолы двигателей.
§ 1. ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА
Передняя часть фюзеляжа конструктивно состоит из каркаса, обшивки, остекления, дверных проемов и люков. Силовой каркас включает в себя:
— поперечный набор;
— продольный набор;
— окантовки люков, дверных и оконных проемов;
— полы кабины экипажа и грузовой кабины.
Поперечный набор состоит из двадцати шпангоутов,
пять из них (4, 7, 9, 10а и 16)—силовые, имеющие узлы для восприятия сосредоточенных нагрузок.
Продольный набор состоит (рис. 8.1) из двух лонжеронов /, двух верхних силовых балок 2, двух нижних продольных балок 5, набора стрингеров 3 и местных продольных профилей и балочек. Лонжероны и балки связывают между собой шпангоуты каркаса в единую систему. Стрингеры служат для подкрепления обшивки.
Верхние силовые балки воспринимают нагрузку от силовой установки. Они имеют узлы крепления двигателей, площадки узлов крепления редуктора, кронштейны крепления прибора 10. Нижние продольные балки несут узлы крепления балочных и кассетных держателей, а также направляющие для загрузки бомбоотсека.
Окантовки дверных проемов и люков компенсируют вырезы в фюзеляже.
Передняя часть Хвостовая часть |
Пол кабины экипажа 7 выполнен из дюралюминиевых листов и трехслойных панелей с сотовым заполнителем. На нем крепятся кресла летчика и штурмана, каркас нейтрального пульта, площадки под педали и ручки управления.
Пол грузовой кабины 6 от бортов фюзеляжа до продольных балок выполнен из восьми отдельных трехслойных панелей, а между продольными балками — из листового дюралюминия с четырьмя люками доступа в бомбоотсек. На полу крепятся кресло штурмапа-опсратора, узлы крепления оборудования, лебедки ІЗЛ-47, приспособления для подъема в бомбоотсек средств поиска и поражения.
Передняя часть фюзеляжа по целевому признаку разделяется на следующие отсеки: кабину экипажа, грузовую кабину, контейнеры топливных баков и бомбоотсек.
Кабина экипажа расположена между шп. 1—4а, она имеет левую и правую (более широкую) сдвижные назад двери, фиксируемые в различных положениях. Левая дверь может быть заперта снаружи ключом, правая — с помощью флажка только изнутри. Для аварийного сброса левой двери имеется ручка, расположенная в передней части проема, а для сброса правой двери — две ручки в передней и задней частях дверного проема. Ручки аварийного сброса дверей окрашены в красный цвет. Герметизация дверей осуществляется резиновым уплотнением.
Пилотажно-навигационные приборы, приборы контроля работы силовой установки и систем вертолета расположены на приборной доске летчика (рис. 8.2[1]). Там же расположены табло аварийной и предупреждающей сигнализации. На правой части приборной доски размещены приборы и оборудование для работы штурмана.
На потолке кабины экипажа расположен верхний пульт управления (рис. 8.3), в состав которого также входят левая, правая боковые панели и блок светосигнализации, включающий в себя табло уведомляющей сигнализации (рис. 8.4*).
Центральный пульт (рис. 8.5) размещен между сиденьями летчика и штурмана. С левой стороны центрального пульта закреплен пульт управления двигателями и тормозом несущих винтов.
Пульт проверки работы регулятора предельных режимов (РПР) расположен слева под приборной доской летчика (рис. 8.6).
1 — табло-кнопка ЦСО; 2 — табло сигнальные ТС-2к; 3 — индикатор дальности н бипированный прибор ДА-30; S — табло сигнальное ТС-2ж; 6 — авиагоризонт оборотов винтов ИТЭ-1Т; 8 — сдвоенный указатель оборотов двигателей ИТЭ-2Т; кнопка-табло; // — указатель) режимов работы двигателей; 12 — термометр масла .
светильник; 14 — манометр масла редуктора УИ1-8; 15 — табло сигнальное ТС-2ж; 16 — блоки УС и ПС из комплекта ДИСС; 17 — индикаторы температуры гидросмеси; 18 — прибор навигационный плановый ПНП-72-4м; 19 — сдвоенный указатель температуры газов 2УТ-6к; 20 — указатель топливомера УТО-2к; 21 — табло сигнальное ТС-5ж; 22 — индикаторы давления гидросистем и насосной станции; 28 — вольтметр В-: амперметр А-2; 25 — вольтметр ВФ0.4-150; 26— амперметр АФ1-150; 27 — высотомер барометрический
28 — кнопка-табло; 29 — кнопіа 2КНР контроля сигнализации; 30 — переключение посадочных фар—основной н резервной; 31 — прибої навигационный плановый ПНП-72-4м; 32—блок 6 ДИСС; 33 —табло сигнальные; 34 — указатель радиов лсотомера А-031-4-2; 35 —прибор командный пилотажный ПКП-77; 36—указатель
скорости УС-350; 37 — табло сигнальные ТС-2к; 38 — термометр ТСТ-282С выходящих газов АИ-9; 39 у — указатель манометра тормозов УИ(-40; 40 — указатель положения шага винтов
Рис. 8.4. Боковые панели и блок светосигнализации |
Рис. 8.5. Центральный |
ШТУРМА:: |
Рис. 8.6. Пульт проверки РПР 0Ї
Управление сбросом оружия производится с пульта (рис. 8.7), расположенного справа от штурмана под приборной доской.
Распределительное устройство РУ-10 (рис. 8.8) расположено на потолке проема, соединяющего кабину экипажа с грузовой кабиной. На панели устройства размещены автоматы защиты цепей питания шин и цепей литания потребителей.
Пульт оператора (рис. 8.9[2]) расположен в грузовой кабине рядом с креслом штурмана-оператора так, что, когда штурман-оператор разворачивается спиной к правому борту вертолета, пульт находится перед ним.
Кресла экипажа не катапультируемые, обеспечивают удобное размещение в полете и обслуживание на земле. В чашках кресел размещаются парашюты с носимым аварийным запасом.
Кресло летчика (рис. 8.10), регулируемое по высоте и наклону спинки. Высота сиденья изменяется в пределах 160 мм с фиксацией в пяти промежуточных положениях с помощью ручки /, расположенной справа в нижней части кресла. Наклон спинки назад изменяется от 14 до 25° относительно вертикали с фиксацией в трех положениях от ручки 2, расположенной справа от чашки сиденья. С помощью ручки 3, расположенной на сиденье слева, спинка может укладываться вперед до упора в чашку, что облегчает доступ к аппаратуре, расположенной за сиденьем.
Кресло штурмана (рис. 8.11), не регулируемое по высоте, имеет устройство наклона спинки назад и складывается вперед до упора в чашку. Фиксация наклона спинки назад осуществляется от ручки, расположенной справа от чашки сиденья, а складывание спинки вперед — от рукоятки на задней стороне спинки. Складывание спинки сиденья впе-
Рис. 8.7. Пульт управления сбросом оружия |
ред обеспечивает проход на рабочее место штурмана-опера — тора и аварийное покидание им вертолета.
Кресло оператора (рис. 8.12), не регулируемое по высоте, имеет механизм изменения наклона спинки назад в пределах от 14 до 20° с фиксацией только в крайних положениях. Кресло разворачивается на 105° влево от продольной
оси фюзеляжа с фиксацией в восьми положениях от ручки, расположенной слева чашки сиденья.
Рис. 8.12. Сиденье штурмана-оператора |
Сиденья членов экипажа оборудованы привязными ремнями: одним плечевым и двумя поясными.
В грузовой кабине размещаются рабочее место штурмана-оператора, специальное оборудование, оборудование систем вертолета и топливные баки № 5, которые расположены по левому и правому бортам. По левому борту кабина имеет сдвижную назад дверь с окнами из оргстекла. Над проемом двери расположена ручка аварийного сброса двери.
Пол грузовой кабины, нижние продольные балки, нижние стенки шпангоутов, обшивка и нижние панели (рис. 8.1)’ образуют отсеки (контейнеры) топливных баков № 1—4 (4).
Между нижними продольными баками и шп. 4—14 расположен бомбоотсек, ограниченный сверху полом грузовой кабины и закрываемый снизу двумя складывающимися при открытии створками. Створки (рис. 8.13) открываются дву-
Рис. 8.13. Механизм открытия створок бомболюка |
мя механизмами. На механизмах управления установлены блоки концевых выключателей, которые служат для сигнализации положения створок и подключения вспомогательной гидросистемы в случае отказа основной.
Отсек прибора 10 изделия «Рось-В» расположен между шп. 14—16. Снизу он закрывается двумя створками, имеющими механизм открытия, аналогичный механизму открытия створок бомбоотсека.
Управление открытием и закрытием створок бомбоотсека осуществляется переключателем Б/ЛКЖ ОТК. Р. — Б/ЛЮК ЗАКРЫТ, расположенным на центральном пульте. Положение створок контролируется по сигнальному табло на блоке светосигнализации.
Управление створками прибора 10 осуществляется с пульта оператора переключателем ВЫПУСК — УБОРКА с предварительной установкой переключателей ГАС — АПМ в положение ГАС, КОНТРОЛЬ УПР. ЛЕБЕД. в положение СТВОРКИ. При открытом положении люка на пульте оператора горит табло ЛЮК ГАС ОТКР-